Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
Урок окружающего мира
3 класс
«Разнообразие растений»
Составитель: Перебейнос С.А.
учитель начальных классов
Курск
201
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Разнообразие растений
Цель: выделение отделов (групп) из разнообразия растений по их характерным признакам
Образовательные задачи:
· Выявить из многообразия растений группы растений;
· Раскрыть особенности каждой группы;
· Показать виды каждой группы растений.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать любознательность;
· Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие задачи:
· Развивать умение вести диалог;
· Совершенствовать навыки работы с рисунками, иллюстрациями на слайдах, тетрадью;
· Развивать навыки аналитической деятельности.
Оборудование: иллюстрации слайдов, текст, рисунок учебника, рабочие тетради.
Термины и понятия: биология, цветковые, водоросли, мхи, хвойные, папоротники.
Тип урока: изучение нового материала.
Знать:
• что изучают ботаники;
• названия групп живых участников круговорота веществ и их роль в природе;
• из чего состоят живые организмы, строение клетки;
• что необходимо растениям для жизни;
• в чем заключаются сходства и отличия растений и животных;
• знать основные группы растений;
• знать характерные особенности строения растений, назначение органов растений,
способы размножения.
Уметь:
• классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте
веществ;
• определять принадлежность растений к основным изученным систематическим
группам;
• проводить наблюдения за растениями;
• объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к растениям;
• работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
• пользоваться различными способами систематизации и обобщения информации;
• задавать вопросы, самостоятельно формулировать цель, задачи, гипотезу;
• сотрудничать, работать в парах и группах;
• решать проблемы;
• высказывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим;
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• участвовать в совместном принятии решений;
• самостоятельно использовать различные источники информации для получения
новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент
Я рада нашей новой встрече,
Вас всех приветствую, друзья!
Добрый день дорогие ребята,
Добрый день уважаемые гости.
- Ребята, прошу Вас, очень тихо сядьте.
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение) СЛАЙД 1
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
III. Проверка домашнего задания
- Друзья, вы знаете, что повторение – мать учения. Для проверки ваших знаний мы используем тестовые задания. СЛАЙД 2,3
- Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.
Тест на компьютере.
1) Выберите правильное определение почвы:
Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода.
О) верхний плодородный слой земли.
2) Какая главная часть почвы?
Т) перегной;
Д) песок;
Б) глина.
3) Что образуется из перегноя под действием микробов?
М) вода;
Н) воздух;
Л) соли.
4) Что используют растения для питания?
Е) микробы;
И) соли;
Ю) перегной.
5) Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
Ш) песок;
Щ) глина;
Ч) перегной.
6) Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?
М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.
Н) Чем больше и разветвлённее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.
Л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
7) Какое утверждение верно?
А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть.
О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.
Я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».
IV. Работа по теме урока
1. Повторение
- Как называется наука, которая изучает живую природу?
(Биология) СЛАЙД4
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? СЛАЙД 5
Живая природа
Бактерии грибы животные растения люди
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием царства растений. СЛАЙД 6
2. Новая тема
-Вы наверное слышали такое выражение: « Растения – зелёная одежда Земли».
Действительно на Земле почти повсюду есть представители царства растений.
Где вы их встречали? (ответы детей)
Зелёный наряд делает нашу планету красивой и привлекательной.
Обратите внимание на эти две таблицы:
- На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники и травы).
1. Чтение стихотворения со слайда 4.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет.
Л. Аграчева
Рассмотрите данное растение и назовите его части.(корень, стебель, лист, цветок, плод).
-Чем одуванчик привлекает к себе внимание? (ответы детей) СЛАЙД 7
3. Работа по учебнику с. 71
-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.71, рассмотрите рисунок и докажите, что растения очень разнообразны. (На рисунке мы видим смешанный лес, это хвойные и лиственные деревья, также мы видим кустарники: калину, шиповник. А еще великое разнообразие цветов: клевер, одуванчик, колокольчик и другие.)
4. Новая классификация растений
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. СЛАЙД 8
Растения
Низшие растения Высшие растения
водоросли мхи
лишайники
папоротники
цветковые
- К низшим растениям относятся представители воды. СЛАЙДЫ 9-15
Это – водоросли.
- Где растут водоросли? (ответы детей)
Ученик: ввВВодоросли бывают разных размеров. Одни можно рассмотреть только под микроскопом, другие имеют вид шелковистых нитей, третьи- похожи на ленты. слайды
Из красных водорослей получают плотный студень, который используют на изготовления мармелада, добавляют в мороженое, в хлеб, чтобы меньше черствел.
