Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».
Оценка 4.6

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
11 кл
04.08.2019
Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».
На уроке учащиеся определяют особенности трудовой деятельности, рассматривают, объясняют понятия и термины: « трудовая деятельность, профессионализм, квалификация». Продолжают формировать умения и навыки осуществлять поиск информации, анализировать её, систематизировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения, публично выступать, объяснять понятия и термины: труд, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства.
Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии»..doc
Цель:  Тема урока «Трудовая деятельность и выбор профессии».  (11 класс)  Определить   особенности   трудовой   деятельности,   рассмотреть,     понятия   и   термины:   «   трудовая   деятельность, объяснить   профессионализм, квалификация». Продолжить формирование умений и   навыков   осуществлять   поиск   информации,   анализировать   её, систематизировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения, публично выступать, объяснить понятия и термины: труд, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства. Задачи:  1.   Способствовать   профессиональному   самоопределению   учащихся, формированию качеств будущего специалиста. 2.  Знать: ­ что такое профессия, чем она отличается от специальности; ­ условия, способствующие успешному трудоустройству; ­ мотивы, определяющие выбор конкретной профессии; ­ особенности профессий социально­гуманитарной направленности. 3.   Развивать   активные   познавательные   процессы,   умения   анализировать социальные явления, вести дискуссию, опираясь на источники социальной информации и свой социальный опыт, решать познавательные и проблемные задания.   Тип урока: урок изучения нового материала.          Вид урока: урок с элементами дискуссии, интерактивных форм обучения          (работа в группах). Понятия: профессия, специальность, должность, мотив.  Оборудование и средства обучения:  ­ мультимедийный проектор с экраном; ­ карточки с заданиями для работы в группах. Демонстрационный материал: ­ мультимедийная презентация. Использованная литература: ­   Обществознание:   профильный   уровень.   Учебник   для   10   класса общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и других. – М.: Просвещение, 2012; ­ Обществознание: практикум: пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014; ­  Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. ­ М.: ВАКО, 2014. I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой Ход урока на учебную деятельность. II. Подготовка к усвоению нового материала. Задание» 1. «На Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить   примерно   такие   надписи:  «Сулейман   Бабашидзе.  Родился   в 1820  году, умер в 1858 году. Прожил три года...», или «Нузгар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... Что, на Кавказе считать не умеют? Или по­ разному оценивали односельчане насыщенность жизни данного человека?».       Составьте рассказ о некотором человеке, нашем современнике, выпускнике 2019 года, который проживет ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека ­ из этих­то событий и сложится его жизнь. Желательно   предлагать   события,   соответствующие   реальности.   В   итоге   мы подумаем,   насколько   удалась   жизнь   главного   героя,   насколько   она   оказалась содержательной и какую пользу он смог принесли людям».    обязательные, так и по выбору…..  Назовите по очереди каждый своё событие….  Пример:     «Наш   герой   окончил   среднюю   школу,   успешно   сдал   ЕГЭ,   как        А теперь немного подумайте и по очереди, просто скажите, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя. 1. учащиеся работают в группах по 7­8 человек;     ­ определяется контрольное время для обсуждения проблемы, определения своей точки зрения и выстраивания системы аргументации.  III. Изучение нового материала. 1. Трудовая деятельность Трудовая   деятельность   ­   явление   многогранное.   Понятие   трудовая деятельность   включает   в   себя   такие   составляющие   как   структура,   мотивы, социальная стратегия. Разные аспекты этого вида деятельности изучают многие общественные   науки.   