Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)
Оценка 4.7

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
03.06.2017
Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)
Материалы сообщений учащихся
конспект урока.docx
Учебный предмет: «Окружающий мир» Класс: 4­й Авторы УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Тема урока: «Чем различаются минералы» Цель урока:  сформировать представление о разнообразии минералов; Задачи урока: Образовательная  ­   познакомить   с   основными   свойствами   минералов:   с   твердостью, плотностью, магнитными свойствами; образованием пещер. Развивающая ­ развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память Воспитательная  ­ воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в  группах, интерес к учению Тип урока: урок открытия нового знания. Методы: наблюдение, анализ­синтез, вопросно­ответный  Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки, коллекция  минералов, лупы, магниты, колбы с водой, таблицы с заданиями для групп, толковые  словари, учебник. I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места. Слайд 1 Актуализация знаний.  II. При     проверке   домашнего   задания   некоторые   ребята   работают   по   карточкам   по изученной теме (приложение 1) Остальные учащиеся работают фронтально. (работа  по слайдам) С л а й д 2 . Вставь пропущенные слова. У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются …  (горные породы).  При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались … (базальт) и … (гранит).  Из   остатков   растений   и   животных,   населявших   Землю   в   давние   времена, образовались   …  (торф),   …  (уголь),   …  (известняк).   Сохранившиеся   формы   древних растений и животных в горных породах называют … (окаменелостью). С л а й д ы   3 ,   4 ,   5 . Найди «лишнее» слово. а) река, озеро, море, торф; б) базальт, горы, равнины, низменности; в) известняк, гранит, уголь, торф. Учащиеся называют лишнее слово и обосновывают свой выбор. III. Постановка целей и задач урока. Введение в тему.  –   Сегодня   на   уроке   мы   узнаем,   из   чего   состоят   горные   породы   и   что   называют минералами. (Слайд6)  Работать мы с вами будем в группах. Повторение правил работы в группах. (Слайд 7)  Внимательно слушаем каждого участника своей группы  Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы  Выполнил сам, помоги другому  Ответил сам, дай возможность ответить другому Нахождение нового слова в толковом словаре. Группы находят слово в различных словарях IV. Изучение нового материала. Интерактивная лекция Чем различаются минералы. Горные   породы   состоят   из   отдельных   минералов.   Бывают   и   такие   горные   породы, которые состоят только из одного минерала. Например, чистый кварцевый песок состоит из кварца, известняк – из кальцита. А теперь посмотрите на горные породы которые лежат у вас на партах. Кто вспомнил её название? Да это гранит. Внимательно рассмотрите его. (Слайд8) Горная порода гранит состоит из трех различных минералов – полевого шпата, кварца и слюды.  Захотелось ли вам больше узнать о минералах?   (Слайд 9) Давайте   посмотрим   на   слайд   и   вы   выберете,   что   вам   интересно.   (дети   выбирают разделы и по гиперссылкам узнают новое  о минералах)  (Слайды 10 – 17) КОЛИЧЕСТВО  Насчитывают   более   4000   разных   минералов.   Ученые   постоянно   открывают   новые минералы.   Но   происходит   и   так,   что   «закрывают»   старые.   Большинство   ученых   воду, ртуть, янтарь, жемчуг к минералам не относят. ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПРИРОДЕ  Самые распространенные минералы ­ это силикаты, химическое соединение кислорода и кремния, часто с примесью одного или более из остальных шести элементов.  Чаще всего встречаются такие силикаты, как кварц, слюда и поле вые шпаты. Все три в  разных пропорциях являются основными компонентами разных типов гранита. Кварц,  эродированный из гранита, часто накапливается на побережье и образует песчаные пляжи.      Часто встречающиеся минералы, такие как полевые шпаты, кварц и слюда, называются  породообразующими. Это отличает их от минералов, которые находят только в небольших  количествах. Кальцит ­ еще один породообразующий минерал. Он формирует  известняковые породы. РЕДКИЕ минералы  Большая   часть   минералов   встречается   очень   редко   и   не   образует   горных   пород, например золото, алмазы. Алмаз считается самым редким и дорогим камнем. На земном шаре   есть   всего   несколько   мест,   где   их   добывают.   Природные   алмазы   –   довольно невзрачные камни, сравнительно небольшие – как семечко акации и даже меньше – как крупные песчинки. Редко встречаются большие крупные алмазы «чистой» воды. Самые красивые большие алмазы имеют свои имена, как картины художников, например «Голубой бриллиант», «Звезда юга» и другие. НАЗВАНИЯ минералов  Minera с позднелатинского означает «руда».  Некоторым   минералам   имя   дано   по   цвету,   например:   родонит   («родон»   –   роза), аквамарин («аква» и «марина» – морская вода).   Флюорит – течь, делать текучим, т.к. добавляли при плавке руды.  ЦВЕТ минералов  Цвет   часто   обманчив,   потому   что   у   многих   минералов   он   довольно   широко варьируется. Различия в цвете зависят от примесей, температуры, освещения, радиации и эрозии. Так как цвет минералов может меняться при разном освещении, определяют его по цвету полосы, оставленной минералом на керамической пластинке.  БЛЕСК минералов. Разнообразен   и   блеск   минералов:   металлический,   перламутровый,   стеклянный, алмазный.  