Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: "Справедливость"
Учитель: Шакурова Лилия Рифовна.
МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» городского
округа город Кумертау Республики Башкортостан
Цель урока: Создание условий для формирования нравственных и моральных
качеств личности младших школьников через расширение их представлений о
справедливости
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными понятиями: справедливость, справедливый
поступок, справедливый человек.
2. Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из
дополнительных источников.
3. Развивать навыки и умения анализировать поступки и действия людей,
отталкиваясь от понятия «справедливость».
4. Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами.
5. Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению
друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, опорные листы,
презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», энциклопедический и
этимологический словари.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные термины и понятия: справедливость, справедливый поступок,
справедливый человек. 1.Организационный момент.
Приветствие:
1 СЛАЙД – 1 ЩЕЛЧОК
Учитель – Здравствуйте, дорогие ребята! Свой урок я начну с небольшого рассказа.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Недавно мой сын спросил меня: «А что самое главное в жизни для
человека?» Я подумала, и не смогла однозначно ответить на этот вопрос. Ребята, а
как бы вы ответили на этот вопрос (ответы детей)
Сегодня ученики нашего класса подготовили для вас диалог, давайте посмотрим
(Сценка. Приложение 1)
Учитель: А что самое главное для человека?
1й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все,
что захочет.
2й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный
человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.
3й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.
1й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.
2й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не
понимаю?
3й ученик. А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни
быть, чтоб званье Человека заслужить?
Какие главные качества назвали дети? (Ответы детей сила, ум, доброта)
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот сложный вопрос, какими
главными качествами должен обладать Человек.
3.Определение темы и цели урока.
1 СЛАЙД – 2 ЩЕЛЧОК
Учитель – Я предлагаю вам посмотреть небольшой м/ф. И ставлю перед вами сразу
вопрос: «Как бы вы его назвали?»
(«Всё по справедливости») (название не озвучивается) (слайд 3)
2 СЛАЙД – 1 ЩЕЛЧОК
Итак, как бы вы назвали этот мультфильм? Кто главный герой этого фильма? На
что пожаловалась кошка хозяйке? Что сделали хозяева с кошкой? Где стала жить
собака?
Так о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Если ваши предположения верны, то вы сможете собрать слово из букв, которые
находятся у вас на партах (каждая группа собирает слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ
(Приложение 2)) Молодцы! Итак, у вас получилось слово «СПРАВЕДЛИВОСТЬ». Так о чем мы
будем говорить сегодня на уроке? 2 СЛАЙД – 2 ЩЕЛЧОК (Абсолютно верно)
Какие цели мы сегодня поставим на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость», определим по
каким качествам можно узнать справедливого человека.
4.Изучение нового материала.
3 СЛАЙД
Учитель Мы с вами определили тему урока, поставили цели. А теперь
рассмотрим слово «справедливость»: как появилось это слово, что означает оно,
какие синонимы можно подобрать к нему. Для того чтобы разобраться в этом, мы
предлагаем вам поработать в группах.
Задание по группам:
1 группа – найти определение в словаре С. И. Ожегова.(СПРАВЕДЛИВОСТЬ –
правда правосудия. Справедливый правильный, сделанный законно, по правде, по
совести, по правоте.
2 группа – работа по этимологическому словарю А. К. Шапошникова с поиском
информации о происхождении слова справедливость.
3 группа – найти синонимы в словаре синонимов З. Е. Александровой (правда,
правосудие, честность, правильность, законность, истинность, объективность,
праведность).
Учитель Исходя из услышанного, мы узнали, какова история происхождения
слова «Справедливость», его смысловое значение. А теперь давайте посмотрим как
смысл слова «справедливость» раскрыт в учебнике ОРКСЭ.
Чтение по книге 1 ученика.
4 СЛАЙД
Справедливость – это способность человека поступать правильно, честно оценивать
поступки другого человека, вне зависимости от того, нравится ему сам человек,
совершивший поступок, или не нравится.
Учитель Но так ли важна справедливость в жизни человека? Почему? (ответы
детей и разъяснения).
5 СЛАЙД
Какими качествами должен обладать справедливый человек? Для того чтобы
ответить на этот вопрос, мы предлагаем составить кластер «Справедливый
человек».
Учитель Кстати, как правильно составлять кластер? Вы знаете?
(Ответы детей) 5 СЛАЙД – 1 ЩЕЛЧОК
Ваша задача на втором уровне вписать три качества справедливого человека, на
третьем уровне вписать имена героев из известных вам сказок, которые обладают
качествами справедливого человека.
Работа по группам.
Выступление одного из представителей группы с защитой своего кластера.
6 СЛАЙД Готовясь к уроку, я тоже составила кластер «Справедливый человек» и вот, что у
меня получилось. Вместо сказочных героев я использовала пословицы.
7 СЛАЙД Разминка.
Учитель Ребята, а сейчас мы предлагаем вам сыграть в игру. Но для этого нужно
встать, изобразить весы, закрыть глаза и внимательно слушать здание.
Дети встают, закрывают глаза, изображают весы. Задание: на правой чаше весов
добро и справедливость, на левой – зло и несправедливость. Весы качаются,
балансируют, реагируют на мои слова.
Делиться с другом
Лезть без очереди
Забирать себе больший кусок из пирога
Дежурить в классе по очереди
Получить "2" за не выученный урок
Добиваться своего слезами
Дать подзатыльник младшему
Дать возможность высказаться сопернику
Быть честным.
Дети открывают глаза, садятся.
