Урок окружающего мира "Маленькие рыцари"
Оценка 4.6

Урок окружающего мира "Маленькие рыцари"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
естествознание
3 кл
13.02.2017
Урок окружающего мира "Маленькие рыцари"
Публикация является частью публикации:
маленькие рыцари - урок.doc

                                                                          МБОУ гимназия №7 им.В.М.Воронцова

              Урок окружающего мира

                     3 класс (1-4)

"Маленькие рыцари"

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: ознакомление обучающихся с особенностями строения и образом жизни членистоногих: насекомых, пауков, ракообразных.

Задачи урока: познакомить учащихся с представителями отряда членистоногих, с особенностями их строения и образом жизни. Найти ответ на вопрос: Почему их назвали «маленькие рыцари»? Развивать словарный запас у детей, воспитывать экологическую культуру

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала.
  • Повышение учебной мотивациии развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала, увеличение подачи самого материала).
  • Возможность первичной проверки усвоения нового материала.

Технологии, методы:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Компьютерные технологии.
  • Проблемно-диалогические методы.
  • Методы личностно-ориентированные.
  • Работа в группах.
  • Деятельностный подход.
  • Метод самооценки.

Оборудование и материалы: компьютер для учителя и учеников, интерактивная доска, тесты (программа Captivate 4), авторский медиапродукт, учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 3 класс, 2010 год, листы с таблицей для заполнения по видам членистоногих для 4 групп, рисунок дерева на ватмане, картинки «божьей коровки», паучка и рака для каждого ученика.

  

                                                             Учитель: Родина Татьяна Валериевна, ВКК

 

                                                           План урока

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Создание эмоционального настроя

Положительный настрой на урок

2

2

Актуализация знаний

Фиксирование на слайде: «Знаем» ранее изученного материала по теме урока

Систематизация изученного материала по теме урока

3

3

Определение темы и цели урока.

Подводящий диалог к определению темы и целей работы на уроке

Определение темы и цели урока

2

4

Постановка проблемы.

Фиксирование вопросов на слайде «Хотим знать»

Определение деятельности и задач урока

3

5

«Открытие» нового знания.

Организация работы учащихся

Работа в группах. Заполнение своей строки в таблице на основе материала из учебника.

13

6

Физминутка
Гимнастика для глаз

Проведение упражнений гимнастики для глаз

Проводится  физминутка, дети выполняют

2

7

Первичное закрепление.

 Прослушивание презентаций каждой группы, исправление ошибок

Презентация ответа каждой группы. Проверка по таблице на слайде

9

8

Самостоятельная работа

Первичный контроль и проверка знаний учащихся по теме урока

Выполнение теста. Получение первой оценки по новой теме

8

9

Рефлексия

Подведение итогов урока, комментирование полученных учащимися оценок

Оценка собственных знаний по теме урока

3

 

 

 

 

 

 

 

                                           Ход урока:

I. Организационный момент слайд № 1

 - Мы начинаем урок окружающего мира. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: слайд № 2

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем  рассказать”.

II. Актуализация знаний

Звучит музыка – шум моря из оперы Римского-Корсакова «Садко».

– Что услышали? (Шум моря). Мы знаем с вами, что и в морских глубинах кипит бурная жизнь.

– Вспомним о морских организмах. С какими трудностями сталкиваются они на суше? (сухость и сила тяжести).

– Для чего нужен скелет живым организмам, живущим на суше?

(для опоры: к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников)

– Этим вопросом заинтересовались и Лена с Мишей.

И вот о чем они говорят…Читаем текст на стр.90 слайд № 3

Лена:      - Миша, как же жуки носят на себе такой тяжелый панцирь?

Миша:    - Да ведь они очень сильные! Муравей, между прочим, может поднять    

                  рояль.     Муравьиный рояль, конечно.

Папа:      - Это правда. Но дело тут не в силе муравья, а в его размерах. Можно

                  сказать  насекомые живут в другом мире – микромире. В этом мире и ты,

                  Лена, могла  бы одной рукой поднять всех своих одноклассников. Падая с

                  дерева, ты летела  бы, как сделанная из бумаги. Но, дотронувшись до капли

                  росы, которая была   бы по пояс, ты уже не смогла бы от нее оторваться без

                  Мишиной помощи!

