Данный урок проводился как интегрированный урок истории и русского языка. По типу урок можно отнести к комбинированным урокам (с открытием новых знаний и уроком-концертом. Урок сопровождался небольшой презентацией и исторической игрой. За 45 минут учащиеся оказываются в воображаемом историческом путешествии, слышат греческую речь, ощущают преемственность культур.
Образование в Древней Греции (2 часа)
Цели урока:
Ознакомить учащихся с обучением в древнегреческой школе; дать
представление об алфавите; предметах, изучаемых в школе; отличиях
древнегреческой школы от современной; учить детей делать выводы,
сравнивать, анализировать исторические факты, применять полученные
знания; воспитывать уважение к культуре разных народов; учить
работать в команде.
Основные понятия:
Гимнасий, палестра, ликей, педагог, алфавит.
Оборудование урока: компьютер, презентация, карта, атласы, раздаточные
листы.
Тип урока: комбинированный, с элементами театрализованной ролевой игры.
Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На
Балканах( Слайд 1), на север от Греции, расселились другие народы; исчезли
многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами
лет и километров. Безжалостный Кронос поглощает все, не оставляя следов.
Но муза истории Клио и богиня памяти Мнемозина все же уберегли для нас
многое. Это дало русскому литератору XIX века В.Г.Белинскому( Слайд 2)
сказать: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество». Эти слова
мы возьмем эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Попробуйте фактами
подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.
Задание классу.
Попробуйте привести примеры вклада древних греков в мировую
культуру.
Чем из их достижений мы пользуемся сейчас?
Как всегда при изучении истории, на этом уроке мы будем отвечать на
традиционные вопросы: что происходило? Когда? Где?
Вспомнив события истории Древней Эллады, мы постараемся сделать
вывод о том, как связана культура античной Греции с русской культурой.
Главная ценность античной культуры – свободная человеческая личность.
Вопросы классу:
Как вы считаете, дожила эта идея до нашего времени?
А что, по-вашему, необходимо для ее претворения?
Предполагаемый ответ: образование, знания и т.п.
Таким образом, класс выходит на формулировку темы урока «Образование в
Древней Греции»(Тема пишется на доске) Слайд 3.
А сейчас мы окажемся в доме зажиточного афинянина, который понял, что
для того, чтобы воспитать своего сына достойным гражданином полиса, его
необходимо отправить в школу. Итак, давайте послушаем, о чем они говорят.
Сцена 1.В доме горожанина.
Вопрос к классу.
Что вас удивило или вызвало у вас недоумение или осуждение?
Предполагаемый ответ.
Девочки не учились в школе. Педагог – раб.
Сцена 2. Перед школой.
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравстуйте, дети! Прекраснейшие и
совершенные!)
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья
вернулись с каникул, я ввожу вас в свою школу.(Слайд 4) Будьте усердны,
бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не
раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не
толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один
тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а
остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища
на пол, скачите вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с
места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму,
потому что священные стены храма знаний – не для прыжков ребенка с
товарищем на закорках.
Физкультминутка.
Вы начинаете учиться, и весь наш город смотрит с надеждой на будущих
граждан страны, ожидая, что вы вырастите опорой родины и приумножите ее
славу и богатство. Знания, полученные в школе, вам в этом помогут.
А теперь, перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов – педагогов,
сядьте прямо и начнем урок.
Сейчас я передаю слово нашему грамматисту учителю литературы.
Далее блок о греческой азбуке. (Слайд 5)
Слушаем Гомера.
Здесь – физкультминутка (для глаз)
Прошло 5лет.
Сцена 4.В доме афинянина (Сцена 4) после окончания школы.
Экзамен перед поступлением в палестру
Найти грамматические и фактические ошибки в тексте.
Сцена 5.Палестра (Слайды 6-8)
Игра «Древняя Греция» (Слайды 1-8 - игра по Греции).
Сцена 6. Ликей.
Фреска Рафаэля «В афинской школе» (Слайд 9)
Подведение итогов (Рефлексия)