Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
19.02.2017
Цели урока:
Обучающие:
• изучить особенности поведения общественных насекомых;
• изучить многообразие общественных насекомых;
• изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.
Развивающие:
• активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения;
• развивать творческие умения учащихся;
• развивать умение выделять главное из рассказа учителя, дополнительных материалов.
Воспитывающие:
• воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы;
• воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
• воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.
7 кл. конспект к уроку Пчёлы и муравьи.docx
Городской отдел образования
Открытый урок по биологии в 7 классе
на тему:
«Пчёлы и муравьи – общественные насекомые.
Поведение. Инстинкты.
Значение пчёл и других, перепончатокрылых
в природе и жизни человека»
Провела:
учитель высшей категории
СОШ № 32
Егорова Елена Юрьевна Тема урока: «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи.
Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других, перепончатокрылых в природе и жизни человека»
изучить особенности поведения общественных насекомых;
изучить многообразие общественных насекомых;
изучить роль общественных насекомых в природе и жизни человека.
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
обучения;
Воспитывающие:
активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного
развивать творческие умения учащихся;
развивать умение выделять главное из рассказа учителя, дополнительных материалов.
воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать
нестандартные учебные проблемы;
воспитание устойчивого интереса к предмету биологии;
воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в
природе и жизни человека.
Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:
к общественным насекомым относят термитов, шмелей, ос, пчел, муравьев;
муравьиная семья состоит из бескрылой самкицарицы, рабочих муравьев, личинок; самцы
участвуют только в оплодотворении самок, после чего погибают. Внутри семьи существует
распределение обязанностей;
муравьи регулируют численность насекомыхвредителей леса;
пчелиная семья состоит из матки, трутней, рабочих пчел и личинок; трутни принимают участие в
оплодотворении самок, после чего погибают.
внутри пчелиной семьи существует распределение обязанностей;
пчелы обладают сложным инстинктивным поведением, которое проявляется в сложных
действиях, производимыми пчелами в процессе работы, в их заботливом уходе за потомством, в
целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном
искусстве;
пчелы и продукты их жизнедеятельности имеют огромное практическое значение в природе и
жизни человека.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале, настраивает учащихся к работе на
уроке.
(на парте, у каждого учащегося лежит: технологическая карта урока, индивидуальное
дифференцированное задание (на бумаге разного цвета) с листом оценивания за работу на уроке).
II. Целеполагание (3 мин.)
Класс, каких животных типа членистоногие мы с вами изучаем с конца второй четверти? (класс
насекомые)
Как отличить насекомых от других членистоногих? (насекомые имеют 3 пары ног и две пары
крыльев)
С какими насекомыми мы уже познакомились на предыдущих уроках? (отрядами насекомых с
неполным и полным превращением) III. Проверка знаний по ранее изученной теме: «Отряды насекомых с неполным и полным
превращением. Насекомые вредители сада и огорода». (12 минут) – дифференцированные задания
уровней АВС
уровень А Тестирование (проверяет ученикконсультант)
1. Класс насекомые насчитывает около: а) 1 млн видов; в) 1млрд видов; с) 1тыс. видов
2. Глаза насекомых: а) только простые; в) сложные фасеточные; с) только сложные.
3. Количество ног у насекомых: а) 2 пары; в) 4 пары; с) 3 пары
4. На грудном отделе насекомых расположены: а) 2 пары крыльев; в) 1 пара крыльев; с) 3 пары
крыльев.
5. На брюшке насекомого находятся: а) крылья; в) дыхальца; с) конечности.
6. Дыхательные отверстия открываются в: а) кишечник; в) лёгкие; с) трахею.
7. Прыгательные конечности у: а) кузнечика; в) саранчи; с) богомола; д) всех перечисленных
8.
Копательные конечности у: а) медведки и навозника; в) кузнечика и саранчи; с) бабочки и
богомола;
9. Стадия куколки присутствует в развитии с превращением: а) неполным; в) полным;
10. Раздел зоологии, изучающий насекомых называется: а) арахнология; в) гельминтология; с)
энтомология.
Ключ ответов:
1. А
2. В
11.
12. уровень В работа с ИКТ и раздаточным материалом (на интерактивной доске даны
7. Д
8. А
3. С
4. А
5. В
6. С
9. В
10. С
три вида заданий на знание, внимание и логическое рассуждение)
I. Распредели насекомых в соответствии со строением их ротовых аппаратов (10 баллов)
13.
