МБОУ гимназия №7 им.В.М.Воронцова
Урок окружающего мира
3 класс (1-4)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: ознакомление обучающихся с особенностями строения и образом жизни членистоногих: насекомых, пауков, ракообразных.
Задачи урока: познакомить учащихся с представителями отряда членистоногих, с особенностями их строения и образом жизни. Найти ответ на вопрос: Почему их назвали «маленькие рыцари»? Развивать словарный запас у детей, воспитывать экологическую культуру
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
Технологии, методы:
Оборудование и материалы: компьютер для учителя и учеников, интерактивная доска, тесты (программа Captivate 4), авторский медиапродукт, учебник «Окружающий мир» С.А. Вахрушев, 3 класс, 2010 год, листы с таблицей для заполнения по видам членистоногих для 4 групп, рисунок дерева на ватмане, картинки «божьей коровки», паучка и рака для каждого ученика.
Учитель: Родина Татьяна Валериевна, ВКК
План урока
№ |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Организационный момент |
Создание эмоционального настроя |
Положительный настрой на урок |
2 |
2 |
Актуализация знаний |
Фиксирование на слайде: «Знаем» ранее изученного материала по теме урока |
Систематизация изученного материала по теме урока |
3 |
3 |
Определение темы и цели урока. |
Подводящий диалог к определению темы и целей работы на уроке |
Определение темы и цели урока |
2 |
4 |
Постановка проблемы. |
Фиксирование вопросов на слайде «Хотим знать» |
Определение деятельности и задач урока |
3 |
5 |
«Открытие» нового знания. |
Организация работы учащихся |
Работа в группах. Заполнение своей строки в таблице на основе материала из учебника. |
13 |
6 |
Физминутка |
Проведение упражнений гимнастики для глаз |
Проводится физминутка, дети выполняют |
2 |
7 |
Первичное закрепление. |
Прослушивание презентаций каждой группы, исправление ошибок |
Презентация ответа каждой группы. Проверка по таблице на слайде |
9 |
8 |
Самостоятельная работа |
Первичный контроль и проверка знаний учащихся по теме урока |
Выполнение теста. Получение первой оценки по новой теме |
8 |
9 |
Рефлексия |
Подведение итогов урока, комментирование полученных учащимися оценок |
Оценка собственных знаний по теме урока |
3 |
“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать”.
Звучит музыка – шум моря из оперы Римского-Корсакова «Садко».
– Что услышали? (Шум моря). Мы знаем с вами, что и в морских глубинах кипит бурная жизнь.
– Вспомним о морских организмах. С какими трудностями сталкиваются они на суше? (сухость и сила тяжести).
– Для чего нужен скелет живым организмам, живущим на суше?
(для опоры: к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников)
– Этим вопросом заинтересовались и Лена с Мишей.
И вот о чем они говорят…Читаем текст на стр.90 слайд № 3
Лена: - Миша, как же жуки носят на себе такой тяжелый панцирь?
Миша: - Да ведь они очень сильные! Муравей, между прочим, может поднять
рояль. Муравьиный рояль, конечно.
Папа: - Это правда. Но дело тут не в силе муравья, а в его размерах. Можно
сказать насекомые живут в другом мире – микромире. В этом мире и ты,
Лена, могла бы одной рукой поднять всех своих одноклассников. Падая с
дерева, ты летела бы, как сделанная из бумаги. Но, дотронувшись до капли
росы, которая была бы по пояс, ты уже не смогла бы от нее оторваться без
Мишиной помощи!
– О чем они рассуждают? (о размерах насекомых, об их возможностях )
– О ком же мы узнаем сегодня на уроке? (Предположения детей)
– Кого вы видите? (рыцаря и жука) слайд № 4
– В чем сходство?
– Можно ли жука назвать рыцарем?
– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером)
– Значит, жука, как можно назвать? (маленьким рыцарем)
– Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (маленькие рыцари) слайд № 5
– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о жуках)
IV. Постановка проблемы.
– Почему их называют маленькими рыцарями? (т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря)
– Что вы хотите о них узнать?
– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? слайд № 6 (цели урока)
1. Беседа
– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующей иллюстрации. слайд № 7
– Кого вы узнали из животных?
– Всю эту огромную группу называют членистоногими!
– Почему они получили такое название?
– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?
– Их тела расчленены, как вы это понимаете?
2. Работа по учебнику.
– Где мы можем найти подтверждение, правильно ли мы рассуждали? (в тексте учебника)
– Прочитайте текст в учебнике на страницах 90,91.
– Что нового вы узнали о членистоногих?
– Какой скелет они имеют?
– Наружный скелет – что это такое?
– Из чего состоит наружный скелет?
– Как растет наружный скелет?
– Какой образ жизни ведут членистоногие?
– Когда сбрасывают наружный скелет?
– Правы ли были мы, говоря о членистоногих?
3. Работа в группе. слайд № 8
– Вспомним правила работы в группе. слайд № 9
– Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.
– Ваша задача распределить животных на три группы и дать название каждой группе?
– Как вы назвали группы?
– Каких животных вы отнесли в группу насекомых?
– Так на какие группы делятся членистоногие? слайд № 10
– На какой вопрос мы с вами искали ответ? слайд № 11
– Нашли мы ответ на него?
