Урок по чтению на тему "Слог. Ударение" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Слог. Ударение". Разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока: познакомить с понятиями «ударение», «ударный слог»; способствовать формированию умения выделять ударный слог при произнесении слова, обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Слог. Ударение". Разработан в соответствии с ФГОС.
Иконка файла материала Урок 5. Слог. Ударение..docx
Цель урока. Планируемые результаты. Урок 5.    Тема:  Слог. Ударение. Познакомить   с   понятиями   «ударение»,   «ударный   слог».   Способствовать  выделять   ударный   слог   при   произнесении   слова, формированию   умения: обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Способствовать   осознанию   значимости   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития. Предметные. Научатся: выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением).  Называть  способы   выделения   ударного   слога   в   слове   (в   том   числе:   «позвать»   слово, перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.).  Различать ударные и безударные слоги. Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Метапредметные. Личностные. Научатся:  ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Получат   возможность   для   формирования:  интереса   (мотивации)   к   учению  посредством создания эмоциональной обстановки;  внутренней позиции школьника на уровне  положительного отношения к школе, роли ученика;  Регулятивные. Научатся: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; ­ оценивать результаты своей работы. П   олучат   возможность   научиться:  определять   и   формулировать   с   помощью   учителя   цель деятельности на уроке;  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;  ­ определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ­составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Познавательные. Научатся:  отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; ­ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ­ понимать знаки и символы. Коммуникативные. Научатся: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ­ слушать и понимать других; ­ включаться в групповую работу, связанную с общением. ­ работать в паре. Комбинированный. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Словесный (беседа, объяснение, работа с учебником); наглядный (иллюстрации, показ слайдов); практический. Слово, слог, ударение. Тип урока. Формы  организации УПД  учащихся: Методы организации УПД  учащихся: Основное содержание темы, понятия и термины. Необходимое оборудование и программное обеспечение: Презентация PowerPoint, учебник Азбука (10­11),  «светофор» для оценки своей работы; На доску: девиз урока «Вперед! К новым знаниям!», план работы на уроке:  Что уже знаем?  Что  хотим узнать?  Зачем?  Удалось ли?Ход урока. Этап урока 1.Мотиваци я учебной деятельност и. 2 мин. Деятельность учителя Итак, друзья, внимание ­ Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок Обучения грамоте Деятельность обучающихся. ­ На парте вы видите: учебник «Азбука»,  светофор для самооценки, листочки для  самостоятельной работы. 2. Игра­соревнование «Услышал – повтори!» ­ Я хлопаю 1–11–1–11, теперь вы … – Что мы делали руками?  (Учитель добивается ответа «ударяли» ). ­ Как?  ­ А теперь так: 11–111–11–111, повторите… ­ Какие были удары?  ­ Ребята как вы понимаете слова: «Не нужен и клад, когда в семье лад».  (Учитель обобщает. Если в семье есть лад, любовь, то и деньги (клад) не самое главное, в   конце   концов   их   можно   всегда заработать.   А   вот   если   нет   любви,   нет согласия, то никакой клад, ни какие деньги уже   не   помогут.   Когда   дом   наполнен улыбками,   пониманием,   в   нём   уютно   и тепло всем). ­ Ребята я желаю, чтобы в ваших семьях и в нашем классе всегда был лад. Только тогда, когда все хорошо хочется работать, ставить цели и стремиться к их достижению. ­   Вам   уютно   в   нашем   классе?  Готовы приступить к работе?  Тогда вперед! Работать будем как обычно по плану: ­ Что уже знаем? ­ Что хотим узнать? ­ Зачем? ­ Удалось ли? ­ Итак, что мы уже знаем?   Напомните мне, о чем мы говорили на прошлом уроке? ­ Закончите фразы: 2.