КИМБЕРЛИТЫ –  одна   из   вулканических   пород,   залегающая   на   глубине   160–350   км.   Внешне   она невзрачна и напоминает бетон, в котором зацементированы разные породы. Но каждый геолог   мечтает   открыть   месторождение   кимберлита,   потому   что   с   ним   связаны месторождения алмазов и гранатов. ТВЕРДОСТЬ минералов Немецкий минеролог Моос предложил в 1812 году. По шкале твердости, в которой минералы расположены в порядке ее возрастания, алмаз занимает последнее десятое место. Первое место по этой шкале занимает самый мягкий минерал – тальк. Менее твердые (чем алмаз) минералы: корунд, топаз, кварц, полевой шпат, апатит, флюорит, кальцит, гипс, тальк. Тальк можно поцарапать ногтем, кварц – стальным ножом, а алмаз – только алмазом. Как же определяют их твердость? Если  минерал  царапает полевой шпат, а его  можно поцарапать кварцем, то твердость этого минерала – 6,5. – Рассмотрите рисунок на с. 82 учебника. Это шкала твердости минералов: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз (полевой шпат), кварц, топаз, корунд, алмаз. – Назовите самый твердый минерал. (Алмаз.) – Назовите самый мягкий минерал. (Тальк.) – Из талька даже делают детскую присыпку, а алмазом режут стекло и другие твердые материалы, шлифуют алмазной крошкой мрамор. V. Практическая работа в группах «Свойства минералов». Для работы понадобятся: лупа, магнит, образцы разных минералов. –   Рассмотрите   под   лупой   и   опишите   поверхность   минералов,   цвет   и   форму   их кристаллов. – С помощью магнита проверьте, обладают ли они магнитными свойствами. – Сравните твердости минералов, царапая один минерал другим. С помощью лупы учащиеся рассматривают минералы или других пород, сравнивают их по цвету, твердости, по взаимодействию с магнитом. (у каждой группы свой минерал для исследования: кальцит, гипс, раухтопаз, кварц) По итогам наблюдений заполняется таблица Минерал  Цвет  Запах Твердость  Взаимодействие  с магнитом Плавает или  тонет в воде Отчет групп, сообщения учащихся (в каждой группе ученики готовили дома сообщения об исследуемом  минерале) (Приложение 2) VI. Работа с учебником «Как образуются пещеры». Как образуются пещеры. –   Совершая   непрерывное   движение   в   природе,   вода   проделывает   огромную созидательную   и   разрушительную   работу.   Проходя   свой   подземный   путь,   она   образует сложные,   запутанные   лабиринты   ходов,   пещер.   Большинство   горных   пород   не растворяются   в   воде,   но  такие,   как  каменная   соль,   гипс,   известняк,   доломит,   мрамор, растворимы.   И   просачивающаяся   под   ними   вода   уносит   частицы   за   частицей   и   таким образом расширяет трещины, прокладывая себе подземный путь. Учащиеся работают с текстом учебника. Приём «Инсерт»». По ходу чтения делают :   пометки + знаю, ­ не знаю, ! хочу знать больше. После прочтения фронтальное обсуждение. Большие пещеры состоят из множества переходов, то сужающихся в узкие расщелины, то расширяющихся в огромные залы на сотни метров в длину и до 20–30 метров в высоту. Крупнейшая пещера мира – Хёллох – расположена в Альпах Швейцарии. Длина всех ее проходов и залов до 78 км. Вторая по величине – Мамонтова пещера в США – превышает 71   км.   Она   состоит   из   множества   проходов   и   больших   гротов.   В   ней   протекают   три подземные реки с восемью водопадами, а в ее залах умещаются три подземных озера. Неописуема   красота   многих   пещер.   Особенно   большое   впечатление   производят   так называемые сталактитовые пещеры. С потолков и стен их капает вода, отлагая известковые натеки.   Годами   и   столетиями   нарастают   они,   образуя   причудливой   формы   карнизы   и занавесы, а также свешивающиеся с потолка сосульки – сталактиты. Навстречу им с пола поднимаются   известковые   столбы   –   сталагмиты.   С   течением   времени   сталактиты   и сталагмиты становятся все толще и длиннее, срастаясь меду собой и образуя целые «леса». Мир   пещер   представляет   собой   удивительный   каменный   мир   со   своим   особым климатом,   растительными   и   животными   организмами.   Наряду   с   холодными   пещерами существуют вечно теплые. В большинстве пещер сохраняется ровная температура, а также большая влажность воздуха. Отсутствие солнечного света и особенности климата пещер сказываются на обитателях подземного   мира.   Почти   все   живые   организмы,   постоянно   живущие   в   пещерах,   – ракообразные, паукообразные, насекомые, многоножки и другие – бесцветны и прозрачны. Глаза у них либо плохо развиты, либо совсем отсутствуют. Зато сильно развиты органы осязания и обоняния. – Рассмотрите фотографии пещер. (Слайд 18) – Какое свойство воды способствует образованию подземных пещер­дворцов? – Как образуются сталактиты и сталагмиты? – Чем интересны пещеры историкам? – Что ученые могут узнать о жизни наших предметов? VII. Рефлексия. Подведение итогов  урока. – Что называют минералами? – Из каких минералов состоит гранит? – Какими свойствами различают минералы? – Назовите минералы, которые есть в твоем доме. Вспомните, что вы узнали сегодня о минералах, опираясь на слайд (Слайд 19) – Оцените работу своей группы сегодня на уроке.  Работа обсуждается и оценивается по шкале –  высокий, низкий, средний уровень. VIII Домашнее задание:  – Что было особенно интересно на уроке? – О чем захотелось узнать подробнее?  По желанию подготовьте сообщения о том, что вас особенно заинтересовало (пещерах, минералах и т.д.) Учебник (с. 81–87).

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017