Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией
Оценка 4.7

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
история
Взрослым
11.02.2018
Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией
Презентация к уроку по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века".
Западная Европа в XIX – начале XX вв 9 кл..docx
Обобщение «Западная Европа в XIX – начале XX вв.»    9 класс Цель   и   задачи:   закрепить   ранее   изученный   материал,   проверить   уровень усвоения изученного материала. Основные понятия:  промышленная революция, модернизация, колониальная экспансия,   аграрная   революция,   либерализм,   консерватизм,   марксизм, монополия, тред­юнионы. Оборудование: презентация, жетоны ПРОБЛЕМА:  XIX в. – самое оптимистическое столетие для народов Европы. Так ли это? План. 1. Индустриальная революция: достижения и проблемы. 2. Социальные процессы. 3. Идеология:  каким быть обществу? 4. Подведение итогов. Рефлексия. ХОД УРОКА I. Индустриальная революция: достижения и проблемы. 1. Объясните термин «индустриализация». 2. Назовите положительные последствия индустриализации. 3. Так ли все было хорошо? Как вы думаете, о чем идет речь в следующем эпизоде? Как только он появлялся   на улице, его часто окружала возбужденная толпа, поднимался свист и шум, перед ним на дорогу бросали бревна и куски железа, причем велика была радость окружающих, когда он ломался при попытке переехать   через   препятствие   и   лошади   увозили ненавистное   создание   в   ближайшую   мастерскую      (об автомобиле) 4. Почему такая реакция? положительные  Появление   новых   материалов,   новых источников энергии;  Новые средства сообщения и связи; отрицательные  Усиление   эксплуатации, безработицы (луддизм)  Создание   новых   видов  Новая   организация   труда;   далекие   от центра   районы   включаются   в   процесс промышленного развития;  Усиливается эмиграция в страны Нового Света;  Контроль над природой;  Демократизация общественной жизни;  Перестройка   государственной   власти: ограничивается власть конституциями и парламентами; королей  Усиливается   влияние   политических     партий;  Расширение   прав   личности;   социальное законодательство  Быстрый рост научных знаний, светский характер школьного образования  Мощное оружия,   сделавших   войны особенно опасными   развитие производства   поставило его   в   зависимость   от источников энергии      Отток   рабочих   рук   из (наиболее и Европы предприимчивых активных)  Экологические   проблемы двуокиси вызвало (выделение углерода потепление атмосферы)      Революции в Европе  Падение церкви   авторитета 5. Какое   название   получил   процесс   разрушения   устоев традиционного общества под влиянием НТП?  (модернизация) 6. Какие   принципиально   новые   источники   энергии   стали использоваться в  XIX в.?   (электричество и нефть) 7. С чем связано использование такого источника как нефть?  (с активным применением двигателей внутреннего сгорания) 8. С   чем   связано   активное   использование   электричества?       (в урбанизации, развитии городской инфраструктуры). В 1875 г.   П.Н.Яблочков   изобрел   электрическую   свечу,   а   в   1880   г. была впервые использована лампа накаливания.   Это было изобретение Т.Эдисона. 9. Какие   изменения   внесла   аграрная   революция?      (в   Англии стали преобладать фермерские хозяйства, где применялись прогрессивные способы земледелия и новая техника: сеялки, молотилки,   работники нанимались по мере надобности)   усовершенствованные   плуги, 10.Английский экономист А.Смит считал двигателем прогресса свободную   конкуренцию.   Первая   половина    XIX  в.   была действительно   эпохой   свободной   конкуренции.   Однако,   к 1870­1880   гг.   ситуация   начала   в   корне   меняться: производственная сфера завоевывалась монополиями. (это   следствие   технической Как   вы   думаете,   почему?   революции, т.к. государство не вмешивалось в экономику, то проблемы сбыта, цен и производства стали решать крупные предприниматели. Для любого предпринимателя контроль над ценами означает увеличение прибыли) 11.Что   такое   монополии?   Виды.  (союз   ценообразователей   – картель;   объединение   по   сбыту   продукции   –  синдикат; предприятия, объединяли собственность   для   совместного   производства   и   сбыта продукции – трест) полностью   которые     *сообщение о Мицуи монополия картел ь синдика т трест Соглашения о ценах Объем производства Договоренность   о   рынках   и   источниках сырья Создание общего торгового аппарата Создание аппарата производственного общего     12.