Урок: «Новая» жизнь «старой» музыки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение... (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению «классическое – современное» и задумаемся над тем, что же всё-таки представляет собой «современная музыка». Можем ли мы считать, что это понятие исчерпывается только теми видами, которые служат пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого человека ситуации, когда он нуждается в музыке не просто как в украшении, а ищет присущих ей глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в подобных случаях?
Иконка файла материала 28.docx
«Новая» жизнь «старой» музыки Единственно возможный комментарий к  музыкальному сочинению – другое музыкальное  сочинение... (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению  «классическое – современное» и задумаемся над тем,  что же всё­таки представляет собой «современная  музыка». Можем ли мы считать, что это понятие  исчерпывается только теми видами, которые служат  пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого  человека ситуации, когда он нуждается в музыке не  просто как в украшении, а ищет присущих ей  глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в  подобных случаях?Существует наблюдение, что сегодня наиболее  востребованной «серьёзной» музыкой является  музыка прошлого. Наиболее исполняемыми  композиторами являются такие мастера, как В. А.  Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и  другие мастера ушедших столетий. Является ли музыка этих композиторов современной  в наши дни? Послушайте фрагмент из «Неоконченной» симфонии  Франца Шуберта и попробуйте объяснить, понятна ли  эта музыка современному человеку. Обратите  внимание на характер темы вступления, которая  проходит через всю первую часть. В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой­то неведомый  вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил  героя ­ современника Шуберта. Однако можем ли мысказать, что для современного человека он звучит  неактуально? Александр Герасимов. Деревья в  цветуПримечательно, что жизнь этой симфонии  продолжается и поныне. Она не только входит в число часто исполняемых произведений на концертных  сценах всего мира, но и звучит в театральных  постановках и кинофильмах. Например, знаменитый  японский кинорежиссёр Акира Куросава включает  «Неоконченную» симфонию в композицию своего  фильма «Великолепное воскресенье». В этой  лирической картине рассказывается о двух юных  влюблённых, которые пытаются весело прожить  выходной день, не имея ни денег, ни еды, ни крова.  Зато они полны любви, а потому счастливы. В финале, когда герой для своей избранницы, единственнойслушательницы, дирижирует воображаемым  оркестром в парке на заброшенной эстраде,  происходит чудо. В пространстве кадра для них  действительно начинает звучать «Неоконченная»  симфония Ф. Шуберта. Однако сегодняшняя жизнь этого произведения не  исчерпывается новыми вариантами интерпретаций  (интерпретация ­ здесь: истолкование смысла  произведения), в том числе театральных или  кинематографических. Само название  «Неоконченная», вероятно, побуждает современных  композиторов «дописать» то, что в своё время «не  закончил» Шуберт. На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что  в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора.Это, кстати, относится не только к данной симфонии  гениального композитора. Существует опыт  композитора Эдисона Денисова по завершению  неоконченной кантаты Шуберта «Лазарь», а также  сочинение итальянского композитора Лучано Берио  «Rendering» («Истолкование»), созданное на основе  набросков Шубертовской Десятой симфонии.  Некоторое время спустя ученик Денисова Антон  Сафронов дописал две «недостающие» части к  «Неоконченной» симфонии. Классическая музыка продолжает жить в  современности ­ наряду с той музыкой, которая  создаётся сегодня. Она подвергается новым  интерпретациям, получает свежее звучание на  театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно  услышать в самом неожиданном контексте, например  в рекламном ролике. Она вошла в современныйзвуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня  такая музыка стала частью бытовой среды? Константин Богаевский. Корабли. Вечернее  солнцеУ русского писателя Виктора Астафьева есть  такое рассуждение. «Музыка, быть может, самое дивное создание  человека, его вечная загадка и услада. Никто так  близко, как музыкант, не соприкоснулся с  подсознанием человеческим, ­ той самой не  отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в  нас, тревожит и волнует... Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в  нём и пребудет на земле. Я думаю, что музыку  человек, может быть, услышал раньше, чем научился  говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале  был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травыи звон опадающей листвы. И только переняв у  природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа ­ это самое верное, святое и  неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему  окончательно одичать. Я имею в виду настоящую  музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую  вакханалию (вакханалия ­ здесь: разгул,  неистовство), которая закружила человека в  бездумной дикой пляске, ввергла его в какое­то  инстинктивное подражание воющему и ревущему  зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы  взялись и чей образ и подобие утратили». Следует ли из этих слов, что под словом  «вакханалия» писатель понимает всю современную  музыку? Или нам ещё предстоит понять, насколько  она сложна и многообразна? Об этом мы поговорим на последующих страницах нашего учебника.Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты, что современная музыка служит  разным целям ­ от возвышенных до сугубо  развлекательных? 2. Прочти внимательно высказывание В. Астафьева.  Как ты думаешь, о какой музыке говорит писатель,  называя её «дивным созданием», ­ только ли о  классической?  Применимо ли это высказывание к  музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта? 3. Отвечает ли, по­твоему, «Неоконченная»  симфония мыслям и духовным запросам нашего  современника? Каким именно? 4. Как ты считаешь, почему звучание  «Неоконченной» симфонии стало именно  кульминацией фильма А. Куросавы «Великолепное  воскресенье»?5. В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть  такие строки:     Одной любви музыка уступает;     Но и любовь мелодия... Возможно ли отнести эти слова к звучанию  «Неоконченной» симфонии в контексте событий  фильма А. Куросавы? 6. Почему современные музыканты снова и снова  обращаются к музыке прошлого? Знаешь ли ты  другие примеры современной интерпретации  классической музыки?Какая музыка нам нужна Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно  не признаём этого. Музыка же есть всегда ­ здесь и там.  (Т. Такемицу, композитор) Многообразие и пестрота всего, что звучит в  современном мире, ­ лучшее доказательство того, что  музыка сегодня ­ явление не только всеобъемлющее,  но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны  нам «для дела», например при проведении  праздничного вечера или спортивного мероприятия.  Некоторые составляют фон, необходимый длясовершения ежедневных дел. Нередко человек  включает радио или телевизор, занимаясь домашней  уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда  мы ищем какую­то определённую музыку ­ хотя бы  просто потому, что она есть у других. Мы  «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за  её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из  видов искусства сегодня не востребован так  интенсивно, как музыка. Мы замечаем, что многие виды современной музыки  подвержены стремительному старению: порой мы с  негодованием отвергаем композицию, например,  трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» ­  подобно тому, как мы выбрасываем старую,  вышедшую из моды одежду. Ещё более  радикально (радикальный ­ затрагивающий самыеосновы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки,  проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая­либо песня за короткое время из лидеров хит­парада  оказывается в самом конце списка или даже за его  пределами. «Сколько сил, терпения и любви стоило нашим  предшественникам строительство святынь и соборов!  ­ и как мало внимания они уделяли вещам,  предназначенным служить удобству существования.  Современный же человек, как правило, больше  интересуется автомобилями или самолётами, чем  какими­то скрипками», ­ пишет Н. Арнонкур.Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. СтефанаОднако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам  современного человека к автомобилям и самолётам,  музыка, как это ни удивительно, сохраняет для  человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно  проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми  сиюминутными потребностями, но и о той, которая  осталась звучать в душе на долгие годы. У музыки есть свойство прочно привязываться к  каким­то важным для нас событиям, становиться ихсимволом. Такой музыкой может стать любая  мелодия ­ просто потому, что она прозвучала когда­то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла  вновь и оживила то, что казалось никак не связанным  с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет  оживить любое воспоминание. Франтишек Купка. Клавиши  пианино Такой музыкой может оказаться, например,  обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка,порой ничем особенно не примечательная и даже  кажущаяся малоинтересной, с течением времени  становится символом каких­то глубоко личных  воспоминаний. Можно даже предположить, что у  каждого человека есть свой собственный школьный  вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как  всегда актуален старый двор и звучавшее в нём  разноголосье. Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно  назвать и потребность человека в музыке, ­ ведь если  бы этой потребности не было, музыка вообще давно  бы исчезла. Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки... Это были первые подмостки.(Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») С этим свойством музыки связано то, что  композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве.  Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria»  Алемдара Караманова ­ как раз воплощение такого  образа. Светлая, добрая музыка, своей  проникновенностью она созвучна другим его  произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater»  (Stabat Маtеr (лат.) ­ скорбящая  мать), которую композитор посвятил своей матери.  Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки  детской мечтательности и чистоты, её очень любят  играть дети: она неизменно входит в репертуар  конкурса А. Караманова, который с 1996 года  проходит в Крыму, где жил и работал композитор.Из высказываний о творчестве Д. Караманова «Когда впервые соприкасаешься с творчеством  Алемдара Караманова, поражает как бы  «Несовременность его музыкального языка,  отсутствие в нём знаков «модернистического  сознания». Кажется, что эта музыка могла быть  создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней  как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие,  но переосмысленное на новом уровне (прежде всего  русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин,  Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы  между русской классикой и авангардом: ничего не  разрушает, но созидает на основе сложившейся  богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед). Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит ­ хвалят иль порочат ­ Каждый в ней находит то, что хочет.Хочет ­ сказки, хочет ­ были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля... Ведь свободны мы, как ветер в поле, Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») Вопросы и задания: 1. Чем обусловлено многообразие и пестрота  современной звуковой палитры? 2. Каковы, на твой взгляд, причины быстрого  устаревания некоторых современных композиций? 3. Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой  ответ .4. Как ты воспринимаешь образ произведения А.  Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая  музыка нужна современному человеку?   Аргументируй своё мнение. 5. О какой музыке пишет Л. Мартынов в  стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе  Шебалине»? 6. Как соотносятся образы стихотворения Л.  Мартынова и картины Ф. Купки?Музыкальная среда Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы  вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует  музыка, которая должна звучать в лифтах  больших универмагов, она какая­то определённая;  музыка, которая звучит в московских такси, она  тоже уже какая­то определённая; музыка,  которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот  весь этот звуковой фон – это музыка.(Г. Канчели, композитор) Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в  том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем о  музыке, т. е. не об отдельных музыкальных  произведениях, которые можно слушать, обсуждать,  сравнивать с другими произведениями. Здесь речь  пойдёт о множестве всевозможных звучаний,  окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы  интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным  редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления. Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о  себе зданиями концертных залов и театров, афишами,  приглашающими на самые различные концерты ­ от  классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду­ из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов.  Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме.  Музыка стала нашей повседневной средой. Один из современных критиков пишет об этом так: «В сегодняшнем «саундтреке» к жизни нередко звучат  интонации неблагополучия, надломленности, что  напрямую связано со стилем и ритмом жизни  современного человека» (Д. Штефанюк). Мы даже научились не замечать это нагромождение  музыкальных звуков ­ хотя бы потому, что иногда  человеку хочется уйти от слишком назойливой  звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки  слишком много, она перестаёт быть музыкой,  становится шумом.Василий Кандинский. Москва.  Красная площадьПомимо случайной, хаотичной  звуковой среды, окружающей современного человека,  существенные изменения происходят и в самой  музыке. Вот одно из высказываний современного  музыканта: «Для меня понятие музыки вообще не  является определяющим. Более того, в последнее  время я всё чаще отхожу от этого термина, отдавая  предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая  среда, звуковой дизайн, линейная композиция,  вертикаль, последовательность, и всё меньше значенияпридаю мелодии, гармонии, тональности и другим  традиционно музыкальным смыслам» (А. Борисов). Однако всегда ли уютно человеку в такой  многослойной звуковой среде? Едва ли. Во­первых, шум нередко агрессивен, он  вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам  вопреки нашей воле. Во­вторых, особенно агрессивен  именно музыкальный шум: обладая эмоциональным  воздействием, музыка буквально заставляет её  слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна  вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе  ему самому. Любители классики по­прежнему ходят в концертные  залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие  слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая  мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями.А некоторые и вовсе надевают наушники,  отгораживаясь от окружающей разноголосицы. Сбежать бы из дому сейчас. Да холод на улице лютый... «В основе любой философии лежит презрение к людям» ­ так я говорил год назад. Теперь скажу по­иному, когда на улицу шум – единственно ­ гонит из дому: отвращение к шуму и крику (в переводе не с греческого) – это и есть любовь к мудрости. (Перевод с общечеловеческого.) Но шум не всякий, а тот, который людьми вызывается. Ах, если б не холод собачий,то можно б и на завалинке мудрость любить, слушать шум деревьев и времени частного, ­ единственно, что разделяет меня с другими несчастными... (А. Банников) Александр Осмёркин.  Святогорский монастырьПриведённое стихотворение  поэта Александра Банникова ­ как раз именно об  этом, о невозможности находиться в эпицентре  звуковой какофонии нашего повседневного быта.  Отсюда ­ раздражение против тех, кто отравляетшумом и криком собственную среду обитания; отсюда же ­ и мечта о завалинке, о другом, прекрасном шуме  – «шуме деревьев и времени частного». А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения  Колобова. «Что такое музыка: шелест травы, пение птиц,  литература, живопись? Ведь бывает много­много нот,  а музыки нет. А бывают отношения людей ­ музыка, и  разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов,  но музыка для меня и в самом деле как религия – моя  религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как  профессией, присутствует много земного,  практического. Но это всё второстепенное. Пускай  результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед  Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог». ... Марина Цветаева гениально сказала: «Поэзия ­ это  перевод с родного языка на чужой». Так же и музыка.Это вообще непонятный язык. Ноты ­ это не музыка,  это ­ шифр, так же как великая литература ­ шифр. И  каждый отгадывает его в меру возможностей, которые дал Господь, и обозначило время. Исаак Левитан.  Тишина...Искусство ­ вообще загадка, оно  воздействует на человека по­особому, и для каждого  оно интимно. Один журналист как­то спросил у меня:  «Что такое искусство и что ­ попса?» Мне кажется,  что искусство ­ это то, что воспринимается интимно  каждой личностью, а попса ­ для толпы. Не для  народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всёбольше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное:  тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается  криком на крик. Музыка же рождается в тишине.  Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем  тишина». Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё  равно её не хватает. В чём тут парадокс? Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся  личным пространством, возникающим всё же не из  суетливой разноголосицы повседневного быта, а из  гармонии ­ природы, искусства, человеческих  отношений... И сегодня она всё чаще становится  единственным средством побыть наедине с собой ­  вдали от многообразных «саундтреков» окружающего  нас пространства. Вопросы и задания:1. Назови музыкальные произведения, которые ты  предложил бы послушать на этом уроке. Объясни  свой выбор. 2. Согласен ли ты, что современная музыкальная  среда слишком навязчива? Как ты сам можешь  противостоять её агрессии? 3. Сравни стихотворение А. Ванникова и  высказывание Е. Колобова. Как тебе кажется, есть ли в них сходные мысли? Попробуй выделить  центральную идею в каждом из текстов. 4. Кажется ли тебе удачным выражение  «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой  ответ.Герой авторской песни А мой герой был скромный малый… (М. Щербаков, бард) Талантливые песни создавались и композиторами во  второй половине ХХ века, например, такие как  «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые  мстители» (Я. Френкель ­ Р. Рождественский),  «Гренада» (В. Берковский ­ М. Светлов), «Не  расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова ­ Н.  Добронравов) и многие другие.Советский плакат «Хлеб ­  Родине!»Вместе с тем многие официальные песни  были важны не столько своими художественными  достоинствами, сколько тем пропагандистским  пафосом, ради которого создавались. Они составляли  основу телевизионного и радиоэфира, звучали в дни  праздников, на торжественных концертах. Петь такие  песни в кругу семьи никому не приходило в голову. Основу содержания многих официальных песен  составляли такие темы, как «настоящий советский  человек», «герой», «передовик производства» и т. д.  Главным критерием качества человека были его  трудовые успехи, принципиальность, непримиримостьк чуждым мнениям. Все эти качества  пропагандировались как единственно достойные  советского человека, который должен был презирать  всё личное как мелкое и несущественное, мешающее  покорению производственных высот. По сути,  героями песен были те же люди, о которых писалось  на первых страницах центральных газет. Их портрет  был предельно обобщённым и при этом торжественно­ величавым. Однако «настоящему человеку» ­ строителю светлого  будущего, непримиримому борцу за новые идеалы –  представители авторской песни противопоставляли  своё понимание «настоящего человека». Им был как  раз простой человек, ничем, казалось бы, не  замечательный, далёкий от эпохальных свершений и  героических достижений.Настоящих людей так немного, Всё вы врёте, что век их настал. Посчитайте и честно и строго, Сколько будет на каждый квартал. Настоящих людей очень мало. На планету ­ совсем ерунда. А на Россию одна моя мама. Только что она может одна? (Б. Окуджава) Истинные ценности в творчестве поэтов­бардов не  были связаны с чинами, наградами, почестями,  властью. Быть порядочным человеком значило очень  много. Кроме того, это ещё и означало «быть  рядовым» ­ человеком, внутренне свободным,  способным петь песни, наслаждаться счастьем  простой и естественной жизни, глубиной искренних  чувств, дарами родной земли.Такая позиция вовсе не предполагала отказа от  социальных достижений, она не имела ничего общего  со всевозможными неформальными движениями. Не  была она и атрибутом молодёжного движения.  Многие представители авторской песни были вполне  зрелыми людьми, нередко успешными поэтами,  физиками, драматургами. Эта песня в значительной  мере зародилась в среде интеллигенции. Не случайно  распространение этого вида песни было характерно  для университетских центров, славящихся высоким  уровнем образованности и социальной активности. Вот одно из стихотворений Александра Галича –  известного драматурга, автора сценариев многих  известных фильмов советского времени («Вас  вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи  ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по  волнам»).Я в путь собирался всегда налегке, Без долгих прощальных торжеств, И маршальский жезл не таскал в рюкзаке. На кой он мне, маршальский жезл! Я был рядовым и умру рядовым. Всей щедрой земли рядовой, Что светом дарила меня даровым, Поила водой даровой. До старости лет молоко на губах, До тьмы гробовой ­ рядовой. А маршалы пусть обсуждают в штабах Военный бюджет годовой. Пускай заседают за круглым столом Вселенской охоты псари, А мудрость их вся заключается в том, Что два ­ это меньше, чем три. Я сам не люблю старичков­ворчуновИ всё­таки истово рад, Александр Галич Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград. Земля под ногами и посох в руке Торжественней всяких божеств, А маршальский жезл у меня в рюкзаке ­ Свирель, а не маршальский жезл. Переосмыслению ­ по сравнению с идеалами  советской пропаганды ­ подвергались и другие темы  массовой песни. Родная страна, столица Москва,  труд, мир ­ в массовой песне все эти образы  представали во всём величии грандиозных свершений,  а в авторской песне ­ в задушевной, лирической,  доверительной интонации. В известном кинофильме  «Москва слезам не верит» звучит «Александра»,  написанная Сергеем Никитиным и Юрием Визбором  (в соавторстве с Дмитрием Сухаревым), ­ один изярких образцов бардовской песни. Послушайте её и  сравните с другими известными вам песнями о  Москве. У Визбора Москва предстаёт не в образе  «кипучей, могучей, никем непобедимой» столицы  нашей огромной Родины, а как живой, близкий город,  место юности и романтической мечты, как  воплощение материнской любви для тех, кто и сам,  как родной сын, любит и ценит город своей судьбы.  Такая трактовка подчёркивается и музыкальными  средствами: по своему жанру песня «Александра» ­  это светлый и лирический вальс, исполненный  целеустремлённого движения. Эти противопоставления ­ с одной стороны,  торжественно­официального, с другой ­  непринуждённо­искреннего, ­ выражали главное  противоречие времени. С официальной сцены звучали  одни песни, а в домах, у костров и других местах,собиравших близких людей и единомышленников, ­  совсем другие. Поэтому среди причин популярности  авторской песни следует назвать и ту, что была  связана с утратой веры в громкие слова. Слова  обесценились, их не хотели слушать, они ничего не  выражали, воспринимались как нагромождение  пустых конструкций. Ах, до чего ж фантазирует Эта газета буйно, Ах, до чего же охотно На всё напускает дым, И если на клетке слона Вы увидите надпись «Буйвол», Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, друзья, пожалуйста, Не верьте, очень прошу вас, Не верьте глазам своим.