Урок обществознания "Цена прогресса"
Оценка 4.7

Урок обществознания "Цена прогресса"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
11 кл
27.11.2018
Урок обществознания "Цена прогресса"
Урок предназначен для обучающихся 11 класса. Урок создан в виде мастерской. Материал урока побуждает обучающихся ощутить ответственность человека перед будущими поколениями. Для проведения урока педагогу необходимо приготовить раздаточный материал приложений для каждого ученика или хотя бы один экземпляр на парту.
мастерская Цена прогресса.doc
Мастерская построения знаний по обществознанию для учащихся 11 кл. Мастерская рассчитана на 45 минут. Цена прогресса.  Цели: ­ ­ формирование отношения к противоречивости НТП. построение знаний о современном этапе НТР и ее последствиях для человека и общества; 1. На доске записан следующий эпиграф к уроку:           «Наука   является   основой   всякого   прогресса,   облегчающего   жизнь   человечества   и   уменьшающего его страдания.» М. Складовская­Кюри 2. Мастер предлагает ответить на вопрос «Согласны ли вы с высказыванием автора?». 3. Мастер просит написать на листе достижения цивилизации, которыми мы пользуемся сегодня. 4. Социоконструкция в группе. 5. Мастер записывает все варианты на доске. 6. Выделите достижения, которыми пользовались ваши бабушки и дедушки, будучи в вашем возрасте. 7. Социоконструкция в группе. 8. Мастер выделяет на доске перечисленные достижения. 9. В чем вы видите ваше преимущество? Самоконструкция. 10. Социоконструкция в группе. 11. Мастер записывает все варианты на доске (по результатам проведения мастерской были предложены   следующие   варианты:   комфортные   условия   жизни,   доступность   информации, быстрота получения информации, свободное общение, экономия времени, безопасность жизни, активное   использование   новых   технологий,   малые   затраты   физических   сил,   стало   жить интереснее, широкие возможности в образовании) . 12. В чем преимущество бабушек и дедушек? Самоконструкция.  13. Социоконструкция в группе. 14. Мастер записывает варианты ответов на доске (глубокие знания, больше живого общения, экология, здоровье, морально устойчивы, меньше тратили деньги, более самостоятельны). 15. Пользуясь учебником «Человек и общество. Обществознание. Часть 2.» под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой с. 136­138, выделите экономические и социальные последствия НТР. 16. Оцените последствия с положительной и отрицательной точки зрения. 17. Социоконструкция в группе. 18. Мастер раздает текст (приложение № 1, приложение № 2) и предлагает вступить в диалог с автором эпиграфа урока, вернуться к своему первоначальному ответу (да или нет) и дополнить его в контексте прочитанного. (Ответы учащихся были представлены в виде писем к автору, диалогов, рецензий. Приводим некоторые высказывания из работ учащихся: ­ в экономике произошел переход на интенсивный путь развития производства, но сколько экологических проблем, как следствие, с этим связано?!; с развитием техники человек меньше получает живого общения; наряду с тем, что появляется возможность контролировать нашу деятельность, это ведет к тому, что частная жизнь выходит на всеобщее обозрение, общество норовит вторгнуться в чужую «приватность»; ­ ­ ­ НТП породил много прекрасных открытий, но и они повлияли на загрязнение окружающей среды и понесли за собой острые проблемы; сначала  я согласилась  с  автором, но после  некоторых  рассуждений  появились  сомнения. Отрицательные последствия НТП существенны, но они неизбежны. Их можно назвать «ценой выбора», «альтернативной стоимостью»; благодаря   научным  достижениям   наша  жизнь  не  обременяется  лишними  проблемами.  Но сейчас мы не обращаем серьезного внимания на духовное развитие, не умеем радоваться обычным вещам). Приложение № 1. За 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.  В России 70 % валюты поступает от продажи полезных ископаемых.  В   1992   г.   ООН   приняла   в   качестве   обязательной   для   всех   ее   членов   концепцию   «устойчивого развития». Согласно этой концепции безудержный рост стандартов потребления губителен, он не по силам обществу и природе.  Ежегодно уничтожаются влажные тропические леса на площади 16,8 млн. га.  Ежегодно только США сбрасывают в океан до 50 млн. т. отходов.  По   заключению   специалистов,   в   некоторых   районах   Земли   80   %   всех   болезней   вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.  В   2005   г.   среднемесячное   содержание   в   воздухе   Ижевска   аэрозолей   свинца   и   никеля   превысило допустимую норму в 1,1­1,2 раза. «Вклад» г. Глазова в валовые выбросы УР за 2003 г. составил 17,8 %.   Водные объекты УР в 1996 г. характеризовались умеренно загрязненными (18 %), загрязненными (73 %) и грязными (9 %).  Существует несколько федеральных и региональных законов, ограничивающих освоение болот. ­ ­       Приложение № 2. 3 тыс. долларов стоил в 1981 г. один из первых компьютеров. 180 000 видов вирусов, по данным антивирусной лаборатории Mc Afee сейчас бродят по просторам Интернета. 30 тонн весил первый компьютер ENIAC. Длина этого чудовища была 30 метров, а чтобы назначить ему какую­либо задачу, обслуживающий персонал вручную втыкал в разъемы 6 000 проводов. 367 терафлоп в секунду – скорость математических вычислений, производимых компьютером  Blue Gene. 2 компьютера первоначально составляли всемирную сеть Интернет. Это был, вероятно, последний момент, когда весь Интернет можно было скинуть на дискету.  Миниатюрная солнечная батарея крепится прямо на глаз и передает зрительным клеткам сигналы. Как результат – слепой человек способен обрести хоть и не полноценное, но все­таки зрение.  Автомобиль BMW 335i Coupe развивает скорость до 250 км/ч.  Мыслительный аппарат человека какое­то время пытались заменить компьютером. Однако как его ни усовершенствуют, все равно на основе машинной логики искусственного интеллекта не получается. Даже суперкомпьютеры, вычисляющие погоду по всей Земле на ближайшие сутки (одна из самых сложных практических задач) все равно остаются лишь инструментами.

Урок обществознания "Цена прогресса"

Урок обществознания "Цена прогресса"

Урок обществознания "Цена прогресса"

Урок обществознания "Цена прогресса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018