Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)
Оценка 4.7

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
15.02.2019
Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)
Цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека. Задачи: • продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления; • формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой природой, между деятельностью человека и благополучием природы; • развивать умения работать с учебным текстом, таблицами, алгоритмом, способность обобщать и систематизировать полученные знания; • воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину, чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Урок окружающего мира в 4 классе (умк «Гармония»).doc
Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа) Цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и  особенностях их быта в природной зоне – Арктике,  обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические  проблемы, возникающие по вине человека. Задачи:   продолжить развитие экологического, рационально – логического, эмоционально – образного мышления;  формировать умения выявлять причинно – следственные связи, устанавливать зависимости между неживой и живой  природой,  между деятельностью человека и благополучием природы;   развивать умения  работать с учебным текстом, таблицами, алгоритмом, способность обобщать и систематизировать  полученные знания;   воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родину,  чувство ответственности за  сохранение природы родного края. Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал (см.приложения). Примечание: урок проводился в рамках городского семинара «Проектная задача в начальной школе».  Учащиеся до урока были разделены на группы по 4 – 5 человек. Этапы урока Ход урока Действия учащихся 1 Организационный  момент 2 Тема и цели урока Сегодня на уроке мы выполняем задание редакции журнала  «Мир природы». Очередной номер этого журнала расскажет своим читателям о природной зоне, название которой –  Арктика. Нам предстоит изучить справочные материалы по этой теме, выделить главное и оформить страницы журнала. Все интересующие читателя вопросы вы узнаете, работая с  таблицами. Работать будете группами. 1 группа изучает климатические условия Арктики.  2 группа подготовит информацию о растительном мире, о  том, как растения приспособились к климатическим  условиям Арктики. 3 группа подготовит информацию о животном мире,  о том,  как животные приспособились к климатическим условиям  Арктики. 4 группа расскажет о коренном населении Арктики, об их  занятиях.  5 группа расскажет о том, как человек осваивает Арктику,  какие работы он ведёт там, как деятельность человека  отражается на окружающей среде. Задания получите чуть позже. Я – главный редактор. Вы можете рассчитывать на мою  помощь и поддержку. А сейчас я представлю первую  страницу журнала, которая расскажет о географическом  положении Арктики. Арктика – это  край белого безмолвия, шапка мира,  макушка Земли, зона арктических пустынь, царство льда и  снега. Арктика ­ географический район Земли, примыкающий к  Северному полюсу, этот район занимает  почти весь  Северный Ледовитый океан с островами (показ  по карте)  и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, море  3 Представление  учителем первых  страницы журнала (Презентация)  Слайды 2, 3  (географическое  положение  природной зоны) Лаптевых,  Восточно­Сибирское, Чукотское) и северную  часть полуострова Таймыр. А эти слайды помогут нам представить удивительную,   необыкновенную Арктику. На этих слайдах вы видите первые страницы журнала,  печатный вариант этих страниц (листы А4) помещаю на  доску.  Ребята, я раздаю вам задания и справочный материал.  Несколько советов перед самостоятельной работой:  работайте дружно; сначала внимательно прочитайте  задания; распределите обязанности внутри группы; изучая  текст, работайте карандашом, подчёркивая  нужное.  Желаю удачи. Слайды 4 – 11  (фото Арктики) Слайды 12, 13 4 Подготовка к  самостоятельной  работе 5 Самостоятельная  работа детей в  группах Учащиеся читают задание,  напечатанное на отдельном листе; распределяют между собой  вопросы, на которые должна  ответить группа; читают справочный материал (у  каждого ученика отдельный  экземпляр текста), находят в нём  ответы на поставленные задачи; вписывают в таблицу ответы.  Выполнив задания, заполнив  таблицы, ученики составляют  рассказ с опорой на получившиеся  таблицы. 1 группа  Задание для группы. Тема: «Климатические условия Арктики»        Страница 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 2)  Обозначьте  положение Солнца над горизонтом.  Обозначьте протяжённость полярной ночи, полярного  дня (используйте цветные карандаши).  