Урок-обобщение "Три течения народничества".
Оценка 4.9

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
17.11.2018
Урок-обобщение "Три течения народничества".
Урок-обобщение по теме "Три течения народничества" был разработан учителем общественных дисциплин Погарской СОШ №2 Свистухо Марией Ильиничной для 10 класса по истории. Материал подбирался в соответствии с требованиями программы, учитывался уровень подготовки учащихся их интересы. ряд материалов ребята подобрали самостоятельно.
Тема три течения народничества.docx
Министерство образования и науки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Погарская средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Погар, Брянской области Методическая разработка по истории России, 8 класс.  Тема: «Три течения в народничестве»                                                              дисциплин высшей категории                                                            Свистухо Мария Ильинична Выполнила учитель общественных    2017 / 2018 учебный год Тема: Три течения в народничестве. Цель: Познакомить учащихся с идеологией народничества, разногласиями народников о методах борьбы с самодержавным строем в России, представлениями народников о власти и общественном строе.  Ход урока. 1. Проверка Д/З: Вводное слово учителя об изученных темах:  ­ Отмена крепостного права;  ­ Либеральные реформы 60­70х годов;   ­ Претворение этих реформ в жизнь и проблемы пореформенной России. Вопросы классу: а) Письменно ответить понятия об отмене крепостного права:  ­крепостное право ­выкупные платежи ­выкупные сделки  ­временнообязанные отношения; Выполняют 3 ученика (индивидуально) Фронтальная работа учителя с классом: б) Что получили крестьяне по реформе? Ученик: (Свободу, но без земли).      На что это оказало влияние? Ученик: (Они не имели возможности развивать своё хозяйство). Вывод: Сохранились крепостнические пережитки!  в) На кого теперь надеялись крестьяне после освобождения?  Ученик: (На свою крестьянскую общину, в которой существовала круговая порука ­ т.е. взаимная помощь).  Объясните смысл пословицы: «С миру по нитке , голому­рубаха». г) Кто из революционных деятелей 50­х годов возлагал надежды на крестьянскую общину и возможность общинного или «русского социализма»?  Ученик: (Герцен А.И.). Что   конкретно   писал   Герцен?   (стр.80,параграф   13   учебника   А.А.   Данилова   и   Л.Г. Косулиной 2012 год); д) Отмена крепостного права потребовала проведения дальнейших реформ. Каких? Ученики : (  ­Судебной;                      ­Военной;                      ­Создание земств). е) В чем заключалась значимость этих реформ?         Ученики:   ­гласность   и   открытость   судов,   равноправие   и   состязательность   сторон (мировые и общие);                                      ­всеобщая воинская повинность, т.е. боеспособность армии. (Значимость образования?);                    ­роль земств: содержание больниц, храмов.). ж) Были ли эти реформы завершены?      Ученик: (Нет, т.к. народ гражданских прав и свобод не получил, сохранялась цензура, запреты, наказания, а главное­Самодержавие осталось незыблемым). з) Кто же предложил самому царю «проект завершения реформ ­ Конституцию»?     Ученик: (Лорис­Меликов).    Каков итог?     Ученик: (Царя убили народовольцы, а о Конституции было забыто). и)  А вот  какие  разногласия  возникли   в  общественном   движении  относительно   реформ между либералами и консерваторами? Прошу   обратиться   к   Д/З   :   стр.151   (Многие   либералы   полагали,   что   в   России   еще   не наступило   время   для   Конституции,   но   они   не   отказывались   от   идеи   народного представительства   через   местное   самоуправление,   предлагали   проводить   реформы государственного управления). Какие программные положения они выдвигали? (стр.151).  Ученики:    (­свободу совести, т.е. выбор религии;                      ­свобода от крепостного состояния;                      ­свобода общественного мнения;                      ­публичность и гласность суда). Каких общественных деятелей либерализма вы назовёте? Ученики: (Кавелин, Чичерин, Катков,  Аксаков, Кошелев и др.). к) Почему некоторые из них перешли к консервативным взглядам? Ученики: (Потому что их идеи и взгляды предлагали курс реформ, но не революций и радикальных изменений, т.е. против цареубийства). Учебник­стр.154. л) Кто же стал идеологом и вдохновителем консервативного курса, к мнению которого прислушивался царь и его министры?  Ученик: (Бывший либерал Катков). Учитель: ­ Чьи интересы и взгляды выражали в России консерваторы? Ученики: ­ Интересы дворянства, которые мечтали вернуть свои привилегии, потерянные после отмены крепостного права.                                        ­ Катков стал отрицательно относиться к реформам, которые вели к непониманию царя народом. Вывод: Реформы проводились, а жизнь народа ухудшалась. Поэтому в общественном движении появилось революционное направление­народничество. Учитель записывает  тему на доске. Работа над темой урока:  1.Причины роста революционного движения: ­ сохранение помещичьего землевладения; ­ сохранение временнообязанных отношений крестьян; ­ медленное и противоречивое проведение реформ; ­   непоследовательность   действий   самого   царя   Александра   2   и   сохранение   на   ведущих постах министров николаевской эпохи. 2.Чернышевский Н.Г. и создание организации «Земля и воля».                                                       1861­1864гг. написал роман                                                  1861 год в Петербурге                                            «Что делать», в котором                                 создана разночинцами: описывает  жизнь народа                                (студенты, мещане, купцы, при социализме.                                                мелкие чиновники и                                                                              младший офицерский                                                                            состав). Деятели «Земли и воли» попытались организовать крестьян на восстание, но неудачно». В 1864 г. «Земля и воля» самораспустилась.                                                                           3.Три течения в народничестве:  а) пропагандистское (Лавров Пётр Лаврович); б) заговорщическое (Ткачёв Пётр Никитич); в) бунтарское (Бакунин Михаил Александрович). Сообщения учащихся о взглядах народников: портреты проектируются на экран. а) Бунтарское движение возглавлял Бакунин: критиковал теорию                                                   Бакунин был творцом марксизма о диктатуре                                             теории анархизма, отрицающего пролетариата, не признавал                                     государство. Он отвергал  роли государства и признавал                                 управление централизованное народный бунт, который                                         и предлагал  свободное общество, уничтожит самодержавие.                                       в котором осуществится                                                                                     принцип самоуправления народа                                                                        «Свободное движение народа в конечном итоге образует федерацию». б) Лавров считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.  (Учитель обращает внимание ребят к соответствующей странице учебника) Интеллигенция – «критически мыслящие личности», должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему построить справедливое социалистическое общество. в) Ткачёв полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию и   поэтому   нужно   провести   переворот,   который   совершит   строго   законспирированная (тайная) организация. В ходе переворота произойдёт замена старой государственной власти на новую – революционную, путём террора (стр.162).    Закрепление: 1.Какие идеи у народников были общими?   Ученики:   Изменить   существующий   государственный   строй   и   создать   справедливое общество для народа. 2. Какие методы борьбы предлагали? ­бунт; ­пропаганда; ­террор. 3. Можно ли построить справедливое общество насилием? Ученики: Нет! 4. Идеи народничества, возникшие в 19 веке, будут использованы в истории России 20 века, но это уже другая история.           Подведение итогов урока: Выставление оценок с комментариями. Д/З: параграф 25, вопросы к нему.

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".

Урок-обобщение "Три течения народничества".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018