Урок окружающего мира на тему "Чем различаются минералы" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы сообщений учащихся
Иконка файла материала конспект урока.docx
Учебный предмет: «Окружающий мир» Класс: 4­й Авторы УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Тема урока: «Чем различаются минералы» Цель урока:  сформировать представление о разнообразии минералов; Задачи урока: Образовательная  ­   познакомить   с   основными   свойствами   минералов:   с   твердостью, плотностью, магнитными свойствами; образованием пещер. Развивающая ­ развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память Воспитательная  ­ воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в  группах, интерес к учению Тип урока: урок открытия нового знания. Методы: наблюдение, анализ­синтез, вопросно­ответный  Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки, коллекция  минералов, лупы, магниты, колбы с водой, таблицы с заданиями для групп, толковые  словари, учебник. I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места. Слайд 1 Актуализация знаний.  II. При     проверке   домашнего   задания   некоторые   ребята   работают   по   карточкам   по изученной теме (приложение 1) Остальные учащиеся работают фронтально. (работа  по слайдам) С л а й д 2 . Вставь пропущенные слова. У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются …  (горные породы).  При остывании раскаленной магмы после извержения вулканов образовались … (базальт) и … (гранит).  Из   остатков   растений   и   животных,   населявших   Землю   в   давние   времена, образовались   …  (торф),   …  (уголь),   …  (известняк).   Сохранившиеся   формы   древних растений и животных в горных породах называют … (окаменелостью). С л а й д ы   3 ,   4 ,   5 . Найди «лишнее» слово. а) река, озеро, море, торф; б) базальт, горы, равнины, низменности; в) известняк, гранит, уголь, торф. Учащиеся называют лишнее слово и обосновывают свой выбор. III. Постановка целей и задач урока. Введение в тему.  –   Сегодня   на   уроке   мы   узнаем,   из   чего   состоят   горные   породы   и   что   называют минералами. (Слайд6)  Работать мы с вами будем в группах. Повторение правил работы в группах. (Слайд 7)  Внимательно слушаем каждого участника своей группы  Решение принимаем, учитывая мнение каждого участника группы  Выполнил сам, помоги другому  Ответил сам, дай возможность ответить другому Нахождение нового слова в толковом словаре. Группы находят слово в различных словарях IV. Изучение нового материала. Интерактивная лекция Чем различаются минералы.Горные   породы   состоят   из   отдельных   минералов.   Бывают   и   такие   горные   породы, которые состоят только из одного минерала. Например, чистый кварцевый песок состоит из кварца, известняк – из кальцита. А теперь посмотрите на горные породы которые лежат у вас на партах. Кто вспомнил её название? Да это гранит. Внимательно рассмотрите его. (Слайд8) Горная порода гранит состоит из трех различных минералов – полевого шпата, кварца и слюды.  Захотелось ли вам больше узнать о минералах?   (Слайд 9) Давайте   посмотрим   на   слайд   и   вы   выберете,   что   вам   интересно.   (дети   выбирают разделы и по гиперссылкам узнают новое  о минералах)  (Слайды 10 – 17) КОЛИЧЕСТВО  Насчитывают   более   4000   разных   минералов.   Ученые   постоянно   открывают   новые минералы.   Но   происходит   и   так,   что   «закрывают»   старые.   Большинство   ученых   воду, ртуть, янтарь, жемчуг к минералам не относят. ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПРИРОДЕ  Самые распространенные минералы ­ это силикаты, химическое соединение кислорода и кремния, часто с примесью одного или более из остальных шести элементов.  Чаще всего встречаются такие силикаты, как кварц, слюда и поле вые шпаты. Все три в  разных пропорциях являются основными компонентами разных типов гранита. Кварц,  эродированный из гранита, часто накапливается на побережье и образует песчаные пляжи.      Часто встречающиеся минералы, такие как полевые шпаты, кварц и слюда, называются  породообразующими. Это отличает их от минералов, которые находят только в небольших  количествах. Кальцит ­ еще один породообразующий минерал. Он формирует  известняковые породы. РЕДКИЕ минералы  Большая   часть   минералов   встречается   очень   редко   и   не   образует   горных   пород, например золото, алмазы. Алмаз считается самым редким и дорогим камнем. На земном шаре   есть   всего   несколько   мест,   где   их   добывают.   Природные   алмазы   –   довольно невзрачные камни, сравнительно небольшие – как семечко акации и даже меньше – как крупные песчинки. Редко встречаются большие крупные алмазы «чистой» воды. Самые красивые большие алмазы имеют свои имена, как картины художников, например «Голубой бриллиант», «Звезда юга» и другие. НАЗВАНИЯ минералов  Minera с позднелатинского означает «руда».  Некоторым   минералам   имя   дано   по   цвету,   например:   родонит   («родон»   –   роза), аквамарин («аква» и «марина» – морская вода).   Флюорит – течь, делать текучим, т.к. добавляли при плавке руды.  ЦВЕТ минералов  Цвет   часто   обманчив,   потому   что   у   многих   минералов   он   довольно   широко варьируется. Различия в цвете зависят от примесей, температуры, освещения, радиации и эрозии. Так как цвет минералов может меняться при разном освещении, определяют его по цвету полосы, оставленной минералом на керамической пластинке.  БЛЕСК минералов. Разнообразен   и   блеск   минералов:   металлический,   перламутровый,   стеклянный, алмазный.  