Если сможете, укажите  по данной теме числовую  информацию. Страница 2. Заполните таблицу 2 (Приложение 3)  Запишите необходимую информацию в таблицу 2.   Какое слово из справочного бюро наиболее точно  характеризует климат Арктики?         Запишите это слово под таблицей. (Справочное бюро: умеренный, жаркий, суровый,  холодный.) Страница 3. Чудеса природы  Какое природное явление в Арктике  можно наблюдать  на небе полярной ночью?  Найдите соответствующую загадку.  Оформите страницу, подберите соответствующую  иллюстрацию. Оформляя страницы 1, 2, не забудьте про иллюстрации. Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 1. Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 1. Учащиеся оформляют страницу  журнала «Чудеса природы»,  используя справочный материал  Приложение 4. Разгадывают загадки,  предложенные учителем,  выбирают загадку о северном  (полярном) сиянии, на листе А4  записывают загадку (вариант:  вырезают нужный текст и  приклеивают ), из предложенных 2 группа  Задание для группы. Тема: « Растительный мир Арктики». Страница 1  Пользуясь текстом, заполните таблицу (Приложение  6)  Какое слово из справочного бюро наиболее точно  характеризует растительный мир Арктики?        Запишите его под таблицей. (Справочное бюро: богатый, бедный, скудный,  разнообразный).  Страница 2 Используя иллюстрации, оформите страницу по теме:  «Растительный мир Арктики». иллюстраций выбирают фото по  теме, приклеивают на страницу. Ученики могут  выборочно  использовать  иллюстративный  материал из презентации, заранее  подготовленной учителем (слайды 14 – 16, невыбранные слайды  удаляются). Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 5. Ученики выбирают из  предложенной наглядности  иллюстрации на тему  «Растительный мир Арктики».  Ученики могут  выборочно  использовать  иллюстративный  материал из презентации, заранее  подготовленной учителем (слайды 17 – 28, невыбранные слайды 3 группа Задание для группы. Тема: «Животный  мир Арктики».  Страница 1 Пользуясь текстом, заполните таблицу по теме  «Млекопитающие» (Приложение 8).  Страница 2 Пользуясь текстом, заполните таблицу по теме  «Птицы» (Приложение 10). Какое слово (слова) из справочного бюро наиболее точно  характеризует животный мир Арктики? (Справочное бюро: бедный, своеобразный, уникальный,  богатый,  неповторимый).  Страница 3. Используя иллюстрации, оформите страницу по теме:  «Животный мир Арктики». Страница 4. Пищевая цепь для арктической зоны Приведите пример пищевой цепочки питания (Приложение  11). удаляются). Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 7. Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 9. Дети выбирают из предложенной  наглядности иллюстрации на тему  «Животный мир Арктики». Они могут  выборочно  использовать  фото из  презентации, заранее  подготовленной учителем (слайды 29 – 48, невыбранные слайды  удаляются). Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 7. (Вариант: можно нарисовать  пищевую цепочку, приклеить  иллюстрации). 4 группа Задание для группы. Тема: «Коренное население Арктики». Страница 1  Пользуясь текстом, заполните таблицу (Приложение  Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 12 . 13).  Пользуясь текстом, закончите предложение (под  таблицей), отразите в нём главную особенность  коренного населения Арктики.  Страница 2. Используя иллюстрации, оформите страницу по теме:  «Коренное население Арктики». 5 группа Задание для группы. Тема: «Освоение Арктики человеком». Страница 1.  Пользуясь текстом, заполните таблицу (Приложение 15).  Выразите главную мысль текста, выбрав  соответствующий знак, закончите его оформление. Ученики выбирают из  предложенной наглядности  иллюстрации на тему «Коренное  население Арктики». Ученики  могут  выборочно использовать   иллюстративный материал из  презентации, заранее  подготовленной учителем (слайды 49 – 56, невыбранные слайды  удаляются). Учащиеся выполняют задания,  используя справочный материал  Приложение 14. Детям предлагаются варианты  знаков – шаблонов (по аналогии с  дорожными знаками):  в форме   круга с красной каймой, в форме  треугольника, прямоугольника с  синей каймой. Объяснить выбор Страница 2. Используя иллюстрации, оформите страницу по теме  «Освоение Арктики человеком». 6 Представление  учащимися работ 7 Итоги урока.  Рефлексия Ребята, пришло время представить свои работы. Какой  материал вы подготовили для читателей журнала? Задание для слушателей: на специальном листе запишите  главное из услышанного, то, что вас заинтересовало. Дома  по этим материалам вы можете продолжить работу:  подготовить сообщение, презентацию.   Молодцы!  А теперь подведите итог вашей групповой работы.  