Актуализация знаний и  фиксация  затруднений в  деятельности. 5 мин. УУД Личностные. формируется интерес (мотивация)   к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Регулятивны е. Научатся: организовыват ь свое рабочее место под руководством учителя.   Ответ детей. Один раз тихо, два ­ громко. Тихие, громкие. Ответ детей. Узнали, что слог – это часть слова. Учились  делить слова на   слоги   и   определять количество слогов в слове на слух. Личностные. формируется интерес (мотивация)   к учению посредством­ Наша речь состоит из …  ­ Предложение выражает …  ­ Предложения состоят из …  ­ Слова делятся на … ­ Рассмотрите рисунок на с.10.  «Можно ли  его назвать дружная семья»?  ­ Какое время года изображено? Почему вы  так считаете? ­ Кто к кому приехал в гости? ­ Рады ли все встрече? ­ Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече». ­ Кто желает составить схему предложения на доске. ­   Прочитаем   все   вместе   предложение   по схеме. (Учитель   ведет   указкой   по   схеме,   дети читают). ­ Почему первое слово в схеме мы пишем с вертикальной чертой? ­ Почему в конце ставим точку? ­ Что повторили, выполняя задания? ­ Отгадайте загадку. Над цветком порхает, пляшет,  Веерком узорным машет. ­ Кто это? (Учитель вывешивает на доску рисунок). ­ Произнесите слово бабочка, как болельщики на стадионе. ­ Сколько слогов в слове бабочка? ­   Кто   запишет   слово   бабочка   с   помощью схемы на доске? Разделите на слоги. Во дворе поставлен дом – На цепи хозяин в нём. ­ Кто это? (Учитель вывешивает на доску рисунок). ­ Произнесите слово собака, как болельщики на стадионе. ­ Сколько слогов в слове собака. ­ Кто желает нарисовать схему на доске? ­ Что заметили? ­ Можно по этим схемам узнать, где какое  слово записано.  (Учитель открывает створку и показывает схемы с ударением на слогах). ­ Посмотрите, как  записала схемы этих двух  слов Мудрая сова. Где слово бабочка? собака? Кто прав? ­Кто знает, как называется этот знак?  ­ Этот знак называется ударением. ­Смогли мы справиться с заданием и  разобраться, где какое слово записано на  Предложений Законченную мысль. Слов. Слоги. Можно. Все рады  встрече. Ответ детей. Внуки   с   родителями   в деревню к бабушке и дедушке. Да. Три слова. Один   ученик   составляет схему. создания эмоциональной обстановки. Познаватель ные. Научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним   строить ответ в устной форме.   Начало предложения. Конец предложения. Составляли предложение по картинке   и   схему   к считали предложению, количество   в предложении.   слов   Бабочка. Три. Один ученик на доске рисует схему слова и делит на слоги. Собака.  Три. Один ученик на доске рисует схему слова и делит на слоги. Схемы одинаковые. Нет. Ответ детей (Ударение). Нет.Выявление и 3. места причины затруднений. 3­4 мин.  4.   Построение проекта выхода из затруднения. 4­6 мин. Физкультми нутка. 2 мин. 5. Реализация  построенного  проекта. 5­8 мин. схемах у Мудрой совы?  ­Что мы должны сделать?  ­ Мы знакомились с такими схемами слов?  ­Что мы не знаем? ­А как вы думаете нам надо это узнать?   (Учитель вывешивает солнышко на доску). ­ Ребята, посмотрите, появилось солнышко. А если появилось  солнышко,  значит, нам пора сформулировать тему и цель урока. ­ Найдите в учебнике (с.10­11)  и прочитайте тему урока. ­ Кто прочитает тему урока для всех? ­Тема урока сегодня: «Слог. Ударение». ­ Давайте вместе сформулируем цель урока.  ­ Итак,  что хотим узнать  на уроке?           Сегодня мы узнаем, что такое ударение и научимся находить ударения в слове? ­ Зачем мы хотим это узнать?  Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. ­Давайте   подумаем,   как   узнать,   почему   в одном слове ударение стоит на первом слоге, а во втором на втором?  ­ Прокричим слово   бабочка,  как будто вы зовете ее к нам в класс? ­   А   теперь   каждый   тихо   произнесите   слово бабочка, позовите ее. ­   Одинаково   ли   произносим   каждую   часть слова, слог?  ­ Что заметили? ­ Какой слог произносится с большей силой? (Учитель   произносит   слово   бабочка   и комментирует). ­Мы   голосом   выделяем   один   слог, произносим   его   с   большей   силой.   Он  называется   ударный.   