Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"
Оценка 4.6

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
26.11.2017
Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"
Урок является составной частью курса «Обществознание» в 11 классе базового уровня, следовательно, на этом уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как: Образовательные - формирование у учащихся представления об экономических понятиях занятость и безработица; - раскрыть причины безработицы, ее виды и политику государственного регулирования занятости населения. - уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные. Развивающие: - развивать навыки работы в группах, навыки аналитического мышления, экономическую грамотность - уметь решать экономические задачи: рассчитать уровень безработицы, занятости, определять виды безработицы. Воспитательные: - формирование культуры общения, взаимоуваженияКонспект урока
Тема Занятость и безработица.docx
Открытый урок на конкурс  « Учитель года 2016г» Учитель обществознания Стрижова О.А Тема: Занятость и безработица  Цели урока: Образовательные ­ формирование у учащихся представления об экономических понятиях занятость и  безработица; ­ раскрыть причины безработицы, ее виды и политику государственного  регулирования занятости населения. ­ уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как  безработные. Развивающие: ­ развивать навыки работы в группах, навыки аналитического мышления,  экономическую грамотность ­ уметь решать экономические задачи: рассчитать уровень безработицы, занятости,  определять виды безработицы. Воспитательные: ­ формирование культуры общения, взаимоуважения. Педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Планируемые результаты: знания, умения, навыки; Личностные результаты ­ мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в  будущем в общественной и государственной жизни; ­заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны; ­ ценностные ориентиры, основанные на толерантности – как уважение социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия. Метапредметные результаты ­ умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от  постановки цели до получения и оценки результата); ­умение объяснить явление безработицы и процессы социальной действительности с вязанные с ней ­овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,  дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; ­ умении выполнять познавательные и практические задания на уроках 1)  использование элементов причинно­следственного анализа; ­исследование несложных реальных связей и зависимостей; ­поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных  источниках различного типа; ­определение собственного отношения к проявлениям безработицы,  формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: Учебно­познавательная компетенция ­ иметь целостное представление ключевых базовых понятий: труд, рынок труда,  безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень  безработицы ­Ценностно­смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики.  Анализ по выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения ­ Общекультурная компетенция. Основы эстетического поведения с работодателем. ­ Информационная компетенция. Работа со средствами ИКТ, самостоятельный  поиск, анализ и отбор необходимой информации, её обработка, помощью  компьютера в таблицы, диаграммы. ­Коммуникативная компетенция. Умение взаимодействовать с окружающими, вести беседу, умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести  диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов ­Социально­трудовая компетенция. ­ Приобретение знаний опыта в  профессиональном самоопределении. Урок рассчитан на 2 часа Эпиграф: Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим.                             Без труда не может быть чистой и радостной жизни.            А. П. Чехов.                                                         Ход урока. ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня урок буду вести я. Меня зовут Ольга Алексеевна,  мы с вами в принципе знакомы. Я приглашаю вас к сотрудничеству, взаимовыручке. Давайте пожелаем друг другу  успехов!  Оценку за  сегодняшний урок   вы поставите себе сами, с помощью  листа  самооценки ( они у вас на столах), где прописаны все этапы урока  и   индивидуальная работа . I.Актуализация прежних знаний. На предыдущих уроках вы познакомились с темой  Финансы в экономике и   сейчас  мы ваши знания проверим с помощью блиц­опроса.  Работаем следующим образом,   каждый индивидуально  отвечает да или нет на данные  утверждения , проверяем  работу соседа.  Блиц­опрос ( да­нет) по домашнему заданию (§ 8) 1.     Финансы­ это совокупность экономических отношений в процессе  использования денежных средств. (да) 2. Банковская система­ это  совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций. (да) 3. Выпуск в стране денежных знаков осуществляет центральный банк и крупные  комерческие банки.(нет) 4. Пассивные операции банка­ это предоставление различных по срокам и  размерам кредитов.(нет) 5. Кроме банковской системы существуют другие финансовые институты:  пенсионные фонды, фондовые биржы и т. д.(да) 6. Инфляция делится на ползучую и галопирующую.(нет) 7. Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной, т.е.  рассматривать как нормальное явление.(да) 8. По видам причин, вызывающих инфляцию, экономисты различают инфляцию  спроса и инфляцию издержек.(да)  Работаем индивидуально, меняемся листочками, проверяем. А теперь внимание на экран.   II. Изучение нового материала. 1.Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (вызов)  Оцените себя пожалуйста . мы продолжаем работать и я предлагаю вам  внимательно прослушать притчу.                            