Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Оценка 5

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
26.01.2017
Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Целью этого урока является "объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через: o хронологические рамки (3 тыс. до н.э. и 4 век н.э.); o изменение в уровне техники; o устройство общества. А по линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.
Древний мир. конспект.doc
Древний мир – рождение первых цивилизаций".  Цель:   По линии  «объяснять мир" ­ научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории на примере  Древнего мира. Это умение можно развивать через: o хронологические рамки (3 тыс. до н.э. и 4 век н.э.); o изменение в уровне техники; o устройство общества.  По линии "определять свое отношение к миру" ­ научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации. Оборудование: учебник с.53­56, рабочая тетрадь с. 36, 38, слайды презентации, интерактивная доска  1. Организационный момент.  Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.  Садитесь. 2. Сообщение темы урока. Учитель: Сегодня мы отправляемся в  увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.  Давайте вспомним все эпохи  и  расставим их по порядку. (Слайд 1) ­ Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?    Дети: В первобытном мире. (Слайд 2) Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе? Рассказы детей по вопросам учителя:                            ­ как ещё называют эту эпоху?  ­ что это значит?  ­ временные границы?                           ­ где появились первые древние люди?  ­  как жили, как объединялись?                           ­ какова мораль той эпохи?   ­ были ли достижения?  ­ посмотрите на " Реку времени" (Слайд 3). Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше  сегодняшнее путешествие? Дети: В эпоху Древнего мира.   Учитель: какая это по счету эпоха?   Дети: Вторая. Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира? Дети: ХХХ в. до н.э. ­ 4 в. н.э.  Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. Тема урока: "Древний мир­ рождение первых цивилизаций" (Слайд 4) 3. Постановка проблемы.  Учитель: Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я хочу показать. (Слайд 5) ­ Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?  Дети: Да, постоянно. Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные? Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные. Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?  Дети : Кто из нас прав? Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что­нибудь изобрести? Дети: Да, могли. Учитель: А вам хотелось бы узнать,  что это были за изобретения и есть ли они в современном мире? Дети: Да. Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке? Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?  4. Актуализация знаний.  Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? Давайте вспомним, что такое Древний  мир?   Дети: Вторая эпоха всемирной истории. Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире? Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности. Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем что ­ нибудь об эпохе Древнего мира? Дети: Нет. Учитель: Таким образом,  нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного? Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Таблица «Знаем – не знаем»  5. Поиск решения. Открытие нового знания. Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?  ­ Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам  понятны? ­ Вы сможете дать определение слову " цивилизации"? Вам поможет следующий (Слайд 6) " Переход от первобытного общества к цивилизации" Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного  общества? Дети: появляются города, государство, письменность. (Слайд 7)  Учитель: в форме чего изображена  розовая линия?  Дети: В форме ступеньки. Учитель: Попробуйте дать определение, что же такое цивилизация?  Дети: Новая, более высокая  ступень развития человечества. Учитель: Итак, в эпоху Древнего мира появляются ­ города, государства, письменность. Это основные  признаки цивилизации. Учитель: Рассмотрите карту с. 54­55. (Слайд 8) ­ Что обозначено на карте широкой розовой линией? Дети: Граница цивилизованного мира. Учитель: Что находится за пределами этой границы? Дети: Мир первобытных людей. Учитель: Какой мир был обширнее ­ мир первобытных племен или мир  древних цивилизаций? Дети: Мир первобытных племен обширнее. Учитель: Какой мы сможем сделать вывод? Дети: Два мира одновременно существовало на планете. Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем 1. Цивилизация ­ новая ступень развития человечества  Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать, какое? ­ Вновь обратимся к карте. с.54­55. Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте? Дети: Древние цивилизации. Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе? Дети: Древний Рим, Древняя Греция (Это морские  цивил.) Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока? Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия (Это речные) Показ учителем этих цивилизаций. Где они находились? Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации  Древнего Востока ­ по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы. Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг  карты. Вам надо будет посоветоваться друг с другом и соединить  ­ название цивилизации и памятник  архитектуры, которым она прославилась. (Слайд 9) Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему? Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура. То же м. сказать и об одежде и  письменности.  Сделайте вывод: Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура. Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию.  ­В колонку " Не знаем" записываем второе определение. Цивилизации ­ разные страны со своей особой культурой.   Физминутка. Мы сейчас все дружно встали, Отдохнули мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поклонись! Начинаем мы опять по истории шагать, Чтобы все понятным стало Потрудились мы немало. Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху Древнего мира? Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего  мира" ­ Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира? (учитель дополняет):  Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней. Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и  Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час ­ на 60 мин., а минуту на 60 сек..  Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас. Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения чисел, которыми мы пользуемся  0,1,2…  9. Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления. Создание иероглифов ­  каждому знаку приписано какое­то значение (не только фонетическое), а раньше было т. узелковое  письмо. Древняя Греция ­ Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов. Древний Рим. Язык римлян ­ латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас  употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях  названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март ­ бог Марс, июль­ Юлий  Цезарь, август­ Октавиан Август, император).  Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57. ­ Сравните технические возможности людей в Древнем мире и Первобытном мире. с50 и с. 57. ­ Что вы можете сказать? Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно­гребные  корабли.  Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?   Дети: Колесницы, парусно­гребные корабли. Учитель: Плавая на парусно­гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться  заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и  внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор.  Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за  несколько минут.  ­ Таким образом, технические достижения в Древнем мире поднялись на более  высокую ступень развития. Учитель: Вернемся к нашей таблице. Ответили мы на второй вопрос? Дети: Да Учитель: Значит, под вопросом пишем Календарь, часы, буквы, цифры ­ предметы эпохи Древнего мира.  Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите. Учитель: Современные люди не только знают достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят  события тех далеких времен. ­ Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.­ с.56, 2 абзац, 2в.­ с.56, 3 абзац. ­ Какими событиями прославилась Древняя Греция? Дети: Олимпийскими играми.  Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России совсем недавно проходили зимние олимпийские игры? Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 10) Учитель: Что произошло в Древнем Риме? Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака.  (Слайд 10)  Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы  знает,  откуда пришло это название 6. Применение знаний. Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2. Следующее задание №1 с.36. ­ Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку. ­ последний вопрос:  а что же с моралью в Древнем мире? Кого читали настоящими людьми в то время?  Дети ищут ответ в учебнике (стр. 58) 7. Итог урока. Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы? Что интересного вы узнали на уроке? Учитель: В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса "В наше бытие из прошлого  пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное  предками ­ и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю. Великое свойство прогрессивного человека ­ не забывать прошлое и быть благодарным тем,  кто  шел впереди" 8. Домашнее задание  ­ Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить  задания в тетради (с. 39, № 4).

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Древний мир - рождение первых цивилизаций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017