Удар особенный, выделяет слог из слова. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка­молоток, Отметь его ударом. И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит. ­Как на схеме показан ударный слог?   с (Разобраться затруднением). Нет.  Не   знаем,   как   определять ударение в слов. Да. Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять и формулировать   с помощью   учителя цель   деятельности на уроке.   Читает один ученик. Высказывают предположение. Чтобы   наша   речь   была правильной. Кричат хором. Нет. Один   слог   произносится   с большей силой. Первый: БА. Наклонной чертой. Безударный слог. Познавательные. Учатся   отвечать   на простые   вопросы учителя,   находить нужную информацию учебнике. в   Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других. Предметные.  Учатся: выделять ударный   слог при произнесении слова (большей силой   голоса, протяжным произношение м).  Называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово), Различать ударные   безударные слоги. Обозначать ударный   слог на схеме слова и­ Тогда как назовем слог,  на который не  падает ударение?  ­   Прокричим   слово    собака,  как   будто   вы зовете ее к нам в класс? ­   А   теперь   каждый   тихо   произнесите   слово собака, позовите ее. ­   Одинаково   ли   произносим   каждую   часть слова, слог?  ­ Какой слог произносится с большей силой? ­ Теперь можно по этим схемам узнать, где  какое слово записано? ­ Как ? ­ Смогли справиться с затруднением?   ­Как называется слог, на который падает  ударение? ­Как найти ударный слог в слове? ­ Каким знаком обозначаем ударение? Нет.  2­й слог. Да.  По ударению. Да. Ударный слог. Прокричать слово, «позвать» его.  Вертикальной линией. наклонной   условным знаком. Познавательн ые. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним   строить ответ в устной форме. Регулятивные . П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения на заданий   уроке под руководством учителя; Коммуникати вные. Учатся слушать понимать других. и       Физкультминут ка 2 мин. 6.Первично е закреплени е с проговарива нием во внешней речи. 4-5 мин. ­ Рассмотрите иллюстрацию на стр.11. ­ Послушайте отрывок из сказки. День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу; не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберёт и приготовит. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни. ­ Кто знает, что это за сказка? ­ Написал ее А.С. Пушкин. Сказка   о   мертвой   царевне   и семи богатырях. ­ Кто изображен слева? Богатыри. Предметные. Учатся называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово); Различать ударные   безударные слоги. Обозначать ударный   слог на схеме слова условным знаком. Познавательн икак  богатыри, ­   Произнесите   слово болельщики на стадионе. ­   Сколько   слогов   в   слове  богатыри? Выполните схему этого слова. ­   Теперь   произнесите   слово   полностью, «позовите»   его.  Какой   слог   произносится громче остальных? ­ Как называется такой слог? ­ Покажите ударный слог на схеме с помощью знака. ­ Как называются остальные слоги? ­ Кто изображен справа на рисунке? ­ Сколько слогов в слове царевна? Выполните схему этого слова. ­ Теперь произнесите слово полностью. Какой слог произносится громче остальных? ­ Как называется такой слог? ­ Покажите ударный слог на схеме с помощью знака. ­ Как называются остальные слоги? ­ Посмотрите на схемы на доске и скажите, на какие слоги может падать ударение в разных словах? ­ Сколько всего ударных слогов может быть в слове? Докажите. ­ Каким способом нахождения ударного слога вы пользовались? (Учитель обращает внимание детей, на то, что   в   односложных   словах   ударение   не ставиться. Например: царь, волк). Приготовьте листочки, ­Сделаем  вывод:   ударение   в   русском   языке может   падать   на   любой   слог,     слог   –   на который   падает   ударение   называется ударным,   остальные   слоги   –   безударные, ударение обозначается специальным знаком. - для самостоятельных работ. - Я читаю вам слова, а вы записываете схему, делите на слоги и ставите ударение. Машина, школа, стол. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Встаньте, у кого есть ошибки. (Учитель разбирает случаи ошибок). - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание?   ­ Ребята, послушайте интересную историю. Три   иностранца   произносят   одно   и   то   же слово радуга по­разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге,   поляк   –   на   предпоследнем,   третий иностранец – на первом.  (Учитель   воспроизводит   три   разных произношения этого слова). ­   Чем   отличаются   произношения 7.Самостоят ельная работа. 3-5 мин. 8.Включени е в систему Повторение. знаний. 5-8 мин.   ые. Учатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним   строить ответ в устной форме. Коммуникати вные. Учатся слушать понимать других. и   4 слога ­ ри. Ударный слог. Один   ученик   выполняет задание на доске. Безударные слоги. Царевна. Три слога. 2 слог. Ударный слог. Безударные слоги. На 1­й, 2­й, 3­й и т.д. Один. Способ «позвать» слово. Один ученик у доски. Самостоятельно выполняют задание. Учились составлять схемы слов, делить слова на слоги, определять ударный слог. Регулятивные . П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения на заданий   уроке под руководством учителя;   Предметные. Учились обозначать ударный   слог на схеме слова условным знаком. Подбирать слова заданным к   Иностранцы   выделяютиностранцев?  ­   Кто   же   из   иностранцев   правильно произносит слово радуга? Учитель   рассказывает   о   втором   способе определения   ударения   –   перестановка ударения   в   слове   (т.е.   произнесение   его   с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). ­   Найдите   задание   под   третьим   кружочком (с.11). ­ Какие  предметы вы видите? ­ Назовите эти предметы одним словом? ­  Посудой   называются   такие   предметы,   в которые можно что­то налить или насыпать. ­   Найдите   ударный   слог   в   слове  посуда вторым способом. ­   На   какие   группы   можно   разделить   эти слова? ­ Какие предметы относятся к первой группе? ­ Ко второй?  ­В какой группе  больше слов? ­ На сколько? ­ Что означает знак вопрос? ­ Сколько слогов должно быть в слове? ­ Придумайте слово по данной схеме. ­ Найдите ударные слоги в каждом слове? - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? Работа в паре. ­ Вспомните правила работы в паре. (Учитель   вывешивает   правила   на   доску   и обобщат сказанное). ­ Соотнесите рисунки и схемы (с.10). Задание. ­ Кто готов подарить ответ классу? ­   Что   вам   помогло   правильно   выполнить задание? - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? разные слоги в одном и том же слове. Тот, у которого первый слог ударный. Кастрюля,   бокал,   чайник, тарелка, стакан. Посуда.   слово с Произносят   ударением на первом слоге, на втором,   на   третьем. Ударение падает на 2­й слог. На   группы   по   количеству слогов. Бокал, чайник, стакан. Кастрюля, тарелка. В первой. На одно слово. Надо   придумать   слово   по схеме. Чашка, ваза, блюдце. Поднимают   отвечают. Учились обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.  Подбирать   слова   к заданным схемам. руку и   Рассказывают. Ответ детей. Ударение.       и в (т.е.   схемам приводить примеры   слов с ударением на первом, втором   или третьем слоге. Классифицир овать слова по количеству слогов и месту ударения. Учились называть способы выделения ударного слога в слове (перестановка ударения   слове произнесение его с ударением   на первом   слоге, на   втором,   на третьем   и т.п.)).  Регулятивные . П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения на заданий   уроке под руководством учителя. Коммуникати вные. Учатся включаться  в групповую работу, связанную   с общением. Работать паре. в     9. Рефлексия. 2-3 мин. ­ Какие цели стояли перед нами на уроке? Ставить   ударение   в   словах. Соотносить слова и схемы. Узнать, что такое ударение и научиться находить ударный слог Регулятивные . Учатся­ Удалось ли достичь цели? ­ Какой слог называется ударным? ­   Какие   способы   нахождения   ударения   вы узнали? ­ Что вам помогло достичь целей  урока? ­   А   теперь   приготовьте   «светофоры»   для оценивания своей работы. в слове. Слог, который произносится с большей силой. оценивать результаты своей работы. Внимание, терпение, и т.д. Самооценка деятельности.