Урок - путешествие по теме: "Звук (щ), буквы Щ, Щ. Целью данного урока является овладение учебными действиями с языковыми единицами и совершенствование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Данный урок представлен в виде технологической карты. Ожидаемый результат- дети усвоят звук и букву и научатся читать с ней слоги и слова.
Урок – путешествие
по обучению грамоте в 1 классе
Тема урока: «Звук [щ’]. Буквы Щ,щ».
Цель урока: овладение учебными действиями с языковыми единицами и совершенствование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
Задачи урока:
Личностные:
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Регулятивные
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, овладевать навыками нахождения и
исправления ошибок;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные
:
развивать знаковосимволические действия: формировать умение моделировать и преобразовывать модели
овладевать навыками рефлексии способов и условий действия учиться контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
слушать собеседника и вести диалог, предвидеть разные возможные мнения других людей.
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Предметные:
познакомить с буквами Щ, щ, обозначающими звук [щ’];
формировать умение выделять изученные звуки, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными
буквами; соотносить изученные буквы со звуками.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что буква Щ обозначает звук [щ’], научиться читать слова с изученными буквами.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для групповой работы, модели звуков, буквы, электронное приложение к
учебнику
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс
Тема урока: «Звук [щ’]. Буквы Щ,щ».
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Формируемые УУД
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие
Слушают учителя, выполняют его задания.
Регулятивные: овладевать волевой
Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.
I этап. Организационныйна корабле знаний и наш путь лежит в город букв.
Но чтобы плавание начать,
добра всем надо пожелать.
Вы в классе друга быстрее найдите
и пожелайте всего, что хотите.
Скажите друг другу комплименты,
Ведь всем приятны такие моменты.
(Улыбаются друг другу.
Говорят комплименты.)
саморегуляцией.
Познавательные:
логические (сопоставление)
расширять кругозор, учиться
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт.
Давайте выберем корабль, на котором отправимся
Ребята читают слоги. По одному у доски,
Коммуникативные:
II этап. Актуализация знаний учащихся.
Цель: повышение мотивации учащихся.
в плавание. Игра «Плывём по морю» (на
корабликах согласные буквы, подставляя их к
гласным на карте, ученик читает получившийся
слог).
А теперь капитаны наших кораблей будут
набирать матросов на свой корабль
(Интерактивная игра «Генералыразведчики»)
У капитанов карточки со словами «Согласные»,
«Гласные» звуки, у остальных учащихся карточки
с буквами, обозначающими заданные звуки.
остальные проверяют и исправляют
ошибки товарища.
«Генералы» выбирают карточки с
буквами, обозначающими заданные звуки.
Коллективно проверяют выполнение
задания.
III этап. Целеполагание
учиться общаться , прислушиваться
к высказываниям других
Познавательные: расширять
кругозор, овладевать логическими
действиями анализа, синтеза,
обобщения, классификации;
устанавливать аналогии построения
рассуждения.Цель: создание условий для частичнопоискового
метода.
Определение темы урока учащимися
Посмотрите внимательно на доску. Кто пришёл к
нам в гости? Ребята, кто может назвать тему
нашего урока (путешествия)?
Верно, сегодня мы познакомимся с новой буквой.
Давайте попробуем поставить перед собой
цели, чему мы должны научиться на уроке?
учебную задачу урока.
Принимают
Осуществляют решение учебной задачи
под руководством учителя:
сегодня на уроке мы познакомимся с
новой буквой.
Высказывают предположения по теме
урока, ставят цели.
1) Познакомиться с буквой.
2) Узнать, какие звуки обозначает эта
буква.
3) Упражняться в чтении слогов и слов
с новой буквой.
Личностные: самостоятельно
формулировать тему урока;
совершенствовать умение переносить
на свой жизненный опыт
Познавательные:
анализировать ситуации;
Регулятивные:
учиться работать по предложенному
алгоритму
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
IV этап. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.
Цель: познакомится с буквой щ, определить, что она обозначает звук [щ’]согласный глухой всегда мягкий.
Удержание цели урока.
Наш первый остров. Чтобы продолжить
Отгадывают загадки.
Личностные:
принимать цели урокапутешествие команды должны выполнить задание:
отгадайте загадку
1.Хвостик из кости, а на спине щетинка.
(Щетка зубная)
2.Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Регулятивные: овладевать волевой
саморегуляцией
Познавательные:
логические (сопоставление)
расширять кругозор, учиться
находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт.
А что вы знаете о щуке?
Что общего у слов щётка и щука?
Один учся рассказывает о щуке.