Заполните оценочный лист (Приложение 16 ). Представляю итог работы – журнал, рассказывающий о  природной зоне – Арктике. Молодцы! знака, оформить центральную его  часть (выбор темы: «Береги  Арктику»!) .  Ученики выбирают из  предложенной наглядности  иллюстрации на тему «Освоение  Арктики человеком». Ученики  могут  выборочно использовать   иллюстративный материал из  презентации, заранее  подготовленной учителем (слайды 57 – 71, невыбранные слайды  удаляются). Группы представляют свои  работы: рассказ по заданной теме  (отвечают у доски). Используют  отобранный иллюстративный  материал из презентации.  Получившиеся страницы (Листы  А4) помещают на доску.)  Ученики заполняют оценочный  лист, а учитель снимает листы –  страницы журнала, складывает в  папку – журнал. Какие выводы сделали, подводя итог групповой работе? Ребята приводят 1 – 2 примера:  итоги по оценочному листу. Спасибо за работу. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочный материал Климатические условия Арктики В течение всего года в Арктике  господствует холодный воздух. Суровость климатических условий усиливают  продолжительные полярные ночи. С середины октября солнце не появляется над горизонтом. Полярная ночь длится до 5  месяцев. Первые лучи солнца после полярной ночи можно наблюдать в конце февраля. На территории России наибольшая длительность полярной ночи характерна для арктических островов (земля  Франца­Иосифа). Она продолжается с 16 октября по 26 февраля (до 133 суток). Зимой преобладают морозные и сильноморозные  погоды. Зимой наблюдаются  максимальная облачность, частые  сильные ветры, метели. В это время выпадает максимальное количество осадков ( в виде снега). Температура воздуха в  зимнее время может опускаться до ­60 С. Зима  чрезвычайно длинная (она длится примерно 10 месяцев).  Лето короткое,  холодное (температура обычно не поднимается выше 5 С). Всё лето возможны заморозки. Летом  часты туманы, низкая облачность. Летом в Арктике часты моросящие дожди, нередко с мокрым снегом. Средние температуры июня +2−3°C. Самый тёплый месяц лета – июль. Температура воздуха в этом месяце в среднем достигает +5С. Летом в Арктике устанавливается длинный полярный день. Несколько месяцев солнце не заходит за горизонт, но  вековые льды солнечные лучи так и не успевают растопить.  На Северном полюсе полярный день длится 189 суток.  На территории России наибольшая длительность полярного дня характерна для арктических островов – (архипелаг  Земля Франца­Иосифа). Он продолжается с 8 апреля по 4 сентября (149 суток). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Страница 1.   Таблица 1                                                                                       Положение Солнца над горизонтом Дек . Янв. Февр. Март Апр. Май. Июнь. Июль. Авг. Сент. Окт Ноябрь. . .            зима              весна                 лето             осень ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Страница 2. Таблица 2                                                                             Климат                   зима декабрь январь феврал                  лето июнь июль август ь Температура воздуха Облачность  Осадки  Характерные  особенности Климат   ______________________________________________________________________  ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Страница 3  Чудеса природы Громко стучит, звонко кричит,             а что говорит – не понять  и никогда мудрецам не узнать. Без рук, без ног, деревья гнёт                Крашеное коромысло через речку  Кручу, бурчу, знать никого не хочу.  Вдоль села пробегаю,   Сугробы наметаю. Что за чудо­чудеса: Загорелись небеса!                                   Ой, горит­пылает пламя     Над сверкающими льдами! Бусы хрустальные  По траве рассыпаны. повисло Нашумела, нагремела,  Всё промыла и ушла. И сады, и огороды  Всей округи полила. Раскаленная стрела  Дуб свалила у села. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Справочный материал                                                                       Растительный мир Арктики В летнее время, когда температура в Арктике поднимается немного выше нуля, местами снеговой покров тает и  появляются небольшие участки каменистой почвы. Начинает подтаивать и слой вечной мерзлоты, который находится под  тонким слоем почвы. Оживает скудный растительный мир Арктики.  Основной тип растительности  ­ это лишайники,  стойко переносящие суровые условия Арктики. Они раскрашивают тундру в различные цвета от ярко­жёлтого до черного. Встречаются и цветы: полярные маки, различные виды камнеломок.  Радуют глаз  пушица, дриада или куропаточья  трава, лютики.  