Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс
Оценка 4.8

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
10.05.2017
Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс
Цель: познакомить с буквами ы, и, как ориентирами для чтения. Задачи: 1) закрепить знания детей о звуках [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении; 2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление; 3)воспитывать культуру учебного труда.
Урок обучения грамоте.doc
1. УМК «Планета знаний». 2. Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс 3. Комбинированный урок. 4. Индивидуальная, групповая и фронтальная работа. 5. Презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах. 6. Конспект урока Цель: познакомить с буквами ы, и, как ориентирами для чтения. Задачи:  1) закрепить знания детей  о звуках  [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать  соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;  2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;  3)воспитывать культуру учебного труда. Презентация I. Организационный момент. Цель: эмоционально настроить детей на работу. Со звонком дети произносят слова: Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки. Учитель: Вы готовы? Дети: Всё в порядке! Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение. Уч. ­ Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали  своих воспитателей.  Уч. ­  В детский сад вы все ходили, Там дружили и играли, Мир прекрасный изучали. Д.   ­  А теперь мы повзрослели             И за парты в школе сели. II. Актуализация опорных знаний. Уч. ­  Продолжим путешествие по городу Букв. (Выходит группа ребят с буквами, читают стихи) Ш – Шаг за шагом в этот класс К – Кто­то вел за руку нас. О – Очень благодарны им, воспитателям своим. Л – Любим мы звонок веселый! А – А зовется это… ШКОЛА! Звучит песня «Учат в школе». ­Чему же учат в школе? (читать, писать, считать, дружить). 1. Речевая разминка. Гимнастика для губ и языка. а) «Жил – был язычок…»       Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на  небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу  гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать. б) Скороговорка. От топота копыт пыль по полю летит. Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т]. ­ Что мы должны этим показать? 1 (Как копытами стучат лошади.)  Произнести скороговорку тихо, а затем громко.  Произнести скороговорку с разной интонацией:                           ­ спокойно;                           ­  сердито;                           ­ весело, бодро  ­Для чего мы учимся произносить скороговорки? (Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.) г) Чтение слогов  ма                 ­с радостью мо                 ­с удивлением му                 ­споём мэ                 ­с грустью на                 ­с вопросом ну                 ­с угрозой в) Чтение слов ара     Анна ура     Рома эра     Роман ­Что общего в словах? (2 слога, слог­ра) ­Чем различаются?  ­Что общего в словах 4 столбика? (имена) III.  Целеполагание. Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал. 1. ­ Что нам помогает общаться?     (Речь.)      ­Из чего состоит наша речь?      (Из предложений.)     ­Составить предложения по схемам и картинкам. Буратино составил свои предложения. Прочитаем. Назовите слова предметы, слова­действия.     ­Из чего состоят предложения?       ( Из слов.) 2. Игра «Четвертый лишний». Назовите четвертый лишний. ЛУНА НОРА ЭМУ МАЛИНА (малина – 3 слога; эму – живой предмет)       ­ Из чего состоят слова?       ( Из звуков.) ­ При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.) ­ К нам пришли на урок буквы. (На доске буквы: А,О,Л,У,М,Э, Н,Р) ­ Назовите их. ­Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы  спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным  "зонтиками"? (К доске прикреплены "зонтики" и буквы).  Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь. 2 Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики. ­На какие две группы  разделили? ­ Чем отличаются согласные от гласных? ­ Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. ­Что общего у букв «а, о, э, у»? (твердые командиры) IV.Физкультминутка. Учитель: Если услышите слово со звуком [о] – приседайте, [и] – поднимайте руки, [а] – кивайте  головой.  Дети выполняют движения. Стол, заяц, тигр, волк, парк, крот, кит, рысь.    Проблемная ситуация Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения? Дети: Это ловушка – в этом слове нет звуков [о], [и], [а]. V. Этап формирования учащимися темы и цели урока.  Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить  самостоятельно, формулировать тему и цель урока. Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на  поставленную задачу. 1.     Определение темы.  Игра «Путаница» ­ К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?  (Выставляю буквы на доску: И, и, ы.) Стадия вызова ­Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв «и»  и  «ы» в словах. ­ Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять  буквы «и»  и  «ы»? (На что  они могут указывать в словах?) ( Дети предлагают свои версии.) ­ Проверим ваши предположения. 2.