Притча. На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает  работающих, что они делают. Один ответил: « Камни ношу» (труд­рабство, принудиловка) Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  ( труд как  средство существования) А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»  (труд­радость  служения великой цели)  Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь  разные ответы?    Из всего сказанного давайте  сформулируем тему нашего урока, о чем мы сегодня  будем говорить?    Какова же  тема нашего урока.  Какие цели мы поставим, что мы хотим узнать? Открываем тетрадь, записываем дату и тему урока. Цель: Сформировать у обучающихся представление о современном рынке труда Задачи:  узнать как формируется и работает рынок труда;   разобраться в причинах и видах безработицы;  получить информацию о государственной политике в отношении безработицы Мы продолжаем изучение темы «Экономика». Вы уже изучили такие  понятия как:  рынок, рыночная структура, факторы производства,финансы, банки,инфляция. Мне  хотелось уточнить, какие факторы производства мы знаем? ( земля, труд, предпринимательские  способности, капитал) Труд   один   из   важнейших   факторов   производства.   Рынок   труда   является составной частью структуры рыночной экономики, одним из главных его элементов. Благодаря   рынку   труда,   большинство   людей   получают   доходы,   продавая   свои способности, навыки и опыт в форме услуг. 1. Слово учителя. Самый сложный из всех рынков ресурсов – рынок труда,  имеющий дело с человеческим капиталом.  Я предлагаю вам поработать с учебником,  найти ответ на вопросы, помещенные на  слайде и озвучить их. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.   § 9 п.1. стр.103 1 ряд­1 вопрос, 2 ряд­вопрос,   3 ряд­3 вопрос.                                       Вопросы: А) Для чего необходим рынок труда? Б) Как действует спрос и предложение на рынке труда? В) Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?   Учитель: Важная функция рынка труда – распределение и перераспределение  трудовых ресурсов. Мы с вами выяснили, что достичь равновесия на рынке труда  очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики –  безработица. Давайте вместе дадим определение этому понятию. Есть варианты? Что такое  безработица?  Молодцы! А теперь давайте посмотрим , правильно ли мы дали  определение с помощью учебника и словарей.  ( зачитывают определения) Какое определение вам более понятно? Давайте его  запишем в тетради. Записываем в тетрадь определение. БЕЗРАБОТИЦА – социально­экономическое явление, характеризующее  незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.   Ребята как вы считаете безработица­это проблема? Для анализа проблем безработицы необходимо прежде всего четко определить ,  кого следует считать безработным. БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, ктоне имеет работы на момент проведения  статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе  немедленно.  Мы с вами вместе должны определить,   в чем же причины   безработицы, почему люди   теряют   работу.     А   поступим   следующим   образом,       работаем   в   парах, обсуждаем и называем причины.  На экране  вы видите определения связанные с темой урока, каждое  определение –это подсказка к  определению причины. 1. Технический прогресс 2. Экономический кризис 3. Зарплата, МРОТ 4. Сезонный спрос 5. Демографическая ситуация в стране 1) Во­первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что  внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней  рабочей силы. 2) Во­вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают  работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. 3) В­третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда:  повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки  производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу. 4) В­четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных  отраслях экономики. 5) В­пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности  рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на  труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.  Молодцы, ребята! Мы с вами определили причины по которым в стране может  возникнуть безработица.  Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды. Но я предлагаю вам  немного отвлечься и поиграть. Будьте добры,  встаньте  пожалуйста!  Вы знаете,  что такое пантомима? Вот именно этим мы и займемся.  Изобразите мне, пожалуйста человека который утором  к 9 часам идет на работу.  Какой он? То ли проснулся , то ли нет!  Хорошо! Изобразите мне , пожалуйста, человека уставшего, измученного идущего домой с  работы.  Молодцы! А теперь человека, который работал бригадиром, но ему позвонили и сказали, что   он  теперь  заместитель директора. Как он радуется?  Отлично!   Я желаю вам именно такого настроения и удачного будущего.  А мы продолжаем работу. На данном этапе урока  вам предстоит выполнить  задание №     ЕГЭ по обществознанию. Я раздаю вам  тексты «Виды безработицы» и  вопросы к ним.   Задание понятно? Работаем. 1 Фрикционная безработица ( от слова « фрикция»­трение) связана с поиском  работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и  усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время  находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы  является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем  профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого  типа безработицы является несовершенство информации ( сведений о наличии  свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может  найти другую работу ужу завтра. К фрикционным безработным относятся люди:  Уволенные с работы по приказу администрации  Уволившиеся по собственному желанию  Ожидающие восстановления на прежней работе  Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней  Сезонные рабочие (не в сезон)  Впервые появившиеся на рынке труда Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное,  поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы ( люди  всегда будут менять место работы , стремясь найти работу, в наибольшей степени  соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как  способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой  производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая,  чем та, которую человек заставляет себя выполнять). Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике,  которые связаны: С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на  продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к  росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию  других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и  росту безработицы. С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является  научно­технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают  (например, производство паровозов, карет, ,черно­белых телевизоров, керосиновых  ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных  телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли  профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии  программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не  соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти  себе работу.  Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем  фрикционная. Циклическая безработица ­ Это безработица, причиной которой выступает  рецессия (спад в экономике).  Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства,  выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается  безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и  строительство)) И наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной  экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов  предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют  работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо  отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников  нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. 1. Какие виды безработицы существуют?  Переносим записи в тетрадь  Фрикционная  Структурная  Циклическая  Сезонная 2.  Причины возникновения каждого вида безработицы? 3. Почему структурная  т фрикционная безработица –это норма для рыночной  экономики?   Давайте попробуем закрепить знания  с помощью небольшого практического  задания.   Работаем  в парах, отвечаем устно, доказывая свою точку зрения. 1. Ольга, ткачиха из Иванова, пришлось уволиться с фабрики из­за резкого  Определите тип безработицы. снижения объёмов производства.  После окончания техникума Кирилл никак не мог подыскать место сварщика. 2. 3. С апреля по октябрь население приморского региона Д.  занято в сфере  обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в  этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из  соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного  населения наблюдается значительная безработица. 4. Шахтёр В. был уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые  источники  энергии. Оцените себя,  пожалуйста. Молодцы.     Скажите мне, а может безработица это вовсе не проблема, может быть  ничего страшного, что  она есть.  Какие последствия  таит в себе безработица? Ваши варианты.  Не производится какая­то часть товаров и услуг , которые могли бы быть  «ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ» произведены, если бы человек работал  Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату),  который облагается налогом.  Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по  безработице меньше, чем зарплата.  Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми  конфликты в семье, и т.д.  Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому  растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать  свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.  Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди  совершают, чтобы добыть нужные блага. Государственная политика борьбы с безработицей Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую  проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые  выполняют  определенные  функции.  О  работе Центра занятости населения в нашем районе ,  и о той работе  которую проводит Министерство труда и занятости населения  Оренбургской  области, нам расскажет Кирилл, он получил опережающее задание,  подготовить  сообщение.  Вывод: Оценивая безработицу как социально­экономическое явление, нельзя  однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека,  оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения  экономической динамики данное явление ­ объективная необходимость. Другое  дело, что государство должно «сглаживать» ее негативные последствия, а  работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради  получения работы.И напоследок я хочу обратить ваше внимание на  изречение: «Человек лишьтам чего­то добивается, где он сам верит в свои силы». Я  вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка,  проблема безработицы обойдет вас стороной. Предлагаю заполнить лист самооценки , передать его мне  и  озвучить своё мнение о сегодняшнем уроке. Закончите любое предложение: •         Самое интересное на уроке было ……………….. •         Мне понравилось …………………………………. •         Сегодня на уроке я так и не понял ………………. •         Меня заинтересовало ……………………………... •         Хотел бы узнать подробнее о …………………….. •         Мне не понравилось ………………………………. •         Я считаю, что сегодня мы ………………………….   IV. Итог урока.  Выставление оценок.   Всем большое спасибо, за работу!  Д/З &9Написать эссе «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не  иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс Придумать по 3 примера, соответствующие каждому виду безработицы.

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"

Урок обществознания 11 класс " Занятость и безработица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017