Пояснительная записка
Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» включен в раздел «Простые односоставные предложения» по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Для реализации программы используется учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2012 г .
Курс русского языка в 8 классе в учебном плане МБОУ г. Иркутска СОШ №50 рассчитан на 102 учебных часа (34 недели, 3 часа в неделю).
Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
8 класс |
|
Тип урока/занятия |
Урок первичного предъявления новых знаний |
|
Технология построения урока/занятия |
проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) |
|
Тема |
Односоставные предложения |
|
Цель |
знакомство с видами односоставных предложений |
|
Основные термины, понятия |
- односоставное предложение; - определенно-личные предложения; - неопределенно-личные предложения; - безличные предложения; - назывные предложения. |
|
Ожидаемый (планируемый) результат |
||
Предметные умения · распознавание односоставных предложений в тексте; · классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; · построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида. |
Личностные УУД: · испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; · уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; · осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи; · эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; · понимать эмоции других людей, сопереживать; · обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал. Регулятивные УУД: · самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; · владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации. · работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД: · находить ответы на вопросы; · делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; · преобразовывать информацию из одной формы в другую: Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности. Коммуникативные УУД: · оформлять свои мысли в устной и письменной форме; · выразительно читать и пересказывать текст; · учиться работать в паре, группе; · умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах. |
|
Организация пространства |
||
Формы работы |
Ресурсы |
|
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык 8 класс» (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, 2012) Технические средства обучения: компьютер, проектор, сенсорная доска.: |
|
Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия |
Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Постановка учебной проблемы |
Выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации, выбор способа и средств ее решения. |
Открытие нового знания |
Построение нового способа действия и формирование умений его применять при решении проблемы, вызвавшей затруднение. |
Первичная проверка понимания |
Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Применение новых знаний |
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. |
Рефлексия учебной деятельности |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Технология изучения
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
Приветствует обучающихся. Здравствуйте, все! Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Желаю успехов! Давайте улыбнемся друг другу и сегодняшнему дню! Предлагает обучающимся присесть, записать число, а тему урока попробовать сформулировать самим, после просмотра видеоролика. |
Приветствуют учителя и друг друга. Садятся, записывают число. |
Актуализация знаний |
Предлагает учащимся обратить внимание на экран, демонстрирует видеоролик рекламы МТС со стихотворением А.Блока. Ночь, улица, фонарь, аптека, Умрешь — начнешь опять сначала Задает вопросы: -Назовите автора стихотворения. - О чем это стихотворение? - Почему в рекламе МТС используется данное стихотворение? -В чем особенность этого стихотворения?
-Из каких предложений оно состоит? -О чем сегодня будем говорить на уроке?
Сообщает о том, что данная тема показывает богатство языковых средств русского языка. Говорит о том, что на примере данного стихотворения мы увидели, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях. |
Просматривают видеоролик.
Отвечают на вопросы. -Александр Блок. -В стихотворении А.Блока говориться о вечности. -Именно поэтому используется такой рекламный ход, проводиться параллель между вечностью и сотовой связью, которая будет существовать всегда. -Большая часть стихотворения состоит из односоставных предложений. Формулируют тему урока: «Односоставные предложения», записывают ее в тетрадь. |
Постановка учебной проблемы |
Обращает внимание обучающихся на предложения, которые проектируются на доске, предлагает найти в них грамматическую основу и определить какой частью речи она выражена. Напоминает учащимся, что главный член односоставное предложения подчеркивается тремя чертами. 1.Раннего детства туманное видение. (видение – сущ. в им.п.) 2.Выхожу из дома рано утром. (выхожу глаг. в форме 1 лица изъявительного наклонения) 3. Живи еще хоть четверть века. (живи – глаг. в форме 2 лица повелительного наклонения). 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (бранят – глаг. в форме 3 лица мн. ч., наст. времени) 5.Вот смерклось. (смерклось – безличный глаг.) 6. Вам не видать таких сражений. (не видать – инфинитив) |
Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Один обучающийся работает у доски. |
Формулирование проблемы, планирование |
Предъявляет проблемную ситуацию, предлагает сравнить предложения и определить их вид.