Слогозвуковой анализ слова «лисы». ( Стадия осмысления) Загадка. В лесу живут Кур в деревне крадут. (Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ) ­Составим схему к этому слову.  ­ Какой гласный звук мы слышим в первом слоге? ([и]) ­ Какой буквой обозначим? ( Буквой  и.) ­Какой согласный перед буквой  и? (Мягкий) ­Значит, на что указывает буква и? (На мягкость предшествующего согласного.) ­Какой гласный звук во втором слоге? ([ы]) ­Какой буквой обозначим? (Буквой  ы.) ­Какой согласный перед буквой ы? (Твёрдый.) ­Значит, на что указывает буква  ы? (На твёрдость предшествующего согласного.) 3 ­ Правильны ли были ваши предположения? (Дети дают ответы.) ­Сделайте вывод о работе букв и  и  ы. которую они выполняют в словах. 3.Буквы  И, и, ы. ­ А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный. ­Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили? (Нет заглавной буквы ы.) ­ Как вы думаете, почему? (Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.) VI. Физминутка. VII. Поисково­творческий этап.  Цель: Развивать у детей интерес к чтению. Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки.  Развитие речи учащихся, навыков чтения. 1.     Чтение слогов. (Работа в парах) (У детей на столах листы., которых написаны слоги: МЫ   НЫ   ЛЫ   РЫ                    МИ    НИ   ЛИ    РИ                     ­ Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.) ­ Прочитаем хором. ­Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко. (МИ, НИ, ЛИ, РИ) ­Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?  (Буква  и.) ­ Дополни слоги до целого слова. МИ – мир, милый, Миша НИ – низ, Нина ЛИ – липа, лимон РИ – рис, рисунок ­ Прочитайте  слоги, где согласный произносится твёрдо. ( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ) ­ Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо? (Буква  Ы) ­Дополни слоги до целого слова. МЫ  ­ мыло, мысли, мыши           НЫ – нырять                                   ЛЫ – лыжи, лыжня                         РЫ – рыба, рысь                           ­ Какой слог сам по себе является словом? (Мы) ­ Составьте предложение, употребив в нём это слово. (Мы ходили с мамой в театр.)  ­Буратино вам предлагает сравнить слова: мышка, мишка Составим звуковую схему: 1 ученик к слову мышка, 2 – мишка. Сравните, сделайте вывод. ­Чем похожи слова? (один.количество звуков и букв, 2 гласных, ударение на 1 слог). ­Чем отличаются слова? (первыми согласными звуками). ­Как звучит первый согласный звук в слове мишка? Что подсказало, что согласный мягкий? (И) ­Как звучит первый согласный звук в слове мышка? 4 Игра «Твердый – мягкий» (стоя) (зеленый­синий) Пыль, дым, Дима, сыр, кино, зима, рыбак 3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными  карточками.) ­ Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость  и мягкость согласных звуков.  В этом нам поможет разобраться игра. У нас в гостях слова. Им одиноко. А вам приходилось скучать в одиночестве? Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда. Игра «Один – много». ­Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой  буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать. (У  каждого ученика карточки с буквами   И, Ы.)  Шар – шары Бабочка – бабочки Мяч­ мячи Тетрадь ­ тетради Гриб – грибы ­ Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их  соответствующими буквами? ( Эти слова обозначают не один, а много предметов.) ­ Значит, если буквы  И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов. 4. Работа по учебнику «Букварь», с.43. с.43 – Работа в парах (по картинкам «Один­много). ­Что ещё заметили, рассматривая эти картинки? (белый медведь ­ черный, большой слон­ маленький муравей, быстрый заяц ­ медлительная черепаха) Слова противоположны по смыслу. Некоторые черты животных человек стал использовать и  в качестве своей характеристики. Неуклюжий, как…(медведь). Трусливый, как…(заяц). Медлительный, как… (черепаха). Чтение стихотворения Якова Акима. ­Что значит «надулся, как индюк»? Покажи. Хорошо ли быть важным? В каких строках заключена главная мысль стихотворения? VIII. Подведение итогов. Посмотрите на домик. ­Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки) ­Почему буква «и» занимает другой подъезд этого дома? ­ Мы сегодня хорошо потрудились. ­ Чему учились на уроке? IX. Аналитический этап.  Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.  Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей. ­ Какую роль играют буквы  Ы  и  И в словах? ( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость. 2.Если  буквы И  и  Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.) X. Рефлексия. 7. Литература: 5 ­ Т.М.Андрианова. Методическое руководство к учебному комплекту по обучению грамоте.  ­Раевский Ю.В. Весёлая азбука. ­ Гризик Т.И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. ­Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения  грамоте. 8. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной  деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и  форм работы. Логичность структуры урока. 6

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс

Урок обучения грамоте  по теме: «Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы». 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017