Урок обучения грамоте на тему: «Звук [ц], буквы Ц ц» (1класс, литературное чтение)
Оценка 4.8

Урок обучения грамоте на тему: «Звук [ц], буквы Ц ц» (1класс, литературное чтение)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
10.01.2017
Урок обучения грамоте на тему: «Звук [ц], буквы Ц ц» (1класс, литературное чтение)
Цель урока: познакомить с новым звуком и буквами Ц, ц и выявить его отличительные особенности. Урок начинается с артикуляционной гимнастики. Чтобы правильно и чётко говорить язык и губы нужно укрепить. 2. Постановка цели. Цветёт у птичницы цветок – Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок … - Цветок, ты кто? ЦЫПЛЕНОК. Определяется звук в слове: ЦЫПЛЁНОК и формулируется тема и цели урока. 3. Образование звука. Наблюдение за расположением видимых органы речи при его произнесении. Делается вывод: звук [Ц] - согласный, глухой, твердый. Выбирается модель звука. 4. Игра «Прятки». Я назову слог, а вы новый звук спрячьте в звуковые квадратики: ЦА, ЦО, ЦЕ, ЦУ, ЦЫ 5. Знакомство с букой Ц. 6. Физкультминутка. 7. Составление звуковой схемы слова ЦЫПЛЯТА. 8. Работа с предложением. Собрать предложение из слов: КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ ПРИШЛИ ДОМОЙ. Нарисовать схему данного предложения. Составить свое предложение, чтобы в слове был звук [Ц]. 9. Работа с рассказом "Цыпленок Цып". 10. Подведение итогов. Рефлексия.
обучение грамоте.docx

Учитель: Кузнецова  Елена  Геннадьевна

 

Класс: 1

 

Предмет: литературное чтение (период обучение грамоте)

 

Образовательная система«система Занкова»

 

Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».

 

Цели урока: познакомить с новым звуком и буквами Ц, ц и выявить его отличительные особенности.

 

Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и  написания слов с буквой ц.

 

Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, связное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.

 

Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, паре, доброжелательное отношение к  обучению

 

Тип урока: «открытие» новых знаний.

 

Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки,

 

Ход урока:

I.                   Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и чётко говорить

Язык и губы нужно укрепить.

·        Что для этого нужно сделать? (выполнить гимнастику).

 

1. «Лягушка».

·            Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта пять (до счёта десять), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

 2. «Слон».

  Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и    набирать водичку, слегка причмокивая при этом.

 

 

4. «Бегемот».

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта пять, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

   4. «Лошадка».

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и прыгал только язык.

 

5. «Нюхаем цветочки»

1). Медленный глубокий вдох, задерживаем дыхание (запомните аромат).

- Долгий полный выдох.

2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

II. Постановка цели.

1.     Цветёт у птичницы цветок –

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок …

       - Цветок, ты кто? ЦЫПЛЕНОК.

 

2. Определите звук в слове ЦЫПЛЕНОК, с которым мы ещё не знакомились., и сформулируйте тему урока.

«Звук [Ц] и буква, которая его обозначает».

 

3. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока:

·        Познакомиться со звуком [Ц] и буквой, которая его обозначает.

·        Учиться отличать звук [Ц] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

·        Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

 

III. Образование звука.

·        Произнесите слово ЦЫПЛЕНОК, выделяя в нем голосом 1-ый звук.

·        Назовите выделенный звук.

·        Произнесите звук [Ц] несколько раз в паре. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении:

- губы – не растягиваются

- между зубами образуется очень маленькая щель

- язычок упирается в нижние зубы

- воздух встречает препятствие. Значит, он СОГЛАСНЫЙ.

- при произнесении звука [Ц] слышится только шум. Значит, он ГЛУХОЙ.

- после звука [Ц] следует согласный звук. Звук произносится твердо. Значит, он ТВЕРДЫЙ.

 

·        Охарактеризуйте коротко звук [Ц]:

- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ.

 

·       Выберите модель звука.

 

·        Какой мы можем сделать вывод?

ЗВУК [Ц] ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ.

 

·        Дайте полную характеристику звуку [Ц]:

- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ

 

IV.  Давайте поиграем в игру «Прятки».

Я назову слог, а вы новый звук спрячьте в звуковые квадратики:

ЦА, ЦО, ЦЕ, ЦУ, ЦЫ (один у доски)

·        Проверка в парах.

Оценка.

 

 

 

V.  Знакомство с новой буквой.

·        Давайте оденем наш звук [Ц].

·       Как называется эта буква?

·        На какие предметы похожа буква Ц?

  http://sch23apa.narod.ru/images/page2_7.gif

Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка

·        В какой квадратик мы поместим букву Ц на ленте букв? (в синий, т.к. он согласный)

·        Назовите соседей буквы Ц?

·        А какая бывает буква Ц? (большая и маленькая)

·        Для чего нужна большая буква? А маленькая?

 

VI.  Физкультминутка.

Если услышите звук [Ц]:

-  в начале слова – хлопните

- в середине - топните

- в конце – приседайте

ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕНА, ОЦЕНКА, ЦИРК, ЯЙЦО, ПЕСЕЦ, ЛИЦО, СКВОРЕЦ, ЦЕПЬ.

 

VII. Вывела курица цыплят. Каждому дала имя. Первого цыпленка назвала «ЦЫП», второго – «ЦЫП-ЦЫП». Самое длинное дала 6 цыпленку. Разбежались цыплята от мамы.

·        Позови 2-го (с ударением на 2 слоге). ЦЫП - ЦЫП.

·        Позови 3-го (с ударением на 1 слоге). ЦЫП - ЦЫПЦЫП.

·        Позови 4-го (с ударением на 3 слоге). ЦЫП - ЦЫП – ЦЫП - ЦЫП.

·        Курица опечалилась и зовет всех цыплят.

·        Курица очень обрадовалась и зовет всех цыплят.

·        С какой буквы будете писать слово  ЦЫПЛЯТА, а ЦЫП-ЦЫП? Почему?

 

VIII.  Составьте звуковую схему слова ЦЫПЛЯТА. (по цепочке).

Сколько в слове букв? Сколько звуков?

 

IX. Работа с предложением.

         Мы помогли курице найти цыплят. Но у нас и слова рассыпались. Давайте их соберем. (РАБОТА В ПАРАХ).

КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ ПРИШЛИ ДОМОЙ.

·        Что мы собрали?

·        Сколько предложений?

·        Сколько слов в этом предложении?

·        Нарисуйте схему этого предложения.

·        Составьте свое предложение, чтобы в слове был звук Ц.

 

X. Работа с рассказом.

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и  ждал, когда остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.

·        Посмотрите, кого он встретил по дороге.

ЦАПЛЯ

 

Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

·        Кто главный герой сказки?

·        Кому он давал советы?

·        Что ответила ему цапля? Чтобы учить, надо самому что-нибудь знать!

·        Как ты думаешь, почему?

·        Чему учит нас эта сказка?

·        Надеюсь, никто из вас так себя не ведет!

 

XI. Подведение итогов.

·        Какие вы сегодня вы молодцы!

·        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

·        Что вам понравилось?

·        Кому скажем спасибо?


 

Учитель: Кузнецова Елена

Учитель: Кузнецова Елена

Долгий полный выдох. 2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох

Долгий полный выдох. 2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох

V . Знакомство с новой буквой

V . Знакомство с новой буквой

Нарисуйте схему этого предложения

Нарисуйте схему этого предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017