Многие цветковые растения Арктики готовятся к весне заранее при помощи зимующих почек. Осенью внутри почек  можно легко обнаружить не только зачатки будущих листьев, но и бутоны. Весной, когда еще не сошел снег, под коркой  наста уже зеленеют трава, кустики полярного мака и других растений с набухшими и начинающими распускаться  бутонами цветков. Корка наста надежно защищает растения от низких температур воздуха, образуя как бы естественный  парник. Как только сойдет снег, все растения начнут развиваться удивительно быстро, дорожа секундами короткого  арктического лета. Растения Арктики очень выносливые. Арктические растения низкорослые, они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров,  ветви растений   прижимаются к земле, от которой исходит тепло,  а корневые системы разрастаются, в основном, в горизонтальном  направлении. Корень, имеющий вертикальное направление, не сможет пробиться сквозь вечную мерзлоту.  Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная.  Используя летнее круглосуточное освещение (летом в Арктике полярный день, когда Солнце не заходит за горизонт), за короткое лето арктические растения  успевают  прорасти, отцвести и образовать семена. Прямо из­под снега зацветают камнеломки  и под снег уходят так же в цвету. Их незрелые семена прекрасно  прорастают. Снеговой покров защищает растения Арктики от низких зимних температур. В толще воды большое количество водорослей. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Страница 1.  Как растения приспособились к суровым условиям Арктики размер корневая система влияние круглосуточного летнего  освещения ( полярный день) на  развитие растений подготовка растения к весеннему  развитию защита от суровых морозов основной тип   растительности травянистые растения кустарнички Растительность: __________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 7   Справочный материал Животный мир Арктики Млекопитающие Животный мир Арктики очень своеобразный, уникальный. Его составляют животные, которые больше нигде не встречаются. Среди льдов Северного Ледовитого океана живут белый медведь ­ самый крупный хищник в мире,  различные виды ластоногих ( котик, тюлень,   морж ­ самый крупный зверь   из ластоногих).  В водах северных морей обитают  киты.   Основная особенность животного мира Арктики ­ ограниченность видов   и обилие особей каждого вида. Жизнь животных связана с морем. В морях водятся морские губки, моллюски, морские звезды, медузы, ракообразные. Очень много рыбы: камбала, треска, пикша, морской окунь, сайка. Животных кормит море, все животные – отличные пловцы.  Замечательно плавает белый медведь. Этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Медведи  нередко в поисках пищи заплывают далеко в открытое море,  под водой могут находиться до 2 минут, плавают со скоростью до 7 км/ч.  Запах тюленя чувствуют за 6­7 км. Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу (тюленей),  детёнышей моржей. У животных Арктики густой, плотный, очень длинный мех. У медведя мех внутри полый ­ пустой, как стержень от пасты, эта особенность меха позволяет впитывать в себя слабое тепло от солнца, тепло передается коже.   Под кожей у медведя, у ластоногих  толстый слой жира, который  предохраняет животных от потери тепла.  Сохранять   тепло   многим   арктическим   животным   помогают   небольшие   размеры   выступающих   частей   тела   — короткие ноги, уши.  Еще одним приспособлением животных к условиям  Арктики  является белая или светлая окраска. У медведя она сохраняется     круглый год.   Такая окраска помогает хищникам (белый медведь) охотиться, а их жертвам (белёк – детёныш тюленя) укрываться от опасности. Считают также, что светлоокрашенные животные излучают меньше тепла и не так сильно остывают.  Снег и лед – это необходимые условия существования для  животных. Например: нерпа (разновидность тюленя)  на льду   отдыхает   и   почти   не   покидает   ледяных   полей   в   период   линьки,  длящийся   весной   более  месяца.  Зимой   нерпа устраивает отдушины — отверстия во льду, через которые она дышит. В снегу нерпа выкапывает просторное жилище, где укрывается от холода и белых медведей. В подснежном убежище нерпа рождает и выкармливает свое потомство. У моржа   есть клыки – бивни (до 80 см),   при помощи которых животные распахивают илистый морской грунт, добывая свой основной корм — моллюсков.  Морж  пользуется клыками, защищаясь от врагов. С помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.  Тело тюленя покрыто толстым слоем жира. Жир помогает плавать и предохраняет от холода.  Тюлени  кормятся рыбой. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.  Ластоногие   питаются  не   только   рыбой,  но  и  ракообразными,  моллюсками   и  крилем,  состоящим   из   мельчайших креветок.  У ластоногих огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут.  В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства. Многие звери и птицы занесены в Красную книгу (белый медведь, морж, овцебык, гренландский тюлень).  