Бабочка, комар, клоп, жукдолгоносик, медведка, кузнечик, саранча, пчела, муха, слепень.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
II. Убери лишнее, объясни свой выбор: (по 1 баллу за правильный выбор + 1 балл за объяснение)
1. Таракан, бабочка, клещ, богомол, колорадский жук (клещ паукообразное)
2. Медведка, саранча, таракан, пчела, кузнечик (пчела – с полным превращением)
3. Вредная черепашка, жуккороед, колорадский жук, свекловичный долгоносик, блохи и вши (блохи и вши
– паразиты человека, остальные вредители с\х растений)
4. Муравьи, бабочки, мухи, клопы, пчёлы (клопы – с неполным превращением) Исправь ошибки в тексте: (всего 5 баллов, по 1 за найденную ошибку)
23. Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи.
Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у
насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А
глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи
дыхальцев и лёгких.
24.
25. Критерий оценивания: подсчитайте сумму ваших баллов и переведите её в оценку
26.
27. 2017 баллов – «5» 1612 баллов – «4» 115 баллов – «3» менее 4х баллов –
«2»
28.
29. уровень С Работа в паре (диалог между двумя учащимися, с последующим
взаимооцениванием) – оценивает ученикконсультант.
1. Какое количество видов насчитывает класс насекомые (ответ: около 1 млн видов)
2. Какие органы расположены на голове насекомого (ответ: пара сложных и несколько
простых глаз, пара усиков, ротовой аппарат)
3. Почему насекомых называют «шестиногие» (имею 3 пары конечностей или 6 ног)
4. Какие органы расположены на грудном отделе насекомых (2 пары крыльев и 3 пары
конечностей)
22.
III.
1 б.
1 б.
3 б.
1 б.
1 б.
8 б.
1 б.
3 б.
2 б.
3 б.
5. Какие органы находятся в брюшке насекомого (ответ: органы размножения, трахеи,
кишечник)
6. Что такое дыхальце (ответ: небольшое дыхательное отверстие на каждом членике брюшка
насекомого, ведущие в трахеи)
7. С чем связано разнообразие в строении конечностей насекомых (ответ: с образом жизни и
местом обитания)
8. Какого типа бывают ноги у насекомых, приведите примеры (ответ: бегательные – тараканы,
жуки, муравьи и др., плавательные – плавунец, гладыш, прыгательные – кузнечик, саранча,
копательные – медведка, навозник)
9. Почему жуков называют жесткокрылыми (ответ: имеют жёсткие верхние надкрылья)
10. В чём преимущества развития насекомых с полным превращением, почему они имеют
больше шансов выжить (ответ: 1. нет конкуренции за пищу между личинками и
взрослыми насекомыми; 2. легче переносят неблагоприятные условия на какойлибо из 4х фаз; 3.
уничтожая личинки, останутся взрослые особи или наоборот)
11. Раздел зоологии, изучающий насекомых (ответ: энтомология).
1 б.
30.
31. Критерий оценивания: подсчитайте сумму ваших баллов и переведите её в оценку
32.
33. 2521 балл – «5» 2013 баллов – «4» 125 баллов – «3» менее 4х баллов – «2» 34.
37. Ф.
И
.
уч
ся
42.
38. Пр
ове
рка
до
ма
шне
го
зад
ани
я
43.
IV.
Изучение нового материала
35. Лист оценивания учащегося:
36.
39. Рабо
та
на
урок
е
40. Опе
реж
ающ
ее
зада
ние
41. Общ
ий
бал
л,
оцен
ка
за
урок
44.
47.
45.
46.
48.
Сегодня мы продолжим знакомиться с представителями типы Членистоногие на
примере общественных насекомых – пчел, муравьев и других перепончатокрылых. Вам предстоит
ответить на вопросы:
Почему пчёл и муравьёв относят к общественным насекомым?
Каково их поведение? Есть ли у них разум или они подчиняются инстинктам?
Есть ли в природе и другие насекомые, живущие сообща?
Почему не всех насекомых называют общественными?
Каково значение пчёл и других, перепончатокрылых в природе и жизни человека?
49.
