Аннотация
Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.
На фоне отобранного дидактического материала у учащихся воспитывается уважительное отношение и гордость за русский язык.
Использование элементов технологии критического мышления дают возможность развивать исследовательские и творческие навыки.
Решение лингвистических задач разного уровня позволяют обобщить и повторить знания, имеющиеся у учащихся по теме «Лексика», расширить понятия о синонимах, антонимах, омонимах и многозначных словах.
Работа в группах формирует умение составлять рассказ на лингвистическую тему, выдвигать гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы.
Самоконтроль , самооценка позволяет учащимся адекватно реагировать на свою роль в обществе.
Этот урок в качестве показательного был дан для учителей начальных классов.
Методический конструктор учебного занятия
Название УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский Предмет русский язык Класс 5
Тема урока: «Обобщение по теме «Лексика»»
Место и роль урока в изучаемой теме последний урок в разделе «Лексика»
Тип урока: обобщающий урок
Цель урока: выявить степень усвоения учащимися знаний по разделу «Лексика»
Задачи урока:
-обучающие: закрепить знания учащихся о категориях языка, изученных в разделе «Лексика»; сформировать умения и навыки нахождения омонимов, синонимов, антонимов, многозначных слов в текстах разных жанров; учить создавать собственный текст;
-развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, умение преодолевать импульсивность, готовность к преодолению трудностей;
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку через художественное слово.
Этап урока |
Время, мин. |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный момент |
1 мин |
- |
- |
- |
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности |
Приветствуют учителя |
|
2. Проверка домашнего задания |
2 мин. |
(Верно-неверно., Да - Нет) 1.Лексика – словарный состав языка. 2.Слово – основная единица лексики. 3.Слова бывают только однозначными. 4.Швейная игла, игла сосны, игла ежа. Игла – омоним. 5.Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова. 6.Антонимы – слова одной и той же части речи, которые пишутся и слышатся одинаково.
|
проблемный |
Самостоятельная работа |
- |
Анализируя задания, регулируют свою деятельность. Выполненное задание проверяют по учебнику, выставляя один балл за каждый правильный ответ. |
Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи |
3. Сообщение темы .Постановка целей |
1 мин. |
|
проблемный |
фронтальная |
Направляющая |
Учащиеся формулируют тему и цели урока |
Познавательные УУД: формулирование темы, постановка учебной цели. |
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний |
6 мин. |
1 группа «Овсянка» Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки Которая в миске.) Какой же овсянки она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас пролетела? (Овсянка – каша из овсяной крупы. Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных) 2 группа. В море суши полоса Называется коса, И у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса, Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? (Коса - заплетенные волосы. Коса – сельскохозяйственное орудие. Коса – длинная узкая отмель, мыс.)
|
поисковый |
Работа в группах |
Найдите омонимы в стихотворении, дайте им лексическое значение |
Читают стихи, ищут омонимы, дают лексическое значение, выбирают кандидата от группы, который будет защищать выбранную позицию |
Личностные УУД: соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами. Регулятивные УУД: умение регулировать свою деятельность Познавательные УУД: постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждение проблемы |
|
4 мин. |
Петрушка-петрушка. Кашка-кашка. Ласка- ласка.
|
проблемный |
Творческая, работа в парах. |
Корректирующая. Придумайте предложения с данными омонимами. |
Составляют предложения . |
Коммуникативные УУД: уметь договариваться, находить общее решение, аргументировать свое мнение, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу. |
5. Работа с текстом |
7 мин. |
Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогу зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синие выси над нами… И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: - До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога»!
|
проблемный |
Практическая, работа в группах |
Направляющая.Прочитайте выразительно стихотворение и определите сколько значений у слова «дорога»? Какое явление лексики мы рассмотрели (многозначность)
|
Выразительное чтение текста, выявление многозначности слова «дорога», запись в тетрадь, выбирают кандидата от группы, который будет защищать выбранную позицию |
Регулятивные УУД: Умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей. |
6. Физминутка |
1 мин. |
Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места, Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли Сели, встали, сели, встали, Ванькой –встанькой словно стали А потом пустись вскачь Будто мой упругий мяч.