– слайд № 12 А теперь нам нужно узнать, чем они дышат, питаются, т. е. какой образ жизни они ведут?
– Ответ на этот вопрос вы будете искать самостоятельно.
– Продолжаем работать в группе. слайд № 13
– Каждая группа будет изучать одну группу животных.
Инструктаж задания:
– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.
(Задание для каждой группы записано на карточке)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 1 (ракообразные).
Прочитайте текст на стр.95. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
Представители |
Где живут? |
Сколько ног? |
Чем дышат? |
С помощью чего дышат? |
|
|
|
|
|
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 2.(пауки)
Прочитайте текст на стр. 94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
Представители |
Где живут? |
Сколько ног? |
|
|
|
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 3. (насекомые)
Прочитайте текст на стр.91-94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
Представители |
Где живут? |
Сколько ног? |
Чем питаются? |
|
|
|
|
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Питаются они…………….
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание группе 4. (насекомые)
Прочитайте текст на стр.91-94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.
Вопросы:
Название группы животных. |
Представители |
Где живут? |
Сколько ног? |
|
|
|
|
План ответа.
1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. У нас можно встретить таких насекомых как…………….
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– В помощь я вам приготовила план ответа.
– 1-я группа изучает ракообразных. 2-я группа – пауков. 3-я и 4-я группа изучают насекомых.
– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.
4. Выступления групп.
Выступает 1 группа слайд № 14 и 2 группа. слайд № 15
– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?
Видео-сообщение. (Паук – серебрянка)
Выступает 3 группа слайд № 16 и 4 группа. слайд №17
– Что интересного вы узнали?
– Я тоже для вас сегодня приготовила сообщение про насекомых.
Видео-сообщение (про стрекозу).
– На какой вопрос мы искали ответ? Узнали? слайд № 18 (Каков образ жизни всех групп животных, да узнали)
VI. Физминутка. слайд №19
– Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.
– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны хлопать, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы топаете, а когда же я назову пауков – вы стоите тихо.
(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)
Зарядка для глаз слайд № 20-22
VII. Первичное закрепление
– Отгадайте загадку:
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпу всю зиму,
А зима промчится мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!
– Кто это? К какой группе относится?
– Какая самая многочисленная группа? Почему?
– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых? слайд №23
– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?
– Что удалось найти быстрее?
– Что было искать труднее? Почему? (маленький размер)
– Какой вывод можно сделать? (чем меньше предмет, тем больше возможностей спрятать)
–Так и насекомые приспособились – маленький размер позволил им хорошо приспособиться к условиям жизни.
– Итак, первая причина многообразия - это маленький размер.
– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.
– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения). Вторая причина – питаются пыльцой и нектаром растений.
– Что делают с растением насекомые ? (опыляют)
– Как можно назвать таких насекомых? (насекомые-опылители)
– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых.
– Есть ещё одна причина разнообразия. Третья причина - образ питания: могут жевать, грызть, лизать, сосать. Разнообразие типов питания позволяет на одном растении обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу.
VIII. Самостоятельная работа
– От кого они насекомые?
– Как они это делают посмотрим на стр. 93. Как замаскировался палочник, и бабочки?
– А вот посмотрите на доску, как замаскировалась эта бабочка? слайд №24
– На что она похожа?
– Заметят ли её враги?
– Как же ещё маскируются насекомые?
– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам? стр. 93, нижняя часть учебника
– Определите, кто из насекомых старается напугать, кто хочет остаться незамеченным.
1. палочник – спрятаться
2. бабочка – калима – спрятаться
3. бабочка – пяденица – спрятаться
4. пчела – напугать
5. божья коровка – напугать
– И следующая четвертая причина многообразия насекомых – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие спрятаться, третьи – напугать.
– Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили. слайд №25
– Так кто же такие «маленькие рыцари»?
– Почему их так назвали?
– Где живут?
– Сколько бывает ног?
– Есть ли крылья?
– Чем дышат?
– МОЛОДЦЫ!
– Вернемся к началу урока. слайд № 26 Кто же теперь может сказать:
“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
То, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем я рассказать”.
– Какие же новые интересные знания вы сегодня открыли на уроке?
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Кто из вас сможет поделиться этим новым материалом с родными и друзьями?
– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных? слайд № 27-37
1. Придумать (написать или сделать серию иллюстраций) рассказ на тему: “Если бы я был …(пауком, насекомым или раком)” по плану:
1. Кто я, какой я.
2. Дом, в котором я живу.
3. Мои друзья.
4. Мой образ жизни (занятия, работа, увлечения).
5. Как я умею маскироваться (рисунок).
6. Мои приключения (Однажды….).
- Спасибо вам, слайд № 39 я рада, что вы мне помогли. Я почувствовала в вас своих коллег в познании удивительного мира насекомых. Желаю вам дальнейших творческих успехов.
– Если вам сегодня на уроке было комфортно, и вы все запомнили, вам все понятно, посадите «божью коровку» вверху дерева, а если у вас еще остались вопросы и вы что-то не поняли, то паучков посадите на ствол. Ну а если вам совсем ничего не понятно и вы ничего нового не узнали и не запомнили то, как ракообразные ползите к корням дерева.
слайд № 40
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
1. Помогал выполнять задания в группе |
|
|
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания |
|
|
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника |
|
|
4. Активно работал на уроке |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.