50. Задание 1 (2 минуты) Посмотрите один знакомый вам сюжет – (просмотр отрывка
мультфильма «Как Вини Пух добывал мёд»)
51. Ответьте на вопросы:
Удалось ли Вини Пуху добыть мёд? С какими проблемами столкнулся?
Почему пчёлы нападали на него не по одному?
52.
53. Посмотрите ещё один видеофрагмент: «Муравьед и термитысолдаты»
54. Ответьте на вопросы:
Почему солдат защищает своих собратьев термитов?
Какие отношения это напоминает?
55.
56. Задание 2 (2 минуты) создания проблемной ситуации:
57. Сравните иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе.
Для этого на доске ученикам предлагается три схемы:
58. Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего
между представленными схемами?
59.
60. Учитель: Перед вами представлены схемы, на которых изображена иерархия в пчелиной,
муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами?
61. Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей.
62. Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом?
63. Ученики: Это объединение людей.
64. Учитель: А что их объединяет?
65. Ученики: Какаялибо деятельность.
66. Учитель: Правильно. Обществоэто группа людей, объединенная коллективной
деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да,
то почему вы так думаете? 67. Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают
совместно и образуют семью.
68. Учитель: Можно ли считать, что муравьиная и пчелиная семьи образуют своего рода
общество?
69. Ученики: Можно.
70. Учитель: Правильно. Записываем тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи –
общественные насекомые”.
71. Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник, улей и термитник?
72. Ученики: Муравейникэто жилище муравьев, а улейжилище пчел, термитник – это
жилище термитов.
73.
74. Рассказ троих учащихся, получивших опережающее задание.
75.
76. Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей
77. (заполнение таблицы работа с текстом в технологической карте).
78. Пчелиная семья
79. Муравьиная семья
80.
Ч
84.
М
88.
Т
92.
Р
81. Особенности, роль
85. Главная пчела по
размерам крупнее
остальных пчел,
производит кладку яиц.
89. Самец. Роль
заключается в
оплодотворении самок.
После оплодотворения
самцы изгоняются из
улья и погибают.
93. Бесплодные самки,
яйцеклад видоизменен
в жало.
94. Роль: чистят улей,
собирают нектар,
ухаживают за маткой и
личинками, охраняют
улей от врагов.
82.
Ч
86.
М
90.
С
95.
Р
83. Особенности, роль
87. Бескрылая самка, крылья
обламывает после
брачного полета. Роль
заключается в кладке яиц.
91. Крылатые особи. Роль
заключается в
оплодотворении самок.
После спаривания самцы
погибают.
96. Бесплодные самки,
которые не имеют
крыльев.
97. Роль заключается в
чистке муравейника,
собирании корма, уходе
за царицей и личинками, в
охране муравейника от
врагов.
98. Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу,
подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит
поправки.
99. После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:
Все справились с заданием?
Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?
100.
Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и
дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель
приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце
урока при закреплении изученного материала.
101. 102.
103.
Задание 3 (5 минут)
При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся.
Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе).
Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего
ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель
спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения.
Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на
поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется
работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются
выводы.
Карточка №1
Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни пчелам,
муравьям и другим перепончатокрылым насекомым?
107.
108. Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых
не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного
(термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их
потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной
деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах
оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам.
109.
Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно
защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для
одиночного насекомого такого же размера (муравьи).
Всем настоящим общественным насекомым свойствен полиморфизм: имеются
размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть
своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п. (у некоторых
термитов матка не способна даже самостоятельно передвигаться), поэтому вероятность ее
гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими
особями тоже часто существует “разделение труда”. Одни из них охраняют жилище, так
что потомство и запасы пищи не остаются без защиты; другие ухаживают за потомством;
третьи в это же время заняты поисками и сбором пищи. Нередко имеется разделение
бесплодных особей на касты (например, “рабочих” и “солдат”): специализированное
строение позволяет им лучше справляться с определенными функциями.
104.
105.
106.
110.
111.
112.
113.
114.
Карточка № 2
Проблемный вопрос: Как общаются между собой муравьи?
При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном
путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и
химические сигналы. Потревоженные муравьи принимают оборонительную позу:
поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу
чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной
кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев,
хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые
железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья
мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он
подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в
нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах
выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно
присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из
муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества,
которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое
гнездо.
115.
116.
117.
118.
