Урок по чтению на тему "Образование слога" (1 класс).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Образование слога" Разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока: познакомить с понятиями: «гласный звук», «согласный звук»; способствовать формированию умения: наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия; называть особенности гласных и согласных звуков; различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов.Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Образование слога" Разработан в соответствии с ФГОС.
Иконка файла материала .Урок 8. Образование слога..docx
Цель урока. Планируемые результаты. Тип урока. Формы  организации   УПД  учащихся: Методы организации УПД  учащихся: Основное   содержание темы,   понятия   и термины. Необходимое оборудование и программное обеспечение: Урок 8. Образование слога. Познакомить с понятиями: «гласный звук», «согласный звук». Способствовать   формированию умения:   наблюдать   за   артикуляцией   гласных   и   согласных   звуков,   выявлять   различия.   Называть особенности гласных и согласных звуков. Различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов.  Способствовать осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения, саморазвития. Предметные. Научатся:  Наблюдать, как образуется слог­слияние в процессе слого­звукового анализа. Выделять слоги­слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный  Различать  графические  обозначения   слогов­слияний   и   звуков   за слог   является   слиянием. пределами слияния, использовать их при моделировании слов.  Соотносить  слово, называющее предмет, со слого­звуковой моделью,  доказывать  соответствие. Устанавливать количество слогов и их порядок, протяжно произносить каждый слог. Находить и называть слог­слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему.  Подбирать слова, содержащие слог­слияние, к заданной схеме.  Метапредметные. Личностные. Научатся:  ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Получат   возможность   для   формирования:  интереса   (мотивации)   к   учению  посредством создания   эмоциональной   обстановки;  внутренней   позиции   школьника   на   уровне  положительного отношения к школе, роли ученика;  Регулятивные. Научатся: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; ­ оценивать результаты своей работы. П   олучат   возможность   научиться:  определять   и   формулировать   с   помощью   учителя   цель деятельности на уроке;  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;  ­ определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ­составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Познавательные. Научатся:  отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; ­ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ­ понимать знаки и символы. Коммуникативные. Научатся: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ­ слушать и понимать других; ­ включаться в групповую работу, связанную с общением. ­ работать в паре. Комбинированный. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Словесный (беседа,  объяснение,  работа с учебником);  наглядный  (иллюстрации,  показ слайдов); практический. Гласный звук, согласный звук, слог ­ слияние.  Презентация PowerPoint, учебник Азбука (с.16­17),  «светофор» для оценки своей работы; На доску: план работы на уроке  Что уже знаем?  Что хотим узнать?  Зачем?  Удалось ли? Рисунок «Мудрая сова».Этап урока 1.Мотиваци я учебной деятельност и. 2 мин. 2.Актуализация знаний и  фиксация  затруднений в  деятельности. 5 мин. УУД   Личностные. формируется интерес (мотивация) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Регулятивные. Научатся: организовывать   свое рабочее   место   под руководством учителя.   Личностные. формируется интерес (мотивация) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Познавательные. Научатся: понимать   заданный вопрос, в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме.   