Ответьте на вопрос: ЧТО ПЕРЕВЕСИЛО?
8 СЛАЙД
Учитель А знаете ли вы, какой предмет является символом справедливости?
8 СЛАЙД – 1 ЩЕЛЧОК
С давних времён люди определяли весы как символ справедливости, на котором
взвешиваются хорошие и плохие поступки и вследствие этого распределяются блага
или наказания. Весы — древний символ меры и справедливости. Считалось, что на
весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые людьми при
жизни. Судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.
9 СЛАЙД
Посмотрите внимательно на экран. Кто знает, кто изображен на слайде?
9 СЛАЙД – 1 щелчок. Это богиня справедливости. Ее зовут Фемида. Неслучайно
у Фемиды, богини справедливости, завязаны глаза, чтобы быть честной. Она держит
в руках весы. Фемиду богиню правосудия иногда изображают с повязкой на
глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
6.Закрепление нового материала.
10 СЛАЙД
Учитель А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с притчей. Кстати, кто
нибудь знает, что такое притча? (Ответы детей)
Работа с притчей.
Спустились както два ангела, молодой и пожилой, на землю посмотреть как люди
живут. Идут они целый день и на ночлег решили остановиться у богача. Тот их
впустил, но встретил очень холодно, не накормил и уложил спать в подвале. Когда
молодой ангел засыпал, он заметил дыру в стене подвала, пожилой поймал взгляд
своего спутника, подошёл к стене и заделал дыру. На следующий день ангелы пошли дальше и на ночлег остановились у старого бедняка, который со своей женой,
встретили их очень радушно, обогрели, накормили, уложили спать на свою кровать,
а сами легли на полу. Утром молодой человек проснулся от того, что старикбедняк
горько плачет. Старик сквозь слёзы объяснил, что ночью умерла его единственная
корова, а это всё, что у него было и что он не знает, как теперь жить. Пожилой ангел
только пожал плечами и оба ангела отправились дальше. Они долго шли молча, и
только к концу следующего дня молодой ангел спросил у пожилого:
Зачем ты это сделал?
Сделал что? спросил пожилой?
Когда мы были у богача, ты помог ему, заделав стену не смотря на то, как тот нас
встретил, а когда мы были у бедняка, ты отнял у него последнее, что он имел –
корову, ведь это сделал ты. Так почему?
11 СЛАЙД
o Как вы думаете, как поступили богач и бедняк по отношению к путникам?
o А как поступил старый ангел с богачом и бедняком?
o Как вы думаете, что ответил пожилой ангел на вопрос молодого?
o Почему пожилой ангел помог богачу, а у бедняка забрал корову?
Ответы детей.
Итак, слушаем, что он ответил:
12 СЛАЙД
Понимаешь – сказал пожилой – когда мы лежали в подвале у богача, я заметил, что
ты смотришь на дыру в стене, и я разглядел в ней клад, поэтому я пошёл и заделал
дыру. А ночью, когда мы были у бедняка, к нему приходила смерть за его женой, но
я договорился с ней и она забрала корову.
И они ещё долго шли молча……
o Так как же поступил пожилой ангел с этими людьми: справедливо или нет?
o Почему он так с ними поступил?
(Ответы детей)
13 СЛАЙД
Учитель Мы сейчас разобрали ситуацию в притче. А как вы поведете себя, если
вдруг окажитесь в той или иной ситуации. У вас на столах лежат примеры, взятые из
жизни. Вы внимательно читаете, анализируете и объясняете, как правильно
поступить с точки зрения справедливости. На эту работу у вас отводится 2 минуты.
Ситуация 1.
Сестра говорит: Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
Оцените поведение детей.
Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
Сынок, ты погулял с Дружком?
Сын ей отвечает: Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –
вечером. Ты давал обещание, возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме: Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь
мне поручения!
• Оцените поступок мальчика.
Ситуация 3.
• Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я
лишний»
Сергей сказал: Я лишний. Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад.
Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят.
Ответы детей.
Как вы думаете, легко ли быть справедливым человеком?
Ответы детей.
14 СЛАЙД
Учитель Чтобы понять насколько вы поняли тему урока, я предлагаю вам
составить синквейн «Справедливость». Напоминаю вам, что синквейн – это
короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Как правильно составить синквейн, давайте вместе вспомним.
1 Это одно слово – существительное – главная мысль.
2. Это 2 прилагательных, раскрывающих тему.
3. Это 3 глагола – действия, относящиеся к данной теме.
4. Это фраза, раскрывающая тему (пословица, поговорка).
5. Это одно слово – синоним.
Работа по группам.
15 СЛАЙД
Учитель В заключение нашего урока мы предлагаем вам собрать пазлы.
У каждой команды лежат подготовленные пазлы с буквами. Ваша задача
написать родственные слова к каждой букве, близкие к значению слова
«справедливость». После того, как эта работа будет проделана, вы выходите к
доске, зачитываете словасинонимы. После этого составляете картинку из этих
пазлов.
16 СЛАЙД
Учитель Итак, что у нас получилось? На картинке мы видим кого? (Фемиду)
Фемида, которая является богиней справедливости. В руках она держит весы, на
чаше которых есть и добрые дела и плохие поступки. И только от вас зависит,
какая чаша весов будет перевешивать.
А сейчас мы вам предлагаем подумать и написать на сердечках то новое
качество, которого вы хотели бы развить в себе.
1 7 СЛАЙД
Учитель – Завершая нашу встречу, хочется сказать большое спасибо всем
ребятам за их активную работу на уроке, за внимательность и смекалку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.