Карточка № 3
Проблемный вопрос: Как общаются между собой пчёлы?
Язык пчел — это инстинкт. Они не учатся ему, а просто, достигнув определенного
возраста, автоматически владеют им.
119.
Пчелиный язык — это язык запахов и танцев. Когда пчела обнаруживает нектар или
пыльцу, она возвращается домой и начинает танцевать, описывая одну за другой
правильные окружности. Танец привлекает внимание других пчел и рассказывает им, где
был найден нектар или пыльца. Другие пчелы по запаху вернувшейся могут узнать, что та
нашла. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое
количество еды, и много пчел улетает на поиск. Таким образом, пчела может сообщить о
нескольких вещах. По танцу можно определить, нектар или пыльца были найдены.
120.
По запаху самой пчелы можно сказать, какой цветок следует искать. Замедленность
танца говорит о количествах найденной пищи. Но все это относится только к цветам,
расположенным в пределах 100 метров от улья. Когда пчела находит нужное растение
дальше, при возвращении домой она показывает другой вид танца. Вместо описывания
кругов она движется по восьмерке, соединяя две петли прямой линией, одновременно
раскачивая брюшком из стороны в сторону. Помимо предыдущей информации, этот танец
объясняет пчелам, как далеко и в каком направлении лететь.
121.
Количество поворотов в минуту означает дистанцию. Чем дальше, тем меньше
описывается восьмерок. Например, 11 поворотов в минуту равносильно дистанции в 2700
м. Линия, по которой идет пчела между двумя петлями восьмерки, показывает точное
направление. Линия определяется по положению солнца на небе, так что другие пчелы
могут тотчас определить правильный угол!
122.
123.
124.
125.
Учитель: Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное?
Ученики: да.
Учитель: поведение перепончатокрылых происходит инстинктивно, это врождённое
свойство, безусловный рефлекс.
126. Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных
наследственно и свойственных определенному виду животных.
127.
Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и
удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия
животных инстинктивны, бессознательны.
128.
129.
130.
131.
«Значение пчёл и других, перепончатокрылых в природе и жизни человека»
Пчёлы Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда,
воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы основные опылители почти
всех цветковых растений.
132.
133.
Муравьи – санитары леса. Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и
переносят семена растений. В природе значение муравьев огромно. Виды, представители
которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почвообразователями.
Муравьи прекрасно борются с вредителями растений, уничтожая их в процессе добывания
пищи для себя или своих личинок. Муравьи способствуют распространению растений
некоторых видов. У этих растений семена имеют специальные образования, лакомые для
муравьев. Муравьи их поедают, разнося при этом семена на некоторое расстояние от
материнского растения. Есть муравьи, приносящие вред здоровью человека, его жилью,
садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запасы пищи, разносят некоторые
заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам. 134.
135.
Шмели шмелям принадлежит огромная роль в опылении различных растений, в
особенности мотыльковых (бобовых), губоцветных. Для опыления овощных в теплицах
используют искусственно разведённых шмелей.
136.
137.
Термиты в природе термиты выполняют функцию переработчиков растительных
остатков. Также они играют немаловажную роль при образовании и перемешивании слоев
почвы. Редко кто еще из животных способен выполнять такие функции, особенно в
тропиках. Эти насекомые питаются отмершей древесиной и только в крайних случаях
атакуют здоровые деревья.
138. Но когда с термитами сталкивается человек, то войны не миновать. В тропических
странах эти насекомые являются опасными вредителями, разрушающими деревянные постройки.
Известны случаи обрушения домов, атакованных термитами. Они выгрызают все деревянные
перекрытия, мебель, в общем, все, что сделано из дерева. Не откажутся и от книг. Например, в
Южной Америке сейчас трудно найти книгу, возраст которой превышает 50 лет. В странах Юго
Восточной Азии иногда изза нашествия термитов приходилось переносить небольшие поселки и
города.
139.
140.
IV. Рефлексия. (2 минуты) – фронтальный опрос учащихся:
1.
2.
3.
4.
Какие насекомые относятся к общественным?
Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
V. Домашнее задание записи в тетради учить;
Подготовить сообщения: «лечебные свойства мёда», «что такое прополис», «чем
141.
142.
143.
ценен пчелиный воск»?
144.
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Урок по биологии на тему "Пчёлы и муравьи общественные насекомые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.