|
Здоровьесбережение |
Физические упражнения |
Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками |
Под руководством физорга выполняют упражнения |
Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни |
7. Корректировка целей |
1 мин. |
|
проблемный |
фронтальная |
Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы внести коррективы в ранее поставленные цели? |
Корректирующая |
Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели. |
8. Воспроизведение знаний на новом уровне |
9 мин. |
1.Я – синоним осьминога, А без С – в метле нас много. 2. Я то же, что и ураган, Но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, А называюсь я … 3. Простое слово «промежуток»: в театре несколько минуток, пока начнется новый акт, мы называем все …; на время что-то прекратив, мы объявляем …; в борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …; после урока непременно нужна ребятам ….
|
поисковый |
Практическая работа в парах |
Направляющая. Разгадайте метаграммы, запишите ответы себе в тетрадь, определите, какое явление лексики здесь проявляется. |
Работают в парах, ищут ответ на поставленный вопрос, выбирают отвечающего |
Познавательные УУД6 решение лингвистических задач, соотносить результаты , полученные на модели с реальностью (текстом) Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль , взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
|
5 мин. |
Здоровье, погаснуть, сила, молодость, старание, радость, любовь, ясный, мудрый, быстрый, привлекать, доброта, понятный, старость, глухой (звук), тихий, сухой, болезнь, мощный, печаль, вспыхнуть, ненависть, отталкивать, глупый, притягивать, мощь, лень, туманный, злость, слабость, влажный, медлительный, бессилие, шумный.
|
поисковый |
Практическая работа |
Направляющая. Отыщите антонимические пары, записав их в тетрадь. |
Активная работа в группах, составление антонимических пар, запись их в тетрадь, выбор ученика, который будет защищать мнение группы |
Логические УУД: классификация , выход на причинно-следственные связи, составление логической цепи доказательств, обоснование, постановка решения проблемы, творческое действие. Коммуникативные УУД: умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, вступая в диалог и участвую в коллективном обсуждении проблем. |
9. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений |
3 мин. |
1.Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3.Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4.Помещик был груб со своими придворными. 5.Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 6.Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных.
|
исследовательский |
Практическая, работа в парах |
Направляющая. Побудьте редакторами, исправьте в тексте грамматические ошибки, на основе какого лексического явления они образуются в речи? |
Социально-ролевая игра, в ходе которой ребята озвучивают исправленный вариант |
Личностные УУД: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательность и творчества. |
10. Рефлексия |
2 мин. |
Достигли вы целей, поставленных вами в ходе урока? Какова практическая значимость изученного материала?
|
Учебный диалог |
фронтальная |
Корректирующая |
Анализирующая. Высказывание учащимися своего мнения. (Я понял…, готов внедрить… буду использовать…) |
Познавательные УУД: умение выделять главного , существенного Коммуникативные УУД: уважать иную точку зрения. |
11. Оценивание работы на уроке. Эмоционального фона |
2 мин. |
|
беседа |
фронтальная |
Выслушивает мнения учащихся и на основе этого корректирует дальнейшую работу |
Оценивают свой вклад в деятельности на уроке, ставят баллы, говорят о своем эмоциональном состоянии |
Личностные УУД: чувство сопричастности к коллективным делам; понимания основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, моральной самооценки. |
12. Домашнее задание |
1 мин. |
1.Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова Береза, Солнце, Счастье, Весна, Радость, Молодость, Космос, Луноход, Космодром.., удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хочется, чтобы все ее жители были именно такими. Вечно юная и оптимистичная Жизнь твердо верит, что во всем мире останутся существовать лишь слова героические, справедливые, весенние, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из журнала «Русская речь»)
2.По слогам твердим, едва осиля Вяжущую губы немоту: Мама, небо, хлеб, роса, Россия – Камушком катается во рту. Зачерпнул – и доверху ведерко. Русской речи речка глубока. Топчется в кругу скороговорка, Кулаками подперев бока. ………………………………. Всю-то жизнь спешим, куда – незнамо. Сколько лет минуло, сколько зим. Облака, земля, береза, мама – Не наговоримся говорим. (А.Кафанов)
|
Исследовательский |
Самостоятельная работа |
Направляющая.Прочитайте и сравните высказывания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании? Подберите еще стихи или высказывания русских писателей и поэтов о красоте и богатстве родного языка.
|
Поиск нужной информации в Интернете, текстах художественной литературы. Самостоятельное составление текстов художественного стиля речи. |
Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю; Регулятивные УУД: самостоятельное составление монологического текста в письменной форме. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.