(А. Галич) Таким образом, авторская песня стала своего рода  островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам. Тех, кто  знал и любил авторскую песню, объединяла общность  взглядов, резко контрастирующих с официальной  идеологией. В настоящее время авторская песня утратила  главенствующие позиции среди других песенных  жанров. Вероятно, сегодня она не находит той почвы,  которая её питала, на которой выросли лучшие её  достижения. Конечно, бардовскую песню охотно поют до сих пор,  ведь в этом жанре создано немало по­настоящему  хороших произведений. Её помнят те, кто на  авторской песне был воспитан; до сих пор проходятконцерты памяти В. Высоцкого, Б. Окуджавы, других  ярких и талантливых авторов. И всё же авторская песня, как и многие другие  музыкальные течения последних десятилетий, была  явлением не столько музыкальным, сколько  социальным: это была своего рода «песня протеста» ­  правда, этот протест не всегда был шумным, нередко  он выражался в негромкой, проникновенной,  лирической форме. Вопросы и задания: 1. Попробуй охарактеризовать героя авторской  песни. Какие ценности, на твой взгляд, были ему  наиболее близки? Против чего был направлен его  протест? 2. Как ты думаешь, авторская песня ­ это  музыкальное направление или социальное явление?Объясни свой ответ с учётом прослушанных  авторских песен. 3. Как ты понимаешь смысл стихотворения Б.  Окуджавы «Настоящих людей так немного...»? 4. Утрачена ли, по­твоему, сегодня актуальность тех ценностей, какие воспевались в авторской песне? Авторская песня Думающая песня для думающих людей... (Б. Окуджава) Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских  видах музицирования проявилась потребность вобщении, взаимопонимании, поиске  единомышленников. Это особенно обнаружилось в  авторской песне, которая в течение нескольких  десятилетий лидировала среди любительских  музыкальных жанров. Наиболее известные создатели  авторской песни ­ В. Высоцкий, Б. Окуджава, А.  Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский. Авторскую песню отличали такие качества, как  мелодичность, доверительность интонации, простая  аранжировка: только голос и гитара, сближающая её  со сферой уютного любительского музицирования  (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А.  Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её  выразительность заключалась в страстности, порой  даже надрыве, в обращённости к самым больным  темам общественной жизни, к проблемамчеловеческой дружбы, надёжности, честности (как у  В. Высоцкого, А. Галича). Послушайте «Песню о друге» Владимира  Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».  Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой ­ романтика гор, мужская дружба, испытание на  прочность... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в  музыкальной декламации стихов, к тому же в  неповторимой авторской манере Высоцкого. Альпинисты Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так...Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош, ­ Парня в горы тяни ­ рискни! ­ Не бросай одного его: Пусть он в связке в одной с тобой ­ Там поймёшь, кто такой. Если парень в горах ­ не ах, Если сразу раскис и ­ вниз, Шаг ступил на ледник и сник, Оступился ­ и в крик, ­ Значит, рядом с тобой ­ чужой, Ты его не брани ­ гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал,Он стонал, но держал, Если шёл он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, ­ Значит, как на себя самого, Положись на него. По­другому авторскую песню называли бардовской,  самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не  согласны с этими определениями). Однако такое  название как раз и указывает на то, что её авторами и  исполнителями были музыканты­непрофессионалы.  При этом многие барды, непрофессиональные  музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий  Визбор определяет авторскую песню как «песню  литературную, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни ­ это и лучшие поэты».Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об  Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи  профессиональным поэтом, Окуджава поднял  художественную планку авторской песни на  значительную высоту. При этом музыка является  скорее дополнением к словам, чем самостоятельной  линией. Однако сочетание музыки и слов, как и  тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной  песне делает её неповторимым, очень характерным и  узнаваемым произведением. площадь (1971 г.) Евгений Куманьков. АрбатскаяТы течёшь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё призвание. Ты ­ и радость моя, и моя беда. Пешеходы твои ­ люди невеликие, Каблуками стучат ­ по делам спешат. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моя религия, Мостовые твои подо мной лежат. От любови твоей вовсе не излечишься, Сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, ты ­ моё отечество, Никогда до конца не пройти тебя. Поистине всенародное признание творчества бардов,  ставшее феноменом общественной жизни с 60­х и  примерно до середины 80­х годов, едва ли связано с  особыми музыкальными достоинствами творчества  этих авторов (хотя достижения в этой области,