Экономика,   психология,   социология,   философия. Сегодня   на   уроке   мы   с   вами   выясним   некоторые   особенности   трудовой деятельности и еще раз убедимся в его многогранности. Материально производственная деятельность Материальное производство Непроизводственная сфера Производство материальных Производство материальных Оказание Создание материальных нематериальных благ услуг услуг благ По ходу рассказа учитель характеризует три важных элемента производства:  Сфера услуг (учащиеся записывают в тетради) 1. Предмет  труда ­ то, из чего можно изготовить; 2. Средства труда, то с помощью чего изготавливают; 3. Целенаправленная деятельность человека, его труд. Вывод: материальное производство – есть процесс трудовой деятельности человека. Учитель переходит к изучению второго вопроса. Задает вопрос: Что такое труд? Обобщая ответы  учащихся,   учитель подчеркивает  важность сознательной  цели в трудовой деятельности (для сравнения «Сизифов труд». Учащиеся для примера приводят пословицы и поговорки о труде. Делается вывод о важности труда в жизни человека, существовании и становлении личности. Структуру трудовой деятельности учитель рассматривает, опираясь на схему: Структура трудовой деятельности Трудовая деятельность Цель труда Предмет труда Средства труда Технология Трудовые операци и Современное сложное производство требует работников разнообразных профессий. Что такое профессия? Приводятся примеры различных профессий. Краткая беседа школьного психолога о выборе профессии. Профессионализм – степень мастерства – результат обучения и опыта работы. Квалификация – определяет уровень профессиональной подготовки, финансируется в определенном документе. Трудовая   дисциплина,   Технологическая   дисциплина,   Договорная   дисциплина, Инициатива и исполнительность. Культура труда – в научной организации труда.       Учащиеся по группам выполняют задание в рабочих листах.  Установите соответствие: 1.Производство 2. Материальное  производство 3. Сизифов труд 4. Средства труда А. Символ бессмысленной работы. Б. Материалы, подвергающиеся преобразованию. В. Результат обучения и опыта. Г. Процесс создания материальных благ, необходимых для  общества. Д. Распределение и закрепление занятий между участниками  трудового процесса. Е. Различные технические устройства, необходимые для  5.  Предмет труда 6. Производительность труда производства энергетические и транспортные линии и другие  материальные объекты, без которых невозможен трудовой  процесс. 7. Разделение труда Ж. Процесс трудовой деятельности людей, в результате  которой создаются материальные блага, направленные на  удовлетворение человеческих потребностей. 8. Профессионализм З. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается  9. Трудовая  дисциплина     Ответы:  количеством продукции, произведенной в единицу времени. И. Соблюдение правил и порядка поведения в коллективе,  обязательных для всех его членов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Потребности общества и мир профессий.             Задание.  «На строительстве Шартрского собора проходящий мимо путник спросил работающих, что они делают: Один ответил: «Камни ношу», другой ответил: «Зарабатываю деньги, чтобы было на что жить», третий восторженно воскликнул: «Мы строим собор». Подумайте, какое отношение к труду у каждого строителя?  (1. Принудительное,  2. Как средства к существованию  3. Как  сопричастность к  чему­то    важному)/ ­ Что же такое «профессия»? Мозговой   штурм   «Профессия»   (составление   кластера   и   формулирование учащимися на его основе определения понятия). ­ Профессия ­ род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки  ­ Как вы считаете, какие факторы определили возникновение профессий? (Возникновение профессий связано с разделением труда, специализацией в различных видах хозяйственной деятельности). ­ На сегодняшний день насчитывается более 20 тысяч профессий и их число постоянно растет. ­   С   чем,   на   ваш   взгляд,   связано   появление   такого   огромного   количества разнообразных профессий?  ­   Профессии   могут   быть   дефицитными,   сложными,   востребованными,   но малооплачиваемые. ­ Как вы это понимаете? ­ В профессиональной деятельности существую такие понятия и категории как «специальность»,   «должность».  Специальность  ­   более   узкий   вид   деятельности   в профессии.  Должность  ­ трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении. ­ Попытайтесь назвать специальности, имеющиеся в такой профессии как юрист. ­   Приведите   свои   примеры,   раскрывающие   отличия   и   взаимосвязь   таких категорий как профессия, специальность, должность.      Задание по группам.  