Учитель: Кузнецова Елена Геннадьевна
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (период обучение грамоте)
Образовательная система: «система Занкова»
Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».
Цели урока: познакомить с новым звуком и буквами Ц, ц и выявить его отличительные особенности.
Образовательная: расширить и усвоить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать умения правильного чтения и написания слов с буквой ц.
Развивающая: развивать фонетический слух, внимание, память, связное высказывание, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, паре, доброжелательное отношение к обучению
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: образцы букв, схемы слов, предметные картинки, сюжетные рисунки,
Ход урока:
I. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и чётко говорить
Язык и губы нужно укрепить.
· Что для этого нужно сделать? (выполнить гимнастику).
1. «Лягушка».
· Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта ≪пять≫ (до счёта десять≫), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
2. «Слон».
Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и набирать≫ водичку, слегка причмокивая при этом.
4. «Бегемот».
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта ≪пять≫, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
4. «Лошадка».
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и ≪прыгал≫ только язык.
5. «Нюхаем цветочки»
1). Медленный глубокий вдох, задерживаем дыхание (запомните аромат).
- Долгий полный выдох.
2). Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.
II. Постановка цели.
1. Цветёт у птичницы цветок –
Цветёт на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок …
- Цветок, ты кто? ЦЫПЛЕНОК.
2. Определите звук в слове ЦЫПЛЕНОК, с которым мы ещё не знакомились., и сформулируйте тему урока.
«Звук [Ц] и буква, которая его обозначает».
3. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока:
· Познакомиться со звуком [Ц] и буквой, которая его обозначает.
· Учиться отличать звук [Ц] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
· Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
III. Образование звука.
· Произнесите слово ЦЫПЛЕНОК, выделяя в нем голосом 1-ый звук.
· Назовите выделенный звук.
· Произнесите звук [Ц] несколько раз в паре. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении:
- губы – не растягиваются
- между зубами образуется очень маленькая щель
- язычок упирается в нижние зубы
- воздух встречает препятствие. Значит, он СОГЛАСНЫЙ.
- при произнесении звука [Ц] слышится только шум. Значит, он ГЛУХОЙ.
- после звука [Ц] следует согласный звук. Звук произносится твердо. Значит, он ТВЕРДЫЙ.
· Охарактеризуйте коротко звук [Ц]:
- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ.
· Выберите модель звука.
· Какой мы можем сделать вывод?
ЗВУК [Ц] ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ.
· Дайте полную характеристику звуку [Ц]:
- ЗВУК [Ц] СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ
IV. Давайте поиграем в игру «Прятки».
Я назову слог, а вы новый звук спрячьте в звуковые квадратики:
ЦА, ЦО, ЦЕ, ЦУ, ЦЫ (один у доски)
· Проверка в парах.
Оценка.
V. Знакомство с новой буквой.
· Давайте оденем наш звук [Ц].
· Как называется эта буква?
· На какие предметы похожа буква Ц?
Вот
какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка
· В какой квадратик мы поместим букву Ц на ленте букв? (в синий, т.к. он согласный)
· Назовите соседей буквы Ц?
· А какая бывает буква Ц? (большая и маленькая)
· Для чего нужна большая буква? А маленькая?
VI. Физкультминутка.
Если услышите звук [Ц]:
- в начале слова – хлопните
- в середине - топните
- в конце – приседайте
ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕНА, ОЦЕНКА, ЦИРК, ЯЙЦО, ПЕСЕЦ, ЛИЦО, СКВОРЕЦ, ЦЕПЬ.
VII. Вывела курица цыплят. Каждому дала имя. Первого цыпленка назвала «ЦЫП», второго – «ЦЫП-ЦЫП». Самое длинное дала 6 цыпленку. Разбежались цыплята от мамы.
· Позови 2-го (с ударением на 2 слоге). ЦЫП - ЦЫП.
· Позови 3-го (с ударением на 1 слоге). ЦЫП - ЦЫП – ЦЫП.
· Позови 4-го (с ударением на 3 слоге). ЦЫП - ЦЫП – ЦЫП - ЦЫП.
· Курица опечалилась и зовет всех цыплят.
· Курица очень обрадовалась и зовет всех цыплят.
· С какой буквы будете писать слово ЦЫПЛЯТА, а ЦЫП-ЦЫП? Почему?
VIII. Составьте звуковую схему слова ЦЫПЛЯТА. (по цепочке).
Сколько в слове букв? Сколько звуков?
IX. Работа с предложением.
Мы помогли курице найти цыплят. Но у нас и слова рассыпались. Давайте их соберем. (РАБОТА В ПАРАХ).
КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ ПРИШЛИ ДОМОЙ.
· Что мы собрали?
· Сколько предложений?
· Сколько слов в этом предложении?
· Нарисуйте схему этого предложения.
· Составьте свое предложение, чтобы в слове был звук Ц.
X. Работа с рассказом.
Цыпленок
Цып вылупился из яйца самым первым и ждал, когда остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
· Посмотрите, кого он встретил по дороге.
ЦАПЛЯ
Смотрит
- цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
· Кто главный герой сказки?
· Кому он давал советы?
· Что ответила ему цапля? Чтобы учить, надо самому что-нибудь знать!
· Как ты думаешь, почему?
· Чему учит нас эта сказка?
· Надеюсь, никто из вас так себя не ведет!
XI. Подведение итогов.
· Какие вы сегодня вы молодцы!
· Что нового вы узнали сегодня на уроке?
· Что вам понравилось?
· Кому скажем спасибо?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.