Положительные   и   отрицательные   последствия   появления монополий. Положительные   Давали возможность внедрять   новую   технику   и повышать производительность труда; Снижали   на   какое­то   время накал конкурентной борьбы. Отрицательные В   руках   небольшой   группы   людей сосредоточивалась   такая   власть,   о которой   вряд   ли   могли   мечтать коронованные   монархи.   Не   случайно американских   монополистов   называли «некоронованные   короли   Америки».   Эти люди   могли   влиять   на   политику государств. Начинается основная масса колониальных захватов. 13.Так   на   смену   капитализму   свободной   конкуренции   пришел монополистический   капитализм   или   империализм (империализм – особая стадия в развитии капитализма, при II. которой он стремится распространить свое господство во всех   областях   жизни   общества   –   экономической, политической, идеологической, культурной) В    начале  XX  в. английский экономист  Д.Гобсон, немецкий социал­демократ Р.Гильфердинг  и русский социал­демократ В.И.Ульянов   опубликовали работы, в которых дали анализ империализма   и   выделили   его   признаки.  Назовите  эти признаки.  (1) господство капиталистических монополий; 2) слияние   банковского   капитала   с   промышленным   и образование финансового капитала; 3) экспансия капитала в другие страны; 4) обострение борьбы за раздел и передел мира на сферы влияния) Именно   в   связи     с   усилением   колониальных   войн   термин “империализм” получил в конце XIX в. широкое хождение. Социальные процессы. 1. Какие изменения внесла промышленная революция в социальную  (формирование   буржуазии   и   структуру   общества?   пролетариата)   2. Кого   можно   было   увидеть   в   числе   городских   жителей? (вчерашних крестьян и представителей аристократии) 3. В   какой   стране   темпы   урбанизации   были   выше? (Великобритания:   9   англичан   из   10   проживали   в   городах     ­ «страна городов») 4. Что такое эмиграция? Куда направлялись эмиграционные потоки? Почему? (вынужденное или добровольное переселение.  В США, бурно развивающейся и вместе с тем малонаселенной стране. Они нуждались в дешевой рабочей силе) 5. Какие   положительные   и   отрицательные   последствия   для   стран имело это явление? Положительные Отрицательные 6. Как изменилась  модель поведения европейской аристократии  в XIX в.? (многие аристократы еще владели землями и жизнь их больше была связана с деревней. В сер.XIX в. 4\5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы. Но новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет   делать   карьеру.   Земельная   аристократия   занимает руководящие   посты   в   банках,   промышленных   компаниях. Многие   аристократические   семьи   теряют   свои   богатства.. многие   “отпрыски   древних   родов”   вступают   в   брак   с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии   и   буржуазии,   формированию   нового   “высшего класса”) 7. Какая новая социальная группа появилась в обществе?    (средний класс) 8. Какую   роль   играл   средний   класс?   (придавал   стабильность всему обществу) 9. Что такое «рабочая аристократия»? О каких новых социальных  (квалифицированная   и изменениях   говорит   ее   появление?  хорошо оплачиваемая часть рабочих)   10.В   чем   еще   проявлялось   неравенство   среди   рабочих?  (дети   и женщины получали намного меньше мужчин) 11.Во сколько   лет   детям в Англии разрешалось работать?  (с 6, потом с 10, с 1893 г. – с 11 лет) 12.Каково   было   положение   женщины?   Боролись   ли   они   за   свои права?  (да,   особенно   в   Англии.   Получили   право   учиться   в университетах,   оставлять   ребенка   при   разводе.   С   1918   г. женщины в Англии получили избирательные права) III. Идеология: каким быть обществу? Борьба   за   улучшение   положения   рабочего   класса   понималась   по­ разному. Почти до конца  XIX  в. европейские государства не вели войну   с   бедностью,   не   проводили   широких   социальных   реформ (исключение составляла, пожалуй, Англия). Низшие классы не имели своих представителей в парламентах. В  XIX  в. в Западной Европе оформились 3 основных общественно­ политических   учения.   