Урок "Основы генетики. Законы Менделя"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока - изучение законов Менделя и решение генетических задач с применением уже усвоенных генетических понятиях и терминах. закрепляется ранее изученный материал по генетической терминологии, составлении генотипов и гомологичных хромосом на предложенных объектах. Решаются задачи, подтверждающие результаты экспериментов Менделя , а также повышенной сложности.
Иконка файла материала урок законы Менделя.docx
Урок 2. Закономерности наследования признаков, установленные Г.  Менделем. Цель: формирование знаний о моногибридном скрещивании, I и II  законах генетики, установленных Г. Менделем. Задачи: 1.  Закрепление знаний об основных генетических терминах. 2. Формирование знаний о моногибридном скрещивании. 3. Формирование знаний о правиле единообразия гибридов  первого поколения. 4. Формирование знаний о законе расщепления. 5. Формирование навыков по решению генетических задач. Форма проведения урока – комбинированный урок. Методы проведения урока ­ фронтальная проверка знаний по  основным генетическим терминам, письменная проверка по  заданиям карточек, лекция, работа учащихся в тетрадях. План – конспект. 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Проверка усвоения знаний предыдущего урока: ­ фронтальная –  дайте определение генетическому термину; ­  основные принципы гибридологического метода; ­ письменная по 2 вариантам: 1 вариант 1.Кто первым открыл законы  наследственности и изменчивости  организмов, в каком году? 2 вариант 1. Кто переоткрыл законы  наследственности и  изменчивости организмов, в  каком году? 2. Укажите в перечне аллельные  гены  А, Е, д, е, с, Д, С 2. Укажите в перечне аллельные  гены Т, Б, т, а, Ж, б, а 3. Найдите гомологичные  хромосомы: ­ составьте диплоидный набор  хромосом; ­ составьте гаплоидный набор  хромосом;    1         2          3          4         5 3. Найдите гомологичные  хромосомы: ­ составьте диплоидный набор  хромосом; ­ составьте гаплоидный набор  хромосом;        1        2         3       4              53. Изучение нового материала: А) для своих опытов Мендель взял культурные сорта гороха. Причина  – неприхотливые растения;  ­ дают до 4 – 5 поколений за один вегетационный период;  ­ самоопыляемы; ­ имеют контрастные признаки. Правильный выбор объектов исследования имеет важное  значение, особенно на начальных этапах развития науки. Б) скрестил 2 сорта гороха, отличающиеся по одной паре  признаков. Сорта – чистые линии, гомозиготные по генотипу.На  другие признаки внимание не обращалось . Это моногибридное  скрещивание. 1 сорт – желтые семена, 2 сорт – зеленые семена. Гибриды первого поколения все дали семена желтого цвета. Так повторялось многократно… (Какой признак доминантен? Какой  ­ рецессивен?) Вывод –есть закономерность. I закон Менделя ( правило единообразия или закон  доминирования): при скрещивании чистых сортов гибриды  первого поколения единообразны и проявляют признак одного из  родителей. (объясните – почему правило единообразия, закон  доминирования?) В) почему был получен такой результат? Решим как задачу. Все задачи начинаются с обозначений генов.  1 сорт по фенотипу имеет желтые семена. Обозначим ген,  определяющий желтый цвет буквой А, рецессивный ген зеленого  цвета –а. Генотип 1 сорта – АА, 2 сорта – аа Р:     АА   *     аа Г:      А              а F1:         Аа         – желтые  Г) на достигнутом Мендель не остановился. Решил скрестить  гибриды 1 поколения между собой.гибриды 1 поколения    *    гибриды 1 поколения гибриды 2 поколения дали расщепление в соотношении 3: 1,  т.е. 3 часть всех гибридов 2 поколения дали желтые семена, а 1  часть  ­ зеленые. II закон Менделя: при скрещивании гибридов 1 поколения  гибриды второго поколения дают расщепление в соотношении 3:  1 или 3\4 :  1\4. Д) почему получен такой результат? Решим как задачу.  Обозначения уже введены, генотип известен по прежней задаче. Р:      Аа        *       Аа Г:     А  а               А  а F2:   АА, Аа, Аа, аа               3  : 1 Е) Мендель не знал о ДНК, поэтому предложил гипотезу  чистоты гамет: При образовании гамет в каждую попадает только один из двух аллельных генов. 4. Рефлексия: –формулировка I  II  закона Менделя. ­ решение интерактивной задачи на моногибридное скрещивание; ­ решение задач по карточкам: 1.На ферме содержались коровы черной и красной масти,бык   имел черную масть. Все родившиеся телята имели только   черную масть. Какая масть является доминантной? Какую масть  будут иметь потомки этих черных телят?  2. У овса нормальный рост доминирует над карликовостью.  Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных растений  нормального роста с низкорослыми? Какими будут растения  второго поколения? 3. При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в  потомстве появились растения с желтыми и белыми плодами в  соотношении половина на половину. Каковы генотипы родителей,  если известно, что белая окраска плодов — доминантная и  доминирование полное. 5. Задание на дом: Параграф3.5, задачи на карточках.