КИМБЕРЛИТЫ –  одна   из   вулканических   пород,   залегающая   на   глубине   160–350   км.   Внешне   она невзрачна и напоминает бетон, в котором зацементированы разные породы. Но каждыйгеолог   мечтает   открыть   месторождение   кимберлита,   потому   что   с   ним   связаны месторождения алмазов и гранатов. ТВЕРДОСТЬ минералов Немецкий минеролог Моос предложил в 1812 году. По шкале твердости, в которой минералы расположены в порядке ее возрастания, алмаз занимает последнее десятое место. Первое место по этой шкале занимает самый мягкий минерал – тальк. Менее твердые (чем алмаз) минералы: корунд, топаз, кварц, полевой шпат, апатит, флюорит, кальцит, гипс, тальк. Тальк можно поцарапать ногтем, кварц – стальным ножом, а алмаз – только алмазом. Как же определяют их твердость? Если  минерал  царапает полевой шпат, а его  можно поцарапать кварцем, то твердость этого минерала – 6,5. – Рассмотрите рисунок на с. 82 учебника. Это шкала твердости минералов: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз (полевой шпат), кварц, топаз, корунд, алмаз. – Назовите самый твердый минерал. (Алмаз.) – Назовите самый мягкий минерал. (Тальк.) – Из талька даже делают детскую присыпку, а алмазом режут стекло и другие твердые материалы, шлифуют алмазной крошкой мрамор. V. Практическая работа в группах «Свойства минералов». Для работы понадобятся: лупа, магнит, образцы разных минералов. –   Рассмотрите   под   лупой   и   опишите   поверхность   минералов,   цвет   и   форму   их кристаллов. – С помощью магнита проверьте, обладают ли они магнитными свойствами. – Сравните твердости минералов, царапая один минерал другим. С помощью лупы учащиеся рассматривают минералы или других пород, сравнивают их по цвету, твердости, по взаимодействию с магнитом. (у каждой группы свой минерал для исследования: кальцит, гипс, раухтопаз, кварц) По итогам наблюдений заполняется таблица Минерал  Цвет  Запах Твердость  Взаимодействие  с магнитом Плавает или  тонет в воде Отчет групп, сообщения учащихся (в каждой группе ученики готовили дома сообщения об исследуемом  минерале) (Приложение 2) VI. Работа с учебником «Как образуются пещеры». Как образуются пещеры. –   Совершая   непрерывное   движение   в   природе,   вода   проделывает   огромную созидательную   и   разрушительную   работу.   Проходя   свой   подземный   путь,   она   образует сложные,   запутанные   лабиринты   ходов,   пещер.   Большинство   горных   пород   не растворяются   в   воде,   но  такие,   как  каменная   соль,   гипс,   известняк,   доломит,   мрамор, растворимы.   И   просачивающаяся   под   ними   вода   уносит   частицы   за   частицей   и   таким образом расширяет трещины, прокладывая себе подземный путь. Учащиеся работают с текстом учебника. Приём «Инсерт»». По ходу чтения делают :   пометки + знаю, ­ не знаю, ! хочу знать больше. После прочтения фронтальное обсуждение. Большие пещеры состоят из множества переходов, то сужающихся в узкие расщелины, то расширяющихся в огромные залы на сотни метров в длину и до 20–30 метров в высоту. Крупнейшая пещера мира – Хёллох – расположена в Альпах Швейцарии. Длина всех ее проходов и залов до 78 км. Вторая по величине – Мамонтова пещера в США – превышает71   км.   Она   состоит   из   множества   проходов   и   больших   гротов.   В   ней   протекают   три подземные реки с восемью водопадами, а в ее залах умещаются три подземных озера. Неописуема   красота   многих   пещер.   Особенно   большое   впечатление   производят   так называемые сталактитовые пещеры. С потолков и стен их капает вода, отлагая известковые натеки.   Годами   и   столетиями   нарастают   они,   образуя   причудливой   формы   карнизы   и занавесы, а также свешивающиеся с потолка сосульки – сталактиты. Навстречу им с пола поднимаются   известковые   столбы   –   сталагмиты.   С   течением   времени   сталактиты   и сталагмиты становятся все толще и длиннее, срастаясь меду собой и образуя целые «леса». Мир   пещер   представляет   собой   удивительный   каменный   мир   со   своим   особым климатом,   растительными   и   животными   организмами.   Наряду   с   холодными   пещерами существуют вечно теплые. В большинстве пещер сохраняется ровная температура, а также большая влажность воздуха. Отсутствие солнечного света и особенности климата пещер сказываются на обитателях подземного   мира.   Почти   все   живые   организмы,   постоянно   живущие   в   пещерах,   – ракообразные, паукообразные, насекомые, многоножки и другие – бесцветны и прозрачны. Глаза у них либо плохо развиты, либо совсем отсутствуют. Зато сильно развиты органы осязания и обоняния. – Рассмотрите фотографии пещер. (Слайд 18) – Какое свойство воды способствует образованию подземных пещер­дворцов? – Как образуются сталактиты и сталагмиты? – Чем интересны пещеры историкам? – Что ученые могут узнать о жизни наших предметов? VII. Рефлексия. Подведение итогов  урока. – Что называют минералами? – Из каких минералов состоит гранит? – Какими свойствами различают минералы? – Назовите минералы, которые есть в твоем доме. Вспомните, что вы узнали сегодня о минералах, опираясь на слайд (Слайд 19) – Оцените работу своей группы сегодня на уроке.  Работа обсуждается и оценивается по шкале –  высокий, низкий, средний уровень. VIII Домашнее задание:  – Что было особенно интересно на уроке? – О чем захотелось узнать подробнее?  По желанию подготовьте сообщения о том, что вас особенно заинтересовало (пещерах, минералах и т.д.) Учебник (с. 81–87).