Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)
Оценка 4.9

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.03.2017
Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)
Цель урока- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме, отработать орфографические навыки. Завершающим этапом является написание небольшого по объёму фрагмента сочинения- рассуждения. Формирование этого навыка является одним из важных в современной школе. К конспекту урока прилагается " Рабочий лист" учащегося в двух вариантах, предполагающих дифференциацию.Конспект урока по теме "Морфемика"(5 класс). Дополнительно разработаны " Рабочие листы" в двух вариантах.
Обобщение по теме Морфемика.docx
Урок русского языка в 5 классе  «Повторение и обобщение по теме: «Морфемика». Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки  самоконтроля, рефлексии. Планируемые результаты: применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и  лексического анализа слова.  Предметные: знание понятий раздела, умение производить морфемный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.  Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении,  соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.  Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять  последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.  Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика. Орфография». Методы и формы обучения: наблюдение над языком, деятельностно­практический метод, фронтальная беседа с применением системы мультимедиа,  индивидуальная, обобщение, самостоятельная работа. Этап урока Организационный  момент 1.Мотивация  (самоопределение)  к учебной  Ход урока: Деятельность учителя Деятельность УУД учащихся Приветствие. Знакомство с рабочим листом №1 и №2В течение всего урока будем работать с эти листом.Ваша задача – объективно оценить себя на каждом этапе урока, поставив любой значок. Сегодня мы отправимся по интересным , но не самым легким  страницам русского языка и остановимся лишь на одном из его разделов А название этого раздела вы деятельности 2.Актуализация  опорных знаний. составите сами. Вам необходимо  ответим на несколько вопросов. Тот, кто правильно ответит на вопрос получит букву, и потом из них мы составим название страны, по которой нам предстоит путешествовать. 1. Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс) 2. Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс) 3. Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое  значение однокоренных слов. (Корень) Отвечают – получают букву 4. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка) 5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.  (Окончание) 6. Бывают ли части речи без окончания? 7. Как найти окончание? 8.Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по­весеннему?  (Корнем) 9. Я прочитаю пословицу, а вы назовите, какие «добрые» ласковые суффиксы любит  народная речь.  Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка. (­ушк­, ­ к­) Итак, какое слово получится из собранных вами букв? Что же это такое –  морфемика?  Итак,  Морфемика –это раздел науки о языке ( раздел языка) .  в котором   изучаются  части слова ( морфемы)  9 вопросов­ МОРФЕМИКА Дети дают  определение  понятию Рабочий лист № 1  и № 2 , задание 1 3.Целеполагание. А теперь подумайте: для чего нам необходимо  было изучение этого раздела и какие  задачи  мы с вами определим на этот урок? Определяют важность изучения темы, цели Тема для вас не является новой. Сегодня мы повторяем изученный материал,  закрепляем, готовимся в контрольной работе. Конечно же, морфемика очень тесно связана с орфографией – разделом языка,  изучающим правила правописания. В каких морфемах могут быть орфограммы? (приставка, корень, суффикс,  окончание) А почему не называем основу?  4. Практическая  деятельность.  Проверим, насколько вы внимательны  и хорошо ли вы  узнаете морфемы. Поиграем  в шарады  ­ уметь отличать однокоренные слова от форм слова ­ отличать морфемы друг от друга ­ быть грамотным Рабочий лист № 1, задание 2 ­  дети на слух определяют В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс ­ в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом, по мне на уроки пойдете. (Расписание)  (сочинение) № 1. В причине вы мой обнаружите корень, Приставку в собрании встретите вскоре, В слове строение суффикс найдете, В целом напишите дома иль в школе. морфемы , записывают их, образуя слово. Рабочий лист № 2, задание 2  – слова записаны, в них дети подчёркивают названные морфемы слово слово морфема приставка корень суффикс  окончание №2 морфема   Приставка в слове     рассказ  Корень в слове          список Суффикс в слове     собрание окончание  Небольшое сочинение предстоит нам написать в конце урока, используя те знания,  которые мы  сегодня повторяем и закрепляем. Вы справились с заданием. Значит,  вы достаточно хорошо знаете все части слова.  А чтобы продолжить работу над орфограммами в приставках, суффиксах, корнях,  окончаниях мы прервёмся на отдых. сочинение расписание  Рабочие листы,  оцените себя:  справились легко,  Затруднился, не  справился 5.Физкультминутка  Гимнастик для глаз « Карлики и великаны» 6. Закрепление с   проговариванием   ­ Работа с учебником  ­ упр. 466. Прочитайте задание ( устная работа) ­ В каких морфемах встречаются орфограммы? Сформулируем правила. 7.Включение в  систему знаний и  повторения ­ Все ли изученные орфограммы отражены в этой таблице? Каких орфограмм нет?  Сформулируем правила. ­ А теперь практически  вы можете проверить свои  знания. Вам предлагается ряд  слов, распределите их группам. Эту работу в можете выполнять в парах, если есть  затруднения, консультироваться друг у друга, советоваться. Прочитайте внимательно. Всё ли понятно. Что вы будете записывать?  ( словосочетания, предложения)  ­ Это всё словосочетания? Докажите.  Прил..жить усилия, р…стут быстро, интересная лекц…я, предл..гать помощь, возл..