|
Осознают проблемную ситуацию, сравнивают предложения, делают вывод, что главный член односоставного предложения может быть выражен существительным и глаголом в разной форме. Формулируют проблему, которая заключается в определении вида односоставных предложений. |
Открытие нового знания |
Для решения возникшей проблемы предлагает провести исследование и заполнить таблицу (Приложение 1), используя материал учебника (параграфы 31,32,33,35) и дополнительный материал, который выдан на парту. |
Работают в парах, после проведанного исследования называют виды односоставных предложений. |
Применение нового знания |
Предлагает вернуться к предложениям и определить их вид, для этого составить алгоритм, который поможет легко справиться с заданием (Приложение 2). Задает наводящие вопросы, которые помогут составить алгоритм. 1.Раннего детства туманное видение – назывное. 2.Выхожу из дома рано утром – определенно-личное. 3. Живи еще хоть четверть века- определенно-личное. 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно – неопределенно-личное. 5.Вот смерклось – безличное. 6. Вам не видать таких сражений – безличное.
Проверочная работа «Кроссворд». Дает задание из предложений, которые проектируются на доске, выписать грамматическую основу в нужную графу (по номеру предложения), рядом сокращенно записать вид односоставного предложения. Если грамматические основы будут выписаны верно, то в выделенном вертикальном ряду будет читаться ключевое слово (Приложение 3). Предлагает проявить творческие способности: описать пейзаж с помощью односоставных предложений (Приложение 4). |
Составляют алгоритм, способ действия, при помощи которого можно определить вид односоставного предложения. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Один обучающийся работает у доски. Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения. Производят мыслительные операции.
Описывают пейзаж с помощью односоставных предложений. |
Итоговый контроль |
Тест «Односоставные предложения» |
Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, используя ключ. |
Рефлексия учебной деятельности |
Методика «Незаконченное предложение» Предлагает учащимся продолжить предложение: «Сегодня на уроке мне удалось…» |
Продолжают фразу «Сегодня на уроке мне удалось…» …узнать, что такое односоставные предложения. … научиться определять вид односоставного предложения. …находить односоставные предложения. |
Приложение 1
Виды |
Формы выражения главного члена предложения |
Примеры |
Определённо-личные |
Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения (подставляем: я, мы, ты, вы) |
Люблю грозу в начале мая. Поедешь со мной? Верните книгу в библиотеку. |
Неопределённо-личные |
Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени; множ. числа прош. времени. (окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и ) |
В дверь стучат. В садах окапывают деревья. Принесли почту. |
Безличные (нет и не может быть подлежащего) |
Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит). Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ). Инфинитив. Слова «нет», «нельзя» Краткие прилаг. и причастия на –О. Слова состояния на –О. |
Уже смеркается. К вечеру подморозит. Светало. Быть грозе великой. Нет ни гроша. Об экзаменах сообщено. Мне страшно. |
Назывные |
Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).
|
Раннее утро. Вот и беседка. |
Приложение 2
Алгоритм определения вида односоставного предложения
1. Есть ли глагол в предложении
да (см. п.2) нет
2. Можно подставить Я, ТЫ, МЫ, ВЫ НАЗЫВНОЕ
да нет (см. п.3)
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ
3. Можно подставить ОНИ
(или глагол стоит в форме мн. ч. прош. вр.)