13.   Каких?    (либерализм,   консерватизм, социализм) Давайте поближе познакомимся с представителями разных течений, послушаем их программы, а если возникнут вопросы, то можно их задать. Пресс­конференция A. Либерализм. (Гладстон) Индивидуальная   свобода   –   вот   важнейшая   ценность   нашего времени!   Дайте   нам   свободу   слова,   печати,   собраний,   совести. Дайте   нам   свободу   действовать!   В   том   числе   и   в   экономике. Разрешено все, что не запрещено законом! Однако это не анархия. Свободный   человек   за   свои   решения   должен   нести ответственность   перед   законом,   т.к.   перед   законом   все   равны. Государство   должно   гарантировать   соблюдение   свобод   и   прав граждан.   и    Умеренные   реформы преобразования. Конституционная   монархия   –   идеал   общественного строя. B. Консерватизм. (Дизраэли) В   наш   век   нестабильности   и   революций     главное   –   сохранять традиционные   ценности:   религию,   монархию,   семью.   Этим   мы обеспечим   порядок.   Свобода   человека   состоит   в   возможности соблюдения   традиций.   Что   касается   государства,   то,   обладая властью, оно имеет право и обязано регулировать экономику и жизнь общества.    Охранительные социальные реформы как самое крайнее средство, незыблемость частной собственности. C. Марксизм. (Маркс) Капиталистический строй – несправедливый строй, враждебный человеку труда, потому что он позволяет эксплуатацию. Нужно уничтожить   ее   основу,   а   именно   –   частную   собственность   на средства   производства.   Если   фабрики,   заводы,   станки   будут принадлежать   всем,   кто   на   них   работает,   то   никто   не   станет присваивать себе чужой труд. Но богачи добровольно не отдадут свои   фабрики   и   заводы,   поэтому   всем   рабочим   необходимо объединиться на борьбу. Пролетарии всех стран, объединяйтесь!  Только   социалистическая   революция.   Пролетариат   – самый   организованный   и   революционный   из   угнетенных классов.  D. Анархо­синдикализм. (Бакунин) Я также за полную свободу личности. Но главный источник всех бедствий,   главный   аппарат   насилия   –   это   государство.   И   его необходимо уничтожить одним ударом, сразу. Саботаж, бойкот, а если   надо   всеобщая   экономическая   забастовка   –   вот   наши средства.   Основными   ячейками   нового   социалистического общества станут профсоюзы.  Я   допускаю   бунт,   восстание   всех   обездоленных   и недовольных. E. Реформизм. (Бернштейн) Теория Маркса устарела и ее необходимо пересмотреть. Социализм есть   не   что   иное,   как     идеал,   несбыточная   мечта.   Капитализм является самым передовым строем, он несет прогресс и улучшение материального   и   экономического   положения   рабочего   класса. Поэтому   классовая   борьба   вскоре   прекратится   сама   по   себе,   что обеспечит мирное перерастание капитализма в социализм.  Рабочим   нужны   не   разрушительные   революции,   а созидательные реформы. Назовите   представителей   этих   теорий.   Выберите   одну   из   теорий,   на   ваш взгляд   наиболее   подхлдящую   для   построения   идеального   общества. Прокоментируйте: “Я голосую за либерализм, потому, что они за равноправие женщин” Классу предлагается выбрать  одну из теорий, наиболее подходящую для построения идеального общества (голосование жетонами) Пока идет голосование: В  XX  веке   среди   зарубежных   ученых   проводился   опрос   с   целью выяснить,   какая   из   теорий,   прогнозирующих   развитие   общества, представляет   наибольший   практический   интерес.   Около   80% опрошенных назвали марксизм. Как   вы   думаете,   на   сегодняшний   день   социализм   как политическое учение оказался несостоятельным?     (нет, теория Маркса   направлена   на   постоянное   изменение,   улучшение существующего строя. Пока существуют бедные и богатые, она будет актуальной) ЛИЧНОСТИ 1. В   1910   г.   На   городской   почтамт   в   Детройте   пришло   письмо. Отправитель забыл указать  на конверте фамилию  адресата, не было и   обратного   адреса,   что   исключало   возможность   отослать   письмо назад. Долго пролежал конверт, наконец служащие решили вскрыть его,   надеясь   по   содержанию   письма   определить   адресата.     Кому следует вручить письмо? Уважаемый мистер! Я фермер.  Знаю, что и Вы родились и выросли в фермерской семье. Но   Вы   уехали   в   город,   а   я   остался   на   отцовской   ферме   и   занимаюсь хозяйством.   Нельзя   сказать,   что   эта   работа   мне   не   по   душе,   но далековато расположено мое хозяйство от города, трудно выбираться из такой глубинки, к тому же и дороги плохие. А бывает, что есть нужда куда­то поехать. Но теперь в жизни моей семьи произошли перемены, и все благодаря Вам. Купили мы за $850 автомобиль, сделанный Вашей фирмой. Такую марку   называют   у   нас   в   народе   «Жестяная   Лизи»,   но   это   любя.   Нет теперь   у   нас   проблем:   выносливая   машина,   не   застревает   даже   на проселочных дорогах. А уж поехать в город по делам или к соседям в гости – чего проще. Вот и решил я выразить Вам благодарность и пожелание успехов от всей нашей семьи. С уважением Джон Смит.    10.11.1910 г. (Генри   Форд.  Первым   стал   использовать   передвижной   сборочный конвейр) 2. Первая женщина в Европе, ставшая доктором наук. Первая женщина, получившая Нобелевскую премию, первый человек, получивший эту премию   дважды.     Первая   женщина,   преподававшая   в   Сорбонне   и избранная   во   Французскую   академию   медицины.   Ей   удалось выделить два новых химических элемента – полоний (назван в честь родины – Польши) и радий. Все   премии,   полученные   за   работу,   она   отдала   на   создание медицинской клиники, где для лечения использовались лучи радия. Ее великие открытия служили людям. (Мария Склодовская­Кюри. Вместе с Резерфордом, П.Кюри и другими открыла явление радиоактивности) 3. Не могу я жить в покое,  Если вся душа в огне. Не могу я жить без боя и без бури, в полусне. Я хочу познать искусство – самый лучший дар богов. Силой разума и чувства охватить весь мир готов. Так давайте в многотрудный и в далекий путь пойдем. Чтоб не жить нам жизнью скудной в прозябании пустом. Под ярмом постыдной лени не влачить нам жалкий век.  В дерзновенье и в стремленье полновластен человек. (К. Маркс. Создатель самого влиятельного социалистического учения   марксизма.   Вместе   с   Энгельсом   создали   первую международную   массовую   организацию   рабочих   –  I Интернационал.) 4. Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан. Людоед идет к Грасу. Узурпатор занял Гренобль.   Его императорское Величество ожидается сегодня в своем верном Париже. (Наполеон Бонапарт.  В 1804 г. Стал императором, воевал с Россией, Гражданский кодекс Наполеона. Умер на Св.Елене) 5. В   течение   полувека   он   наполнял   громом   своего   имени   два полушария. Все следили за подвигами этого полусказочного героя. Для  себя лично он не хотел ничего.  Из любви к людям и родине он рисковал жизнью своей и своей семьи. Еще при жизни о нем слагали легенды. Когда он сражался в Латинской Америке за независимость угнетенных,   негры   Монтевидео   прозвали   его   «белым   дьяволом». Когда   же   после   почти   сказочных     подвигов   он   на   белом   коне триумфатором въехал в Монтевидео, старухи рыбачки кричали: «Да здравствует архангел Михаил!». Став моряком еще в ранней юности, он оставляет жизнь моряка­торговца и решает посвятить себя борьбе за освобождение Италии. (Д.Гарибальди.  возглавил поход «Тысячи» на Сицилию)       Что объединяет всех этих людей? 6. О ком говорили:    А) «король электричества»   (Эдисон) Б) «железный канцлер»  (Бисмарк) В) «пушечный король»   (Крупп) Г) «повелитель молний»   (Фарадей) Д) «бабушка Европы»    (английская королева Виктория) Е) «великий старец» или «народный Вильям»   (У.Гладстон) Ж) «некоронованные короли Америки»   (монополисты)       Каково влияние таких личностей на развитие исторического процесса? Подведение   итогов.   Решение  ПРОБЛЕМЫ: оптимистическое столетие для народов Европы. Так ли это?     XIX  в.   –   самое Рефлексия. Ответить на вопрос “Что делал я, что делал учитель на уроке?” (глаголами) Что делал я Слушал, разговаривал, скучал, не слушал. спрашивал   спорил,   играл,   высказывался,   отвлекался, Что делал учитель Объяснял, спрашивал, делал выводы, писал, ..  Выставление оценок. Домашнее   задание:  мини­сочинение   “XIX  век   –   время,   когда   все меняется»

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией

Урок обобщения по теме "Западная Европа в XIX - начале XX века" (9класс, история) с презентацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018