Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)
Оценка 5

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение +1
7 кл
23.12.2018
Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)
Урок внеклассного чтения предназначен для обучающихся коррекционной школы 8 вида. Цель урока: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне; коррекция и развитие личностных качеств и эмоционально-волевой сферы учащихся
Документ Microsoft Office Word (19).docx
Тема: Поэзия войны Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством  поэтов военной и послевоенной поры; Коррекционно­развивающие: развивать речь учащихся, прививать навыки  выразительного чтения, расширять кругозор учащихся; Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к  поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ. Оборудование: записи песен военных лет, презентация, видеоролик  Тип урока: внеклассное чтение Ход урока. Постарайтесь все понять – И выразительно читать. 1.Орг. момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. 2. Подготовка детей к восприятию темы урока. Ребята, просмотрите внимательно видеоролик и подготовьтесь ответить на вопрос –  «Какому историческому событию он посвящен?» (демонстрируется видеоролик на  песню из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От героев былых  времён”). Какому событию посвящен этот видеоклип? 73 года прошло с тех пор, как прозвучали последние залпы Великой Отечественной,  все дальше от нас время самой страшной для нашего народа войны. Но забывать о  ней, о людях, отвоевавших право нашего народа на мирную счастливую жизнь мы не  имеем права. И поэтому наш урок сегодня будет посвящен тем далеким и тяжелым  годам. Тема нашего урока: (СЛАЙД – 1) «Поэзия войны». 3. Изучение новой темы Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Причем в стихах и песнях  написанных в самые первые дни войны уже звучала уверенность в победе, которая  помогала и поддерживала наших солдат в трудные минуты. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Писатель  Александр Фадеев заявил: (СЛАЙД – 2) “Писатели Советской страны знают своё  место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в  руках, многие будут сражаться пером”.  (СЛАЙД­ 3) Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны:  артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от  голода в блокадном Ленинграде, от ран в военных госпиталях. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей  стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева­Кумача “Священная война”. Звучит запись песни. (видеоролик) Стихи этой песни выражают всю силу чувств людей, переживших шок от внезапно  начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду. Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала,  помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с  фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.(СЛАЙД­4) 24.06.1941 г.  был призван в армию и пошёл на войну военным корреспондентом.  Написанное во время войны стихотворение «Жди меня» стало широко известным. Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая  любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать. С этим стихотворением нас познакомит … ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ... Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть  Желтые дожди,  Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут,  Позабыв вчера.  Жди, когда из дальних мест  Писем не придет,  Жди, когда уж надоест  Всем, кто вместе ждет.  Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть,  Что забыть пора.  Пусть поверят сын и мать  В то, что нет меня,  СДАЙД – 5 Физкультминутка для глаз. СЛАЙД­6 “Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал  немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как  поэт­песенник. Его перу принадлежат такие песни, как : “Дан приказ ему на запад”, “Летят  перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”, “Враги сожгли родную хату”, “Ой,  туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом” и др. Особенна история создания песни “Катюша” на музыку Матвея Блантера.  СЛАЙД­ 7 Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не  знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как  говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. Пусть друзья устанут ждать,  Сядут у огня,  Выпьют горькое вино  На помин души...  Жди. И с ними заодно  Выпить не спеши.  Жди меня, и я вернусь,  Всем смертям назло.  Кто не ждал меня, тот пусть  Скажет: ­ Повезло.  Не понять, не ждавшим им,  Как среди огня  Ожиданием своим  Ты спасла меня.  Как я выжил, будем знать  Только мы с тобой,­  Просто ты умела ждать,  Как никто другой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Блантером,  которому он и показал этот листок с четверостишием. Композитору так понравились  эти строчки, что он потерял покой и стал сочинять мелодию к словам. Но она все не  давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор  теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось  вместе, и песня зазвучала. Премьера песни состоялась в 1938 году. Зрителям  настолько понравилась эта песня, что они никак не хотели отпускать со сцены  молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал  землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши»  создали. Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, хотя знают и поют песню по  всему свету. А во время войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела»  орудийными залпами. Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные  гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. СЛАЙД­ 10 Физкультминутка ( СЛАЙД­ 8) СЛАЙД – 9 Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина. 17­летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода:  Я ушла из детства в грязную  теплушку, В эшелон пехоты,в санитарный взвод. Юлия Друнина родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре  Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что  будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в  добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в глазном госпитале. В 17  лет попадает на фронт, в самