Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: «Плясовые наигрыши»
Цель:
Ввести ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русского народного музыкального искусства. Раскрыть чудесный мир русского фольклора.
Задачи:
Обучающие:
- углубить знания о русском фольклоре;
- познакомиться с различными русскими народными инструментами.
- побудить детей к знаниям через игровые формы: исполнение музыки на доступным детям музыкальных инструментах, разыгрывание русских народных песен.
Развивающие:
- формирование умений разыгрывать народные песни, подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России, создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора.
Воспитательные:
- воспитание уважения к отечественным традициям, местным обычаям, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- осмысление значения фольклора в жизни каждого народа: осознание своей гражданской идентичности;
- воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора;
-воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Материал к уроку: Русские народные песни «Светит месяц», «Камаринская», плясовые наигрыши; фонограмма песни; изображения русских народных инструментов, русские народные шумовые инструменты; Презентация «Русские народные инструменты».
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, детские музыкальные инструменты, карточки с нотами.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: «Плясовые наигрыши»
Цель:
Ввести ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русского
народного музыкального искусства. Раскрыть чудесный мир русского фольклора.
Задачи:
Обучающие:
углубить знания о русском фольклоре;
познакомиться с различными русскими народными инструментами.
побудить детей к знаниям через игровые формы: исполнение музыки на
доступным детям музыкальных инструментах, разыгрывание русских народных
песен.
Развивающие:
формирование умений разыгрывать народные песни, подбирать простейший
аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России,
создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного
музыкального фольклора.
Воспитательные:
воспитание уважения к отечественным традициям, местным обычаям, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;
осмысление значения фольклора в жизни каждого народа: осознание своей
гражданской идентичности;
воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ан
самблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных образов национального фольклора;
воспитать всестороннеразвитую личность, интерес к музыке, искусству,
литературе, окружающей среде.
воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Материал к уроку: Русские народные песни «Светит месяц», «Камаринская»,
плясовые наигрыши; фонограмма песни; изображения русских народных
инструментов, русские народные шумовые инструменты; Презентация «Русские
народные инструменты».Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, детские
музыкальные инструменты, карточки с нотами.
Ход урока:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие учителя и детей.
Изучение нового материала.
Сегодня урок мы начинаем с загадок. Это поможет нам вспомнить тему
прошлого урока.
1.Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется…(свирель)
2.В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая нарядная
Русская двухрядная. (гармонь)
3.Ох звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай – ка,
Это наша…(балалайка)
Исходя из ваших ответов, вспоминаем тему прошлого урока.
Русские народные инструменты.
А на какие группы мы их разделили?
Струнные, духовые, ударные.
Сейчас проверим, как вы запомнили к какой группе какой инструмент относится.
Проведём тест жест. Все вопросы теста будут начинаться со слов: Согласны ли
вы…? Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши. Если не
согласны, то топайте ногами.1.Согласны ли вы, что волынка относится к группе духовых инструментов?
2.Согласны ли вы, что бубен относится к группе ударных инструментов?
3.Согласны ли вы, что гудок относится к группе духовых инструментов?
4.Согласны ли вы, что дамра относится к группе струнных инструментов?
5.Согласны ли вы, что все вместе народные инструменты образуют
симфонический оркестр?
Сегодня мы будем слушать оркестр народных инструментов. Тема нашего урока
«Плясовые наигрыши».
Работа с учебником с.5657 Читаем название русской народной плясовой.
Рассматриваем нотную запись и народные костюмы.
♫
Прослушивание музыкальных произведений в исполнении оркестра
русских народных инструментов. «Светит месяц».
Какое настроение передает музыка?
(ответы детей)
С первых же звуков музыки мы погружаемся в состояние веселья,
танцевальности, радости, музыка передает, как вы уже сказали народное
веселье и радость.
Мелодия постоянно менялась или повторялась одна и та же?
(ответы детей)
Что изменялось при повторах?
(ответы детей)
Такая форма построения музыки называется вариации.
Просмотр видеозаписи концерта оркестра русских народных
♫
инструментов. («Коробейники»).
Физкультминутка.
А сейчас сами попробуем подыграть оркестру народных инструментов в форме
вариаций. Какие инструменты помогут нам в этом?
(Дети выбирают инструменты)
3. Вокальная работа.
Упражнение на дыхание «Свеча». Проговаривание скороговорок.Распевание по тетради с.1213. Народная прибаутка «Заинька». Разбор
длительностей, размера. Работа над ритмом: похлопать, протопать, пропрыгать.
Выложить ритм песни длительностями на доске.
Узнать по ритме на доске песню «Моя Россия». Игра «Зеркало». Дети поют
песнб и повторяют движения за ведущим.
5. Рефлексия. Итог урока. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились,
что нового узнали? Нужно закончить высказывание по презентации.
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Теперь я могу…
Было трудно…
И т.д.
Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы. Очень активно работали, с хорошим
настроением трудились. Мы с вами узнали много нового о русских народных
инструментах.
Домашнее задание: Я прошу вас найти изображения русских народных
инструментов и наклеить их в свою рабочую тетрадь на с. , или нарисовать их
там же. Это и будет вашим домашним заданием. А сейчас еще раз спасибо за
урок.
До свидания!