Распределите профессии, должности и специальности по  колонкам таблицы: Профессия Должность Специальность 1. главный бухгалтер, кассир, бухгалтер; 2. Старший инженер, инженер, инженер­системотехник; 3. Учитель, учитель начальных классов, завуч; 4. Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров; 5. Лесник, главный лесничий, директор лесхоза 3. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Просмотр видеофрагмента о профессиях будущего. ­   Как   уже   отмечалось,   в   современном   мире   образование   является   одной   из важнейших социальных ценностей.  ­   Сегодня,   современное   явление   нашей   жизни   ­   «избыточное   образование». Проблемы «избыточного образования»: 1) в числе безработных большое количество людей с высшим образованием; 2)   растет   число   выпускников   ВУЗов,   работающих   не   только   не   по специальности, а там, где высшее образование вообще не требуется. Сегодня количество менеджеров, эстрадных исполнителей, юристов превышает потребности общества более чем в два раза; экономистов на одну треть. ­ Почему стало возможным такое явление как «избыточное образование»? ­ Каким образом можно решить данные проблемы? ­ Как вы понимаете выражение «конкуренция на рынке труда»? ­ (Работа в парах). В течение 2­х минут попытайтесь ответить на вопросы: Что   может   позволить   вам   успешно   конкурировать   на   рынке   труда?   Какие условия   способствуют   успешному   трудоустройству?  (Качество   образования   ­ дипломы   престижных   учебных   заведений;   владение   практическими   навыками   для ряда профессий; наличие хотя бы небольшого стажа работы; положительные личные качества и др.) ­   Знание   этих   условий,   их     выполнение,   позволит   вам   более   осмысленно овладевать профессией, умениями и навыками, и позволит в дальнейшем успешно трудоустроиться.       Задание по группам.  Тест «Ты и твоя профессия». Используя   три   геометрические   фигуры   ­   треугольник,   круг,   квадрат,   нарисуйте человечка,   состоящего   из   десяти   элементов.   Должны   быть   использованы   все   три геометрические фигуры. 4. Решение изобретательских задач Одной   из   характерных   черт   человеческой   деятельности,   в   различных   сферах, является   ее   творческий   характер.   Высшим   проявлением   творчества   в   трудовой деятельности   считается   изобретательство.   Изобретательство   издавна   привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных   изобретателях.   Имена   Т.Эдисона   и   И.П.Кулибина   знает   каждый образованный человек. Мы   с   вами   попробуем   найти   решение   для   изобретательских   задач.   Вместе   с решением учащиеся должны ответить на вопросы: ­ что мешало группе в принятии решения? ­ что помогало? ­ какие качества характера участников проявились?            1  группа.  Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению.   Иностранные   инженеры   предложили   два   варианта   его   устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?          2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком­ долгоносиком,   вредителем   сельского   хозяйства.   И   тут   выяснилось,   что   условия существования   жука   изучены   очень   слабо.   Никто   не   знал,   например,   какова температура его тела. ­ Жучок маленький,­ сказал один ученый,­ обычным термометром не измеришь. ­ Придется разработать специальный прибор,­ согласился другой. ­ Потеряем много времени. А чтобы предложили вы?  группа.  Помните,   что   произошло   с   капитаном   Врунгелем   во   время               3  путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень ­ не олень, а корова, собака же оказалась волчонком. Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение. IV. Итог урока ­ Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов... Послушайте притчу и прокомментируйте ее. Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. На деньги можно купить: • постель ­ но не сон; • еду ­ но не аппетит; • лекарства ­ но не здоровье; • слуг ­ но не друзей; • женщин ­ но не любовь; • жилище ­ но не домашний очаг; • развлечения ­ но не радость; • учителей ­ но не ум. И даже то, что названо, не исчерпывает списка. V. Просмотр видеофрагмента и оценивание урока учащимися.

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе «Трудовая деятельность и выбор профессии».

Урок обществознания в 11 классе  «Трудовая деятельность и выбор профессии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2019