жить цветы , зелёные водор… Читают задание, называют орфограммы, формулируют правила. - Буквы З и С на конце приставок; - Гласные и согласные в приставках; - А - О в корнях ( чередование); - Безударная проверяемая и непроверяемая гласная в корнях слов _________________ - Буква Ё – О после шипящих в корне; - Буква И– Ы после Ц Рабочие листы, задание № 3 Работают в рабочих листах сли, пол..гаться на друга, показываем щ…чки ,бе… жалостный человек, высокое …дание, затруднительное пол..жение, спелый ж…лудь, цветы выр…сли, во…петь свободу, сумма сл..гаемых, птица в…порхнула, поехали в ц…рк, сестриц…н платок, произвести сл..жение, выр… щенный мной, уличные торговц…, бе…цельный путь, прол..жить путь , выр…стить капусту, бе…шумный поток. Есть грамматические основы: птица в…порхнула, цветы выр…сли  ­ Сколько групп у вас получилось? (6) ­ Как вы думаете, какие слова   могут находиться в последней 7 группе? Конечно же,  это слова исключения. Что это за слова? Вспомните все  слова и запишите их. Исключения: росток, Ростов, Ростислав,ростовщик,отрасль;                         цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок;                          Шов, шомпол, капюшон, крыжовник, шорох, слова        Исключения ­ это  слова, которые не  подчиняются  общему правилу. Записывают. 8. Работа над  созданием текста.                         иностранного происхождения;  ­ А теперь обратитесь к рабочему листу и оцените свои знания по этим правилам ­  орфограммам. Задание № 4. ( по вариантам). А теперь попробуем использовать все обобщённые знания  в  создании собственного текста. 1 вариант. Напишите небольшое сочинение ­ рассуждение на тему « Почему однокоренные  слова так называются?» Рабочие листы, задание № 3 9.Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке 10. Информация о  домашнем задании 2  вариант. Напишите небольшое сочинение ­ рассуждение на тему « В чём отличие  однокоренных слов от форм одного и того же слова?»  ­ С чего следует начать такое сочинение? ( с определения основного понятия)  ­ Какие понятия являются ключевыми в теме? ( однокоренные слова,  формы слова) .Подведение итогов. Достигли мы с вами цели или нет? Какое задание было самым интересным? Сложным? Пишут фрагмент  сочинения. А теперь заключительный этап : внимательно просмотрите все выставленные оценки  и поставьте себе одну, общую. А также отметьте настроение, с которым вы уходите  с нашего урока. Упр. 468.  Письменно ответить на вопрос, выразив своё согласие или несогласие с  М. Пришвиным На рабочем листке  выставляют себе  оценку, и  настроение. Рабочий лист ученика № 1 Ф.И.__________________________Класс___________________        Задание 1.  Дайте определение. Понятие Определение Корень Суффикс Приставка Окончание Задание 2.   морфем а слово приставка корень суффикс окончание Самооценка Я Я знаю затрудн яюсь морфема слово  приставка корень суффикс окончание справ ились легко затр удни лся не спра вилс я Задание 4 .   1 вариант.  Напишите небольшое сочинение ­ рассуждение на тему « В чём  отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова?»    ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 3.   Знаю Не зна ю № Название орфограммы Примеры 1 Буквы З и С на конце приставок Гласные и согласные в приставках А - О ( чередование) в корнях Безударная проверяемая и непроверяемая гласная в корнях слов Ё – О Буква шипящих в корне после Буква И– Ы после Ц № п/п 1 2 3 4 5 6 7      Прил..жить усилия, р…стут быстро, интересная лекц…я, предл..гать помощь, возл..жить цветы , зелёные водор…сли, пол..гаться на друга, показываем щ…чки ,бе…жалостный человек, высокое …дание, затруднительное пол..жение, спелый ж…лудь, цветы выр…сли, во…петь свободу, сумма сл..гаемых, птица в… порхнула, поехали в ц…рк, сестриц…н платок, произвести сл..жение, выр…щенный мной, уличные торговц…, бе…цельный путь, прол..жить путь , выр…стить капусту, бе…шумный поток. Отметка Моё настроение Выберите рисунок,  соответствующий вашему настроению  после нашего урока.                                           Рабочий лист ученика № 2                                                                                Ф.И.________________________Класс_____________________        Задание 1.  Дайте определение, соединив понятие и определение. Понятие Определение Самооценка Я знаю Я затрудняюсь Корень Суффикс Приставка Окончание Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.   Это   главная   значимая   часть   слова,   в   которой   соединяется   общее лексическое значение однокоренных слов. Это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.           Задание 2.   морфема Приставка в слове    рассказ Корень в слове         список Суффикс в слове    собрание окончание слово морфема слово справ затр не ились легко удни лся спра вилс я Приставка в слове     собрание Корень в слове            причина Суффикс в слове        строение окончание         Задание 4.  2  вариант.   Напишите небольшое сочинение ­ рассуждение на тему « Почему  однокоренные слова так называются?». Начать можно так: « Однокоренные слова – это  слова,  которые имеют... ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Задание 3. № п/п 1 2 3 4 5 № Название орфограммы Примеры 1 Буквы З и С на конце приставок Гласные и согласные в приставках А - О ( чередование) в корнях Знаю Не зна ю Безударная проверяемая и непроверяемая гласная в корнях слов Буква шипящих в корне Ё – О после Буква И– Ы после Ц 6 7  Прил..жить усилия, р…стут быстро, интересная лекц…я, предл..гать помощь, возл..жить цветы , зелёные водор…сли, пол..гаться на друга, показываем щ…чки ,бе…жалостный человек, высокое …дание, затруднительное пол..жение, спелый ж…лудь, цветы выр…сли, во…петь свободу, сумма сл..гаемых, птица в… порхнула, поехали в ц…рк, сестриц…н платок, произвести сл..жение, выр…щенный мной, уличные торговц…, бе…цельный путь, прол..жить путь , выр…стить капусту, бе…шумный поток. Отметка Моё настроение Выберите рисунок,  соответствующий вашему настроению  после нашего урока.

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)

Урок-обобщение по теме " Морфемика"( 5 класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017