УЧИТЕЛЬ: Балабан Р. А Дата: 29. 11. 16
Урок письма
Тема урока: Буква Ь
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умения писать букву ь; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Сравнивают печатную и письменную буквы; обводят элементы буквы ь безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения; обозначают мягким знаком мягкость предыдущего согласного; соотносят количество звуков и букв в слове |
Личностные |
Овладевают навыками уважительного отношения к иному мнению; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения |
Универсальные |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов, различают использование мягкого знака в словах. Коммуникативные: умеют работать коллективно |
Основное
содержание темы, понятия |
Буква ь, печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов |
Образовательные |
1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Ход урока
Этапы |
Формы,
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид
и форма |
||||||||
|
|
осуществляемые |
формируемые |
|||||||||
I. Организация |
Фронтальная индивидуальная |
Приветствие.
Проверка готовности к уроку Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Для чего нам нужно выполнять эти правила?
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок |
Индивидуальный. Проверка
|
|||||||
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная Словесный. Вступительное слово учителя |
– Отройте пропись на с. 30 и назовите тему урока. Какие цели поставим к нашему уроку? Тема нашего урока: письмо буквы ь. Прогнозируемый результат урока (план): - научиться писать букву ь. - научиться соединять букву ь с другими буквами (писать слоги и слова). - продолжать учиться писать предложения.
- Для чего нам надо уметь писать эту букву?
|
Внимательно слушают
Чтобы писать слова правильно и красиво. |
Принимают |
Устные ответы |
|||||||
III. Актуализация опорных знаний
|
Фронтальная Словесный. Беседа |
– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой ь. Что вы про нее узнали?
Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв «ь»: малой печатной и строчной письменной. - Чем похожи и чем отличаются буквы? - Почему буква ь одна печатная и одна строчная? - Почему квадратная скобка, которая обозначает звуки перечеркнута? Мягкий знак – хитрый знак, Не назвать его никак, Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква – мягкий знак!
- Из каких элементов состоит ь? Далее учащиеся на магнитной доске конструирует букву «ь». На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась, Мягким знаком обернулась. В. Степанов
Белка хвостик изогнула, У пенечка отдохнула, Распустила хвост да так, Стал похож на мягкий знак. Е. Тарлапан |
Слушают учителя.
Похожи, но письменная буква пишется под наклоном, элементы плавные. Т. к. нет слов, начинающихся на ь.
Этого звука нет, но эта буква смягчает предшествующий согласный звук.
Из одного
Дети конструируют из конструктора букву ь
|
Воспроизводят по памяти информацию, полученную на уроке чтения. Высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
|||||||
IV. Усвоение
новых знаний и способов 1. Пальчиковая гимнастика |
Фронтальная индивидуальная.
Практический, словесный. Упражнение для развития |
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Волк и лиса». – Лизавета, здравствуй! – Как дела, зубастый? – Хорошо идут дела, Голова пока цела! |
Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка превращается в другую. |
Внимательно |
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
|||||||
2. Анализ начертания «Прописиь 3» |
Фронтальная индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо |
– Рассмотрите букву ь.
Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы «ь» на доске мелом. - Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5). - Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5). - Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы «ь» под счет. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой. Вот так: Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит. А. Шибаев
Мы начнем сейчас писать. Какими критериями будем пользоваться при письме? Наклон Аккуратность Правильность
|
Имитация учащимися начертания буквы «ь» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве
|
Выполняют письмо по
образцу и слого-звуковой анализ слова. Сравнивают слова и схемы- |
Индивидуальный. Правильное называние и написание буквы ь, слого-звуковой анализ слова |
|||||||
3. Правила посадки за столом во время письма |
Индивидуальная. Практический |
– Проверим посадку,
правила обращения Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
|
Показывают посадку |
Правильно держат осанку
при письме, верно обращаются |
Индивидуальный.
Проверка правильной посадки при письме, верного обращения |
|||||||
4. Письмо буквы ь «Прописиь 3» |
Фронтальная индивидуальная Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо |
– Обведите по контуру
букву ь и элементы – Обведите узор по контуру. – Напишите букву ь
безотрывно: в воздухе,
– Напишите букву ь в прописи.
Подчеркнем самую красивую букву, слог по всем трем критериям.
– Напишите слова: лось, соль, карась.
- Прочитаем третью и четвертую строчку нашей прописи. В каком месте слова находится буква ь? Виды соединений, используемые в словах.
– Выполните слого-звуковой анализ слова лось. – Прочитайте следующее слово. – Сравните слово и
схему-модель слова лось. |
Записывают букву ь
Прописываем слова по образцу.
Выполняют слого- – Соль. – Схемы-модели |
|
|
|||||||
5. Письмо предложений |
Фронтальная индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо |
– Прочитайте
предложения, определите Лось был в лесу. Дети принесли ему соль. – Запишите предложения. – Напишите слова,
вставляя мягкий знак |
Записывают предложения с буквой ь. Вставляют пропущенную букву ь |
Выполняют письмо по
образцу, вставляют слово в предложение, образо- |
Индивидуальный. Правильное написание предложений |
|||||||
6. Работа с
предложениями |
Фронтальная индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо |
Продолжаем нашу работу. Прочитайте пятую строчку, что здесь записано? Как вы догадались? Как пишутся слова в предложении? - Это предложение. Первое слово написано с большой буквы, в конце стоит точка. Слова в предложении пишутся раздельно
Запишем предложение: Окунь и карась – рыбы. Отметьте на каждой строчке самое красивое слово, которое у вас получилось
- Выполняют задание, проговаривая слова предложения.
Продолжаем нашу работу. Прочитайте следующую строчку, что здесь записано? Как вы догадались?
Составляют предложение. Коньки, у, Коли. - Назовите слово-помощник. («У».). Назовите имя мальчика. Как пишутся имена собственные? Составьте предложение из слов. - Сколько слов в предложение? Как оформляются предложения на письме? Запишите предложение с печатного шрифта. -Выделите в словах гласные буквы.
-Ответы на вопросы , запись ответов. |
Записывают предложения, делят слова на слоги,
Самостоятельная работа, проверка по образцу.
– У Коли коньки.
Запись коллективно на доске и в тетрадях. Кто? Рысь, тигр. Что? Ель. |
Правильно |
Индивидуальный.
Выполнение
Индивидуальная работа |
|||||||
V. Рефлексив но-оценочный |
ФронтальнаяСловесный. Беседа |
Подведем итоги. Какова тема нашего урока? Посмотрите на критерии, которыми мы пользовались при письме Наклон Аккуратность Правильность Найдите три кружочка в ваших технологических картах, (НАП) по каждому критерию мы будем оценивать следующие пункты: Поднимите руки те, у кого не получается писать ь и слова с ь под наклоном, кому еще надо поработать над этим? Нарисуйте смайлику опущенные губы. - А теперь те, у кого, получилось писать под наклоном ь и слова с ним? Рисуйте в первом кружочке улыбку своему смайлику. - Поднимите руки те, кому сегодня трудно было писать аккуратно ь и слова с ь? Нарисуйте смайлику опущенные губы. - А теперь поднимите руки те, кто писал слова с ь и букву аккуратно. Смело ставьте улыбку второму смайлику. Последний критерий – правильность написания. Кому еще не совсем удается правильно писать ь знак и слова с ним? Рисуем третьему смайлику грустную улыбку. Ну, а кто написал правильно и слова с ь и сам ь, поднимите руку и нарисуйте улыбочку.
|
Отвечают на вопросы учителя
Рисуем губы у смайлика
Н
А
П |
Оценивают свою работу |
Фронтальный. Устные ответы |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.