Возникла  угроза истребления  моржей, которые стали объектами неконтролируемой охоты ради их клыков. На острове Врангеля и на полуострове Таймыр организованы заповедники для охраны редких животных. В начале 80­х гг. на острове Врангеля и на полуострове Таймыр появились новые обитатели. Это овцебыки, они одновременно похожи и на быка, и на овцу. Когда­то они жили по всей Арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились   только   на   островах   Гренландия   и   Шпицберген.   Доставленные   за   тысячи   километров   на   самолете,   они прижились в новых местах. Самец­овцебык достигает 400 кг. Эти крупные копытные животные очень неприхотливы к кормам и способны легко переносить сильные морозы и пургу и поэтому населяют самые северные участки суши. Они поедают, за редким исключением, любые арктические растения. Густой и очень длинный мех хорошо защищает их от холода и ветра. Цепи питания, которые сложились в Арктике: рачки – рыбы –  тюлени ­ белые медведи, водоросли ­ рачки ­ рыбы – Как животные приспособились к суровым условиям Арктики Млекопитающие птицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Страница 1. Таблица 1 виды животных  основная особенность  животных защита от охлаждения корм защита от врагов необходимые условия  существования особенности тела  ластоногих способность к плаванию способность к  передвижению по суше занесены в Красную книгу организованы заповедники  для охраны животных Животный мир:  _______________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Справочный материал Птицы. К числу постоянных обитателей Арктики относятся птицы, которые не только летом, но и зимой имеют достаточно  корма и хорошо приспособлены к суровому климату Арктики. Они защищены от охлаждения подкожным жиром, густым подшерстком или обильным пуховым оперением. На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц. Это птичьи базары, на которых  скапливаются десятки и сотни тысяч птиц. Здесь устроились  кайры, чайки,  тупики,  гагарки,  гаги.  Гнёзд  эти птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Птицы летом ощущают недостаток тепла. Они  приспособились экономно его расходовать и защищаться от холода. Особой известностью пользуется обыкновенная гага.  Пух, выщипанный этой уткой с груди и живота, по праву считается лучшим  материалом, сохраняющим тепло. Упругий  слой этого ценнейшего  пуха лежит под  яйцами. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Сходя с гнезда, гага  прикрывает яйца пухом  и сверху, чтобы они не охладились, и их не растаскали хищники. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу Кайры — самые распространенные обитатели птичьих базаров. Кайры имеют густое и плотное оперение . Они  откладывают всего лишь одно крупное  яйцо и насиживают его почти беспрерывно. Перед тем,  как покинуть карниз  скалы и улететь в море, птица передает яйцо «супругу» (или «супруге»), уже ожидающему своей очереди насиживать. В Арктике  долго держится очень плотный снежный покров. Он лишает большинство арктических птиц возможности  добывать корм на суше. Поэтому основная масса птиц прилетает тогда, когда сходит снег, и отлетает тогда, когда снег   появляется.  Тупик хорошо ныряет, порой на глубину 60 метров, под водой может находиться до 3 минут.  Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек. Основной корм всех птиц – рыба. Казалось бы, такому огромному количеству птиц не хватит рыбы, но выходит всё  наоборот:  именно около птичьих базаров водятся самые большие косяки разнообразных рыб. Обитатели птичьих базаров  сами «разводят» рыб. Обильный птичий помёт удобряет отмель возле скал, разлагается и насыщает воду различными  полезными веществами. А здесь активно развиваются водоросли, микроорганизмы. Образуется благоприятная  питательная среда для рыб – планктон. Кроме того, помёт не только удобряет почву, но и утепляет её, что особенно  важно в Арктике.   В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства. В Красную книгу занесены  гага,  гагара, розовая чайка. ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Страница 2. Таблица 2 Как животные приспособились к суровым условиям Арктики Птицы виды птиц особенность скопления птиц защита от охлаждения забота о будущем потомстве (защита яйца) корм зависимость прилёта и отлёта птиц  от возможности добывать корм  занесены в Красную книгу ПРИЛОЖЕНИЕ 11  Страница 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 12   Справочный материал  Арктика  заселена крайне редко. На территории России живут немногочисленные коренные народности Арктики:   эскимосы, ненцы, якуты, эвенки, чукчи, коми, юкагиры… Традиционные  занятия этих людей   — охота, рыболовство.  