Общие звуки [щ’], [к],[а]
Vэтап. Физкультминутка
Цель: Смена деятельности
VI этап. Организация взаимодействия по теме урока
Цель: отработка техники чтения
1.Сочетательный диалог.
Кто же догадался, какой звук у нас в гостях?
Давайте дадим ему характеристику.( обозначает
[щ’]согласный, мягкий, глухой)
А как правильно называют букву вы узнаете,
Выделяют звук [щ’] из слов,
устанавливать с помощью учителя, что
звук [щ’] согласный, всегда мягкий,
глухой. Распознают в словах новый звук.
Личностные:
принимать и удерживать цели урока
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людейзакончив стихотворение:
Не получится борща,
Если нет в нем буквы ...
(Щ)
Найдите букву Щ в своих кассах букв.
Как вы думаете, где же живёт наш звук в «Городе
букв?»
Давайте прочитаем слоги с новой буквой.
2.Групповая работа.
А сейчас мы продолжаем движение на наших
кораблях. Мы приближаемся к следующему
острову. Я предлагаю вам выполнить задание на
карточках. Матросы писали слова, но допустили в
них ошибки. Я предлагаю найти ошибки и
исправить их.
3.Удержание цели урока.
Посмотрите небольшой мультфильм про букву.
Какие слова со звуком [щ] встретились.
Характеризуют его, обозначают буквой .
Регулятивные:
овладевать умением работать по
предложенному алгоритму
Коммуникативные:
Ребята работают с кассами букв на своём
рабочем месте. Один учащийся ищет букву
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей.
в классной кассе букв.
Буква Щ живёт в переулке непарных.
Один ученик читает у доски, остальные
повторяют за ним, если необходимо ,
исправляя его.
Читают слова с изученными буквами.
Выполняют задание в группах на
карточках.
Личностные:
переносить на свой жизненный опыт
Познавательные:
учиться анализировать ситуации;
Регулятивные:
Коллективная проверка ( ножы, шыло, сол,
рость, чяшка, ира)
овладевать умением работать по
предложенному алгоритму
Смотрят видеоролик. Выделяют слова с
новым звуком.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
Регулятивные:
осваивать умение работать в парах4.Парная работа.
Чтобы продолжить путешествие необходимо
выполнить задание:
Найди слова, в которых встречается звук [щ].
Прочитай слова на карточках. Подчеркни слова с
новой буквой.
5.Работа по развитию речи.
Составь рассказ по картинкам. Какие слова с
буквой щ вам встретились?
А сейчас посмотрим мультфильм.
Давайте прочитаем слоги с этой буквой.
Задание: рассади пингвинов на «твёрдую льдину»
и «мягкий снег».
Проблемный вопрос
Все пингвины оказались на снегу. Почему?
Работа в парах.
Учащиеся читают слова на карточке (2) и
находят слова с новой буквой.
Работа с приложением к учебнику:
Учащиеся составляют рассказ.
Сравнивают свой рассказ с содержанием
мультфильма.
Работа с приложением к учебнику:
Учащиеся дают характеристику
согласного звука в слоге и сажают
пингвина на « мягкий снег», или «твёрдую
льдину».
Познавательные: Овладевать
логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения,
классификации; устанавливать
аналогии, учиться строить
рассуждения.
Познавательные:
учиться анализировать ситуации;
Регулятивные:
овладевать умением работать по
предложенному алгоритму
Коммуникативные: проявлять
готовность слушать собеседника и
вести диалог.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положительные эмоции.
VII этап. Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в
Определяют цель учебного задания, Личностные:начале урока.
Как вы думаете, где же живёт наш звук?
Рефлексия.
А сейчас я предлагаю оценить свою работу на
уроке. Если у вас всё получилось и вам
понравилось помести смайлик на верхнюю ступень
«Лестницы успеха», если возникали трудности,
вам предлагаю расположить смайлик на ступеньку
пониже. Если у вас ничего не получалось – вашему
смайлику соответствует ступенька нижняя.
Кто по вашему мнению сегодня на уроке был
самым активным? Кого сегодня можно наградить
снеговиком?
контролируют свои действия в процессе
его выполнения, оценивают правильность
выполнения,
обнаруживают
и
самостоятельно определять качества
своей работы на уроке;
принимать и удерживать цели урока
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей
исправляют ошибки.
Определяют и обосновывают место
новой буквы на «ленте букв».
Отвечают на итоговые вопросы урока и
оценивают свои достижения
Учащиеся оценивают работу своих
одноклассников на уроке
и определяют, кто из них может
поместить снеговика в «Альбом своих
достижений».