Водоросли могут расти при разной температуре воды +85 С, а также вмерзают в лёд, а потом оттаивают и продолжают расти.
- Давайте о группе этих растений прочитаем на странице учебника 72.
На этой же странице внизу найдите рисунок. В морской капусте находится большое количество йода, который необходим нашему организму.
Морская капуста – лучшее средство лечения и профилактики йододефицита и связанных с ним заболеваний щитовидной железы. Морская капуста полезна для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета, общей ослабленности организма, малокровия. Я знаю, что некоторые дома пьют для профилактики йодомарин.
- К высшим растениям ученые – ботаники относят: мхи. СЛАЙДЫ 16-21
- Давайте о группе этих растений прочитаем на странице учебника 72.
- Следующая группа – папоротники (чтение текста). СЛАЙДЫ 22-28
- Мы с вами прочитали, что у этих растений нет цветков, плодов, семян, но ведь они как – то размножаются.
- Еще одна группа, очень нам знакомая – это хвойные растения. СЛАЙДЫ 29-37
(чтение текста)
- И последняя самая большая группа цветковые растения СЛАЙДЫ 39-46
V. Физкультминутка (комплекс упражнений)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
VI. Продолжение работы над темой урока
1. Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 29 задание 1 и прочитайте его.
- Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки.
- Давайте проверим 2, 4, 5, 1, 3.
2. Игра «Кто самый внимательный?»
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах)
- Бывают ли у них корни? (Нет)
- А что они имеют? (Стебли и листья)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья)
- Кроме листьев, что у них есть еще? (Корни и стебли)
- Назовите представителей хвойных растений?
- Какая из групп наиболее разнообразна?
3. – Молодцы! Продолжим работу в тетради, задание 2.
- Прочитайте и выполните, потом проверим.
- Какое растение оказалось лишнем в каждом ряду?
- Докажите. (а) морская капуста. Она относится к группе водоросли, все остальные – цветковые. б) липа. Это цветковое растение. Остальное – хвойные растения.)
4. Работа по учебнику страница 74, и по тетради задание 3.
В каждой группе растений много видов. Посмотрите на растения, изображенные в учебнике на стр. 74
- Какие растения вы видите? (Одуванчик, подорожник, клевер)
- Хорошо, вот это и будут виды растений.
- А к какой группе растений они относятся? (Цветковые)
5. Чтение сообщений об этих растениях (заранее подготовленные учащиеся)
СЛАЙД
1. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение высотой до 30 см.
Растёт на лугах, полянах, около дорог. С лечебной целью используют корни, листья, траву, сок. Ранней весной листья одуванчика используют для приготовления салатов. Народная примета гласит: «Одуванчик сжимает шар — к дождю».
2. Подорожник большой.
Не зря это растение называют подорожником, а в народе еще и путником - дороги и обочины его излюбленные места. Семена подорожника, цепляясь и прилипая к обуви пешеходов, путешествуют во всех направлениях по странам и даже континентам. Так, на подошвах переселенцев семена подорожника из Европы были завезены в Северную Америку, где аборигены-индейцы это невиданное растение окрестили "следом бледнолицых". Как лекарственное растение подорожник был хорошо известен еще древним грекам и римлянам, а в десятом веке его весьма ценили и с успехом применяли для лечения многих хворей и недугов персидские и арабские врачи.
3. Клевер луговой (красный)
Растет на умеренно влажных лугах, в светлых лесах, по лесным опушкам, часто по окраинам полей и полевым дорогам.
От
простуды можно приготовить настой клевера красного (лугового):
В эмалированную посуду засыпать 2 стакана
сухого сырья, залить 1 литром кипятка, настоять, процедить. Принимать 2-3 раза
в день для профилактики и лечения простуды.
Будьте здоровы!
6. Работа в тетради на стр. 29 задание 3, а на стр. 30 задание 5
VII. Итог урока
Давайте подведем итог урока и воспользуемся заданием «Проверь себя» на экране.
Если вы считаете, что сегодняшний урок провели с пользой, то я предлагаю вам украсить нашу планету пёстрым ковром из цветов (учащиеся приклеивают цветы на глобус).
Есть
одна планета – сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
VIII. Домашнее задание
1. Прочитать в учебнике стр. 54-55; ответить на вопросы «Проверь себя»
2. Выполнить задание в рабочей тетради на стр. 30 №4, 31 №7,8.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.