Рядом с человеком – верные и надёжные животные: собака и северный олень. Как обустроен быт коренных народов Арктики? Одежду шьют из оленьих шкур. Покрой одежды – простой, свободный,  поэтому под одеждой сохраняется слой  тёплого воздуха, служащий дополнительным теплоизолятором. Просторным должен быть и капюшон.  Обувь шьётся тоже из шкур животных, мехом внутрь. Обувь не скользит по льду, замечательно сохраняет тепло. Пищевая цепь для арктической зоны Коренное население Арктики Основное питание ­  рыба, оленина. Летом люди собирают яйца птиц. На «птичьих базарах» собирают для одежды  ценный гагачий пух. Арктические народы, создавая свои жилища, использовали  четыре основных материала, доступных в окружающей их среде: лёд, камень, кости и кожу животных.  Жилища свои они покрывали  шкурами животных.  Удивительное снежное жилище строят эскимосы. Это иглу. Для этой цели в их распоряжении самый идеальный строительный материал ­ снег.  Его легко пилить, резать. Блоки  из снега не скользят благодаря его липкости и, приложенные один к другому, через 5­1 0 минут образуют единый  монолит. Но главное то, что снег ­ отличный теплоизолятор.  Для удаления продуктов дыхания людей и отходов горения жировой лампы, свечей, сухого горючего в куполе  пробивается вентиляционное отверстие. Для передвижения используют собачьи или оленьи упряжки. Зимой передвигаются на лыжах. Лыжи делают  широкими, подбивая их оленьим мехом.  Коренное население Арктики живёт в согласии с природой.           Коренное население Арктики ПРИЛОЖЕНИЕ 13  Страница 1. коренное население  Арктики основные занятия одежда и обувь питание жилище средства передвижения Коренное население Арктики ___________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 14                                             Справочный материал Освоение Арктики человеком Учёные говорят, что Арктика – кухня погоды Земли. Поэтому на берегах и ледяных просторах Северного  Ледовитого океана постоянно работают метеорологические станции, на которых живут и работают отважные полярники.  Они следят за погодой; наблюдают, как меняется жизнь растений и животных с приходом полярного дня и полярной ночи; откуда в Арктику прилетают птицы; исследуют полярное (северное) сияние. А ещё полярники наблюдают за движением  льдов в океане (льды переносятся ветрами и течениями с места на место)  и подсказывают капитанам самый  безопасный путь. В Арктике действует Северный морской путь. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево,  Карское, Лаптевых,  Восточно – Сибирское, Чукотское и Берингово (Берингово – море Тихого океана).  По Северному морскому пути  грузовые корабли кратчайшим путём переправляют грузы из Атлантического океана в Тихий.  Корабли везут топливо, оборудование, лес, природные ископаемые.  В Арктике ведётся добыча полезных ископаемых. Только в Баренцевом море к настоящему времени открыто 11  месторождений нефти и газа. Среди них одно уникальное – Штокмановское.  В Арктике  обнаружены каменный уголь,  цветные металлы, уникальные запасы медно­ никелевых руд, олова, крупные запасы золота, алмазов, ртути.  Хозяйственное освоение Арктики может отрицательно  отражается  на окружающей среде. В Арктике селятся люди.  Возникают посёлки, города. Жизнь населённых пунктов сопровождается выбросами в окружающую среду множества  разных вредных веществ.  Добыча полезных ископаемых, их транспортировка  связана с загрязнением окружающей среды. Транспорт, разработки месторождений полезных ископаемых – основные источники загрязнения арктических вод. В Арктике ведётся хищническое истребление животных. Например, люди истребляют моржей из­за моржовой кости ( из клыков делают разные забавные фигурки для продажи туристам), бьют белого медведя. Возникла опасность  исчезновения арктических животных.  Человек теснит животных с  мест их обитания, осваивая и загрязняя территории Арктики. Будущее Арктики  вызывает тревогу. ПРИЛОЖЕНИЕ 15                                            Страница 1 Какие работы выполняет в Арктике человек? Какой вред приносит Арктике хозяйственная деятельность  человек. Освоение Арктики человеком. ПРИЛОЖЕНИЕ  16                                            Как ваша группа приступила к работе?   сразу стали выполнять задание  сначала ознакомились со всеми заданиями  сразу стали читать справочный материал Взаимодействие в группе  Оцените свою работу  обсуждали задания вместе,  работали согласованно;   каждый делал, что ему нравилось, не согласовывал свои действия с  другими ребятами Лидер в группе Климат и взаимоотношения в группе   доброжелательная обстановка  ссоры, споры Ваше впечатление от работы группы

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)

Урок окружающего мира 4 кл «Суровая Арктика». (На изучение темы отводится 2 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2019