да нет
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ
Приложение 3
1. |
С |
М |
Е |
Р |
К |
А |
Л |
О |
С |
Ь |
|||||||
|
2. |
П |
О |
Г |
О |
Д |
А |
||||||||||
3. |
О |
Б |
Ъ |
Я |
В |
Л |
Я |
Ю |
Т |
||||||||
4. |
П |
О |
Н |
А |
Е |
Х |
А |
Л |
О |
||||||||
5. |
Д |
О |
Ж |
Д |
Ь |
||||||||||||
6. |
С |
П |
Е |
Ш |
И |
М |
|||||||||||
7. |
М |
Е |
Р |
Ц |
А |
Т |
Ь |
||||||||||
|
Задание: выпишете грамматическую основу в нужную графу (по номеру предложения), рядом сокращенно запишите вид односоставного предложения. Если грамматические основы будут выписаны верно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочитаете ключевое слово.
1. За окном смеркалось. (безлич.)
2. Великолепная погода! (назывное)
3. По радио объявляют посадку. (неопред.-лич.)
4. Понаехало гостей. (безлич.)
5. Дождь над вокзалом. (назывное)
6. Спешим в школу. (опред.-лич.)
7. Больше не мерцать огням за рекой. (безлич.)
Приложение 4
Приложение 5
1. Найдите назывное предложение.
|
|
б) На картине изображен лес.
в) Морозит.
г) Привыкаешь к городскому шуму.
2. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.
а) безличное предложение,
б) неопределенно – личное предложение,
в) определенно личное предложение,
г) назывное предложение.
3. Найдите неопределенно – личное предложение.
а) Что новенького в газете пишут?
б) Люблю грозу в начале мая.
в) Наступает темнота.
г) Весной было тепло.
4. Определите тип односоставного предложения. Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.
а) определенно – личное,
б) неопределенно – личное,
в) безличное,
г) назывное.
5. Определите тип односоставного предложения. На соседней даче поздно зажигали свет.
а) определенно – личное,
б) неопределенно – личное,
в) безличное,
г) назывное.
Список литературы
1. Русский язык .8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/(Л.А.Тростенцова , Т.А. Ладыженская , А.Д.Дейкина, О.А. Александрова ; науч.ред. Н.М. Шанский) -М.: Просвещение, 2012.
2.Текст стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/108353-urok-russkogo-jazyka-po-teme-odnosostavnye-pr.html
Рецензия
на урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»
учителя русского языка и литературы Сердюковой Юлии Юрьевны
Урок по теме «Односоставные предложения» - это урок первичного предъявления новых знаний. Данный урок соответствует авторской программе для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, календарному плану на 2015-2016 учебный год.
Содержание урока соответствует теме. Урок спланирован так, что в нем предусмотрены самые короткие пути решения поставленной цели. Учителем заранее выбрано необходимое для урока оборудование. Педагог умело организует познавательную деятельность учащихся, применяя различные формы работы: фронтальные, индивидуальные, работу в парах.
Структура урока соответствует его целям и типу. Усвоение нового материала идёт самостоятельно, через создание проблемной ситуации и её решение:
1) у учащихся есть запас знаний, чтобы решить эту проблему (умеют находить односоставные предложения);
2)интеллектуальное затруднение (определить вид односоставного предложения).
Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности. Используется проблемная ситуация, исследовательская деятельность, самостоятельная работа, наглядность.
Учитель формирует мотивацию на учебную деятельность, а также настраивает на воспроизведение изучаемого материала. В ходе урока происходит систематизация новых знаний, решение поставленной проблемы. Деятельность учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, учитывает уровень их интеллектуального развития.
Учитель организовал деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы дети не только самостоятельно вышли на проблему урока, но и нашли пути решения этой проблемы. На уроке были реализованы следующие универсальные учебные действия: регулятивные (определена цель, проблема, алгоритм определения вида односоставного предложения); коммуникативные (аргументированное изложение своего мнения в монологе, диалоге, полилоге); познавательные (информация, необходимая для решения учебных задач, найдена учащимися самостоятельно, учащиеся анализировали, доказывали, делали выводы, причём готового решения учитель не предоставлял, умело направляя деятельность учащихся в самостоятельное русло), личностные (учащиеся учились видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве, обращали внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей).
Цель данного урока достигнута, задачи реализованы.
Зам. директора по УВР Е.Г. Рычкова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.