Деятельность учителя Ход урока. Деятельность обучающихся. ­ На парте вы видите: учебник «Азбука»,  светофор для самооценки, листочки для  самостоятельной работы. ­ Как вы понимаете слова «Век живи, век  учись»? (Учитель обобщает). Каждый   человек   должен   постоянно узнавать что­то новое, чему­то учиться и не   останавливаться   на   достигнутом результате. ­ Готовы получить новые знания сегодня?  Тогда  вперед!  Работать будем как обычно по плану: ­ Что уже знаем? ­ Что хотим узнать? ­ Зачем? ­ Удалось ли? ­  Что уже знаем? Напомните мне, о чем мы говорили на прошлом уроке? ­ На какие две группы мы делим звуки? ­   На   прошлом   уроке   мы   познакомились   с понятием «слияние звуков». Что означает это понятие? Откройте учебник на с.16­17. ­ Герои какой сказки изображены? Задание 1.  ­ Составьте предложения по схемам. ­ Сколько слов в первом предложении? ­ Какое предложение составим? ­ Почему в конце стоит точка? ­ Как обозначено начало предложения? (аналогично со 2­й и 3­й схемой ) Что повторили? Задание 2. ­ Произнесите слова ОСА.  Сколько слогов в слов? Докажите. ­ Какой слог ударный? ­ Кто желает смоделировать схему слова на доске? Задание 2. ­ Подбери рисунок к схеме с.16 внизу ­ Сколько слогов в слове ваза? ­ Назовите 1­й слог. ­ Какой первый звук с слоге ва? Он гласный или согласный? ­ Какой второй звук в слоге ВА? Гласный или согласный? Ответ детей. Узнали,   что   звуки   бывают гласные согласные, научились   обозначать   их   в схемах. и     Ответ детей. Выполняют задание. 2.  Козленок спрятался.  Ответ детей. Лошадь, коза 2­й   Ученик   на   доске   с комментарием   разбираем каждый звук.. 2 Ва Согл.­ Каким цветом обозначаем гласный звук? ­ Как произносится согласный звук В? ­ Каким цветом обозначим? ­ Какой второй слог в слове ваза? ­ Звук (З) – гласный или согласный?   ­ Какой 2­й звук с слоге ЗА? Гласный или согласный? ­ Какой квадрат берем для его обозначения? ­ Посмотрите, на схему слова ОСА и ВАЗА, предположите, звук   помогает образовать слог?   какой    (Учитель вывешивает солнышко на доску). ­ Ребята, посмотрите, появилось солнышко. А если появилось  солнышко,  значит, нам пора сформулировать тему и цель урока. ­ Найдите и прочитайте тему урока на с16. ­ Кто прочитает тему урока для всех? ­Тема урока сегодня: «Как образуется слог». ­ Давайте вместе сформулируем цель урока.  Что хотим узнать на уроке?   ­ Сегодня мы узнаем, как образуется слог и  продолжим работу со звуками в словах.  – Зачем мы хотим это узнать?  Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. которые издают насекомые, животные, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки. Задание. Соотнесите рисунки и схемы. Назовите одним словом предметы. Сколько звуков в слове СТОЛ.  ­ Назовите 1­й звук,  какой это звук? ­ 2­й, какой это звук?  ­ 3­й, какой это звук? ­ 4­й , какой это звук? (учитель выкладывает модель на доске) ­ Сколько гласных звуков в слове? ­ Сколько слогов в слове? ­ Какой вывод можно сделать?     Выявление и 3. места причины затруднений. 3­4 мин.  4.   Построение проекта выхода из затруднения. 4­6 мин. Физкультмин утка. 2 мин. 5. Реализация  построенного  проекта. 5­8 мин. Гласный. Красным Твердо. ЗА Гласный  Красный. Гласный. Читает один ученик. Высказывают предположение. Чтобы   наша   речь   была правильной и грамотной. Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять и формулировать   с помощью   учителя цель   деятельности на уроке. Познавательные. Учатся   отвечать   на простые   вопросы учителя,   находить нужную информацию учебнике. Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других. в     1 С­ согласный. Т ­ согласный У – гласный. Л – согласный. 1 1 Сколько   гласных   звуков, столько и слогов. Один ученик читает. Познавательные. Учатся   понимать заданный   вопрос,   в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме. Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения   заданий на   уроке   под руководством учителя; Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других.   ­   Прочитайте,   что   нам   сообщает   Мудрая сова? ­ Какой звук образует слог? Гласный. ­ Ребята, не все согласные звуки произносятся одинаково, давайте посмотрим в чем различие согласных звуков? Задание. ­ Произнесите слова КОТ .Сколько слогов в слове? Согласный. Твердо.  Гласный  Согласный.Физкультминутк а 2 мин. 6.Первично е закреплени е с проговарива нием во внешней речи. 4-5 мин. 7.Самостоят ельная работа. 3-5 мин. ­ Назовите 1­й звук, какой это звук? Как произносится согл. звук? ­ Назовите 2­звук, какой это звук? ­   Назовите   3­й   звук,   какой   это   звук?   Как произносится согл. звук Т? ­ Все ли звуки образуют слоги­слияния? (аналогичный разбор слова КИТ)  На что вы обратили внимание? В чем отличие звуков?   Как   могут   произносится   согласные звуки? ­ Как обозначаем эти звуки на схемах? Сделайте  вывод,  чему   научились,   выполняя задания? Буратино потянулся,  Раз – нагнулся,  Два – нагнулся,  Три – нагнулся.  Руки в стороны развел,  Ключик видно не нашел.  Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать. ­ Сколько слогов в слове СТОЛ? Сколько звуков в слове стол? Сколько букв? Назовите 1­й, 2­й, 3­й, 4­й. (Характеристика каждого звука) ­ Смоделируйте  схему слова на доске. (учитель напоминает, что в односложных словах ударение не ставим). (Аналогичный разбор слов  МУХА, ЖУК) ­ Какой звук образует слог? - для самостоятельных работ. - Я называю вам слова, а вы записываете схему, делите на слоги и ставите ударение и обозначаете звуки. Слово: рука. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Сколько слогов в слове рука? - Какой слог ударный? - Сколько звуков в слове? - Какие гласные? - Встаньте, у кого есть ошибки. (Учитель разбирает случаи ошибок). - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? Приготовьте листочки, 8.Включени е в систему Повторение. знаний. 5-8 мин. Игра «Узнай гласный звук» слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы молчите. ириска, эхо, шишка, Оля. согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши. игра, носорог, щенок. Игра «Узнай гласный звук». Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы молчите. ­   Я   буду   называть   слова,   если   вы   слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите. Слова:  машина,   аист,   урок,   кукла,   ириска, эхо, шишка, Оля. ­   А   теперь   игра  ­ согласный».   наоборот  «Узнай Когда   слышите   первый Нет. Согл+гласн. Твердо и мягко. Синим и зеленым. 1 Один ученик на доске. Самостоятельно выполняют задание. Один ученик у доски. Учились составлять схемы слов, делить слова на слоги, определять ударный слог, определять количество звуков и отмечать гласные на схеме. Выполняют задание. Познавательные. Учатся   понимать заданный   вопрос,   в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме. Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других. Регулятивные . П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения на заданий   уроке под руководством учителя;     Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения   заданий на   уроке   под руководством учителя. Коммуникативные. Учатся включаться в групповую   работу,согласный звук в слове – хлопок в ладоши. Молодцы! ­ Сделайте вывод, чему учит эта игра? Различать   согласные   и гласные звуки на слух.   связанную общением. Работать в паре. с Слого­звуковой   разбор   слова  голуби  (с опорой на схему). ­ Сколько слогов в слове  голуби?  ­ Произнесем каждый слог протяжно. ­   Сколько   гласный   звуков   услышали? Назовите их. ­ Произнесите первый слог. ­ Что можете о нем сказать?  ­ Произнесите второй слог.  ­ Что можете сказать о нем? ­ Третий. Что можете сказать о нем? ­  посмотрите на схему данного слова ­ Произнесите слово целиком с ударением на  первом слоге. - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? ­ Что нового узнали  на уроке? ­ Какие цели стояли перед нами на уроке? ­ Удалось ли их выполнить? ­ Что вам помогло достичь целей  урока? 9. Рефлексия. 2-3 мин. 3 3.   звука, Два образовали согласного с гласным. которые слияние     Учились   делать   слого­ звуковой разбор слов. Регулятивные. Учатся   оценивать результаты   своей работы.