Тема: «Функции у=х², у=ах² и их графики»
Класс: 8А
Цель: систематизация знаний по теме: «Функции у=х², у=ах² и их графики»
Задачи:
1. Образовательная: обобщение способов построения и работы с графиками функций у=х² и у=ах²; закрепление умения свободно владеть основными понятиями данной темы; формирование навыков использования полученных ранее знаний на практике;
2. Воспитательная: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание аккуратности при выполнении заданий;
3. Развивающая: развитие логического мышления, сообразительности, наблюдательности, внимания.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, записи примеров на доске, учебник алгебры под редакцией А.Г.Мордковича.
Тип урока: урок-смотр знаний.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, работа в парах, игровые.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Функция у=х²», «Функция у=ах²», уметь работать с графиками таких функций.
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2м)
(Приветствие, сообщение темы и целей урока, запись темы в тетрадь).
2. Устная работа (слайд 1) (3-4м)
(Цель: развитие логического мышления, внимательности, наблюдательности, воспитание чувства прекрасного, постановка проблемы).
-Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте загадку. Картинки будут вашими помощниками. Будьте внимательны и наблюдательны!
-Ребята, о каком графике говорится в загадке? Контуры какого графика напоминают картинки? (Парабола).
-Графиком какой функции является парабола? (у=х²)
3.Повторение. Работа по готовым слайдам (4-5м)
(Цель: повторение свойств функции у=х², отработка умений учащихся работать с графиком, умение читать график, находить решение уравнения) 2 слайд
1.Определите вершину параболы. (0;0)
2. На каком промежутке функция возрастает? ()
3. На каком промежутке функция убывает?
4.Что в данном графике является осью симметрии
параболы? (ось ординат)
5.Какой функцией задан график?(у=2х²)
3 слайд. Реши графически уравнение: -х²=2х-3
4. Выполнение заданий (15-20 мин) (Цель: применение знаний на практике, воспитание аккуратности при оформлении).
Задания на доске.
1. Не строя графика функции у=х², определите, какие из перечисленных точек ему принадлежат: А(1;6), В(-2;4), С(-4;16).
Решение: А(1;6), х=1,у=6
у=х², х²=1, следовательно А (1;6) не принадлежит графику у= х².
и т.д (В (-2;4), С (-4;16).
2. Определите, является ли функция у=- или у=3х² (на выбор) убывающей или возрастающей на: а) отрезке[-3; 0]
b) на полуинтервале (-1; 0,5]
Решение: составим таблицу для графика функции у=-
х |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
у |
- 4,5 |
-2 |
-0,5 |
0 |
-0,5 |
-2 |
-4,5 |
Построим график функции:
1.
2.
Ответ: на отрезке[-3; 0] функция у=- возрастает, т.е. является возрастающей;
на полуинтервале (-1; 0,5] функция у=- не является ни возрастающей, ни убывающей.
3. Записать по три функции, где ветви параболы направлены вниз, и где направлены вверх (Примеры: у= -3х², у=-х²,у=-1,5 х²; у=5х², у=0,5х², у=2х²). Из них определить и подчеркнуть разными линиями: функции которые получаются растяжением вдоль оси ОУ, и функции которые получаются сжатием вдоль оси ОУ?
5. Физкультминутка (1 мин)
(Цель: снятие напряжения мышц тела, отдых для глаз, двигательная активность- здоровьесбережение)
-Ребята поиграем, изображая функции согласно требованиям. Встали из-за парт. Я называю функции, а вы, если ветви параболы направлены вверх, поднимает руки вверх, если ветви направлены вниз -опускаете руки вниз, а если графиком является не парабола, то поворачивает туловище вправо-влево, руки вниз.
Функции: у=х² ,у=- х², у=3х, у=4х² , у=-5х, у=0,5х² , у=-3х, у=2х², у=-6 х², у= 12х-3.
6. Самостоятельная работа (7 мин) Работа в парах по карточкам
(Цель: контроль умения правильно определять координаты точек, через которые проходит парабола, и зеркально отражать их относительно оси ординат, формирование умения работать в парах, воспитание чувства ответственности)
Ребята, сейчас вы работаете самостоятельно в парах по карточкам: 1 Задание -заполнить пропуски. 2 Задание- нужно дорисовать графики из заданных промежутков, не составляя таблицы. Если вопросов нет, приступили к работе.
Карточка:
1. Заполните пропуски в предложениях:
-график функции у =3 х² получается … (растяжением) графика функции у= х² от оси Ох вдоль оси Оу в 3 раза;
- график функции у=0,5 х² получается … (сжатием) графика функции у= х² от оси Ох вдоль оси Оу в 2 раза.
- при а, ветви параболы направлены …( вверх)
-при а, ветви параболы направлены … (вниз).
2. На карточке изображены части графиков функций: у= х² на ; у= -2х² на ;
у= -0,5 х² на. Необходимо, не составляя таблицы значений, дорисовать графики.
Решение: так как графики функций у= х² и у=а х² симметричны относительно оси ординат, то можно дорисовать графики, зеркально отражая значения координат парабол относительно оси ОУ.
3.Построить график функции у= 2х²
7. Проверка самостоятельной работы по правильным ответам на слайдах (2 мин)
Ребята , внимание на слайды-здесь даны ответы к самостоятельной работе, проверьте у себя работы и исправьте ошибки (оценка «5» за правильно выполненные задания).
8. Итоги, домашнее задание (3-4 мин)
-Когда значение функции у=а х² равно нулю? (при х=0)
-Когда функция у=а х² принимает только отрицательные значения? (при а<0).
-Относительно какой оси симметрична парабола у=а х²? (оси ординат).
-Когда функция у=а х² принимает только положительные значения? (при а>0)
Домашнее задание: №17.12 (в, г), №17.13 (в, г), №17.14 стр. 98-99. Учебник алгебра под редакцией А.Г. Мордковича. Создать по желанию иллюстрацию из графиков параболы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.