 

– О чем они рассуждают? (о размерах  насекомых, об их возможностях )

– О ком же мы узнаем сегодня на уроке? (Предположения детей)

– Кого вы видите? (рыцаря и жука) слайд № 4

– В чем сходство?

– Можно ли жука назвать рыцарем?

– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером)

– Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)

III. Определение темы и цели урока.

– Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (маленькие рыцари) слайд № 5

– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о жуках)

IV. Постановка проблемы.

– Почему их называют маленькими рыцарями? (т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря)

– Что вы хотите о них узнать?

– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? слайд № 6 (цели урока)

V. Открытие новых знаний.

1. Беседа

– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующей иллюстрации. слайд № 7

– Кого вы узнали из животных?

– Всю эту огромную группу называют членистоногими!

– Почему они получили такое название?

– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?

– Их тела расчленены, как вы это понимаете?

2. Работа по учебнику.

– Где мы можем найти подтверждение, правильно ли мы рассуждали? (в тексте учебника)

– Прочитайте текст в учебнике на страницах 90,91.

– Что нового вы узнали о членистоногих?

– Какой скелет они имеют?

Наружный скелет – что это такое?

– Из чего состоит наружный скелет?

– Как  растет наружный скелет?

– Какой образ жизни ведут членистоногие?

 – Когда сбрасывают наружный скелет?

–  Правы ли были мы, говоря о членистоногих?

3. Работа в группе. слайд № 8

– Вспомним правила работы в группе. слайд № 9

– Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.

Ваша задача распределить животных на три группы и дать название каждой группе?

– Как вы назвали группы?

– Каких животных вы отнесли в группу насекомых?

– Так на какие группы делятся членистоногие? слайд № 10

– На какой вопрос мы с вами искали ответ? слайд № 11

– Нашли мы ответ на него?

слайд № 12 А теперь нам нужно узнать, чем они дышат, питаются, т. е. какой образ жизни они ведут?

– Ответ на этот вопрос вы будете искать самостоятельно.

– Продолжаем работать в группе. слайд № 13

– Каждая группа будет изучать одну группу животных.

Инструктаж задания:

– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.

(Задание для каждой группы записано на карточке)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 1 (ракообразные).

Прочитайте текст на стр.95. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
  2. Чем известны дафния и циклоп?
  3. Какие формы ног у ракообразных?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?

 

 

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст на стр. 94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Зачем нужна паукам паутина?
  2. Хищники ли пауки? Как они охотятся?
  3. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.91-94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
  2. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?

 

 

 

 

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Питаются они…………….

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание группе 4. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.91-94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Какие насекомые живут одной семьёй?

Название группы животных.

Представители

Где живут?

Сколько ног?

 

 

 

 

План ответа.

1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………

2. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. У нас можно встретить таких насекомых как…………….

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

– В помощь я вам приготовила план ответа.

– 1-я группа изучает ракообразных. 2-я группа – пауков. 3-я и 4-я группа изучают насекомых.

– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.

4. Выступления групп.

Выступает 1 группа слайд № 14  и 2 группа. слайд № 15

– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?

Видео-сообщение. (Паук – серебрянка)

Выступает 3 группа слайд № 16 и 4 группа. слайд №17

– Что интересного вы узнали?

– Я тоже для вас сегодня приготовила сообщение про насекомых.

Видео-сообщение (про стрекозу).

– На какой вопрос мы искали ответ? Узнали? слайд № 18  (Каков образ жизни всех групп животных, да узнали)

VI. Физминутка. слайд №19

– Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.

– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны хлопать, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы топаете, а когда же я назову пауков – вы стоите тихо.

(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)

Зарядка для глаз слайд № 20-22

VII. Первичное закрепление

–  Отгадайте загадку:

 

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем,

Спит без просыпу всю зиму,

А зима промчится мимо.

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, Сонюшка!

Под весенним ярким солнцем

Гусенице не до сна –

Стала бабочкой она!

– Кто это? К какой группе относится?

– Какая самая многочисленная группа? Почему?

– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых? слайд №23

– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?

– Что удалось найти быстрее?

– Что было искать труднее? Почему? (маленький размер)

– Какой вывод можно сделать? (чем меньше предмет, тем больше возможностей спрятать)

 

–Так и насекомые приспособились – маленький размер позволил им хорошо приспособиться к условиям жизни.

– Итак, первая причина многообразия - это маленький размер.

– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.

– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения). Вторая причина – питаются пыльцой и нектаром растений.

– Что делают с растением насекомые ? (опыляют)

– Как можно назвать таких насекомых? (насекомые-опылители)

– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых.

– Есть ещё одна причина разнообразия. Третья причина - образ питания: могут жевать, грызть, лизать, сосать. Разнообразие типов питания позволяет на одном растении обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу.

VIII. Самостоятельная работа

– От кого они насекомые?

– Как они это делают посмотрим на стр. 93. Как замаскировался палочник, и бабочки?

– А вот посмотрите на доску, как замаскировалась эта бабочка? слайд №24

– На что она похожа?

– Заметят ли её враги?

– Как же ещё маскируются насекомые?

– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам? стр. 93, нижняя часть учебника

–  Определите, кто из насекомых старается напугать, кто хочет остаться незамеченным.

1.      палочник – спрятаться

2.      бабочка – калима – спрятаться

3.      бабочка – пяденица – спрятаться

4.      пчела – напугать

5.      божья коровка – напугать

 

– И следующая четвертая причина многообразия насекомых – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие спрятаться, третьи – напугать.

– Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили. слайд №25

IX. Рефлексия

– Так кто же такие «маленькие рыцари»?

– Почему их так назвали?

– Где живут?

– Сколько бывает ног?

– Есть ли крылья?

– Чем дышат?

– МОЛОДЦЫ!

– Вернемся к началу урока. слайд № 26 Кто же теперь может сказать:

“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.

– Какие же новые интересные знания вы сегодня открыли на уроке?

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– Кто из вас сможет поделиться этим новым материалом с родными и друзьями?

– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных? слайд № 27-37

X. Домашнее задание(по выбору): слайд №38

1. Придумать (написать или сделать серию иллюстраций) рассказ на тему: “Если бы я был …(пауком, насекомым или раком)” по плану:

1. Кто я, какой я.
2. Дом, в котором я живу.
3. Мои друзья.
4. Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения).
5. Как я умею маскироваться (рисунок).
6. Мои приключения (Однажды….).

- Спасибо вам, слайд № 39 я рада, что вы мне помогли. Я почувствовала в вас своих коллег в познании удивительного мира насекомых. Желаю вам дальнейших творческих успехов.

– Если вам сегодня на уроке было комфортно, и вы все запомнили, вам все понятно, посадите «божью коровку» вверху дерева, а если у вас еще остались вопросы и вы что-то не поняли, то паучков посадите на ствол. Ну а если вам совсем ничего не понятно и вы ничего нового не узнали и не запомнили то, как ракообразные ползите к корням дерева.

слайд № 40

Лист самооценки _________________________

Работа на уроке

Оценка ученика

Оценка учителя

1. Помогал выполнять задания в группе

 

 

2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания

 

 

3. Внимательно слушал учителя, одноклассника

 

 

4. Активно работал на уроке

 

 

 


МБОУ гимназия №7 им.В.М.Воронцова

МБОУ гимназия №7 им.В.М.Воронцова

План урока № Структурные элементы

План урока № Структурные элементы

Ход урока: I. Организационный момент слайд № 1 -

Ход урока: I. Организационный момент слайд № 1 -

Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)

Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)

Когда сбрасывают наружный скелет? –

Когда сбрасывают наружный скелет? –

Представители Где живут?

Представители Где живут?

Вопросы: Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных

Вопросы: Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных

Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом

Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом

Кто это? К какой группе относится? –

Кто это? К какой группе относится? –

И следующая четвертая причина многообразия насекомых – защита от врагов

И следующая четвертая причина многообразия насекомых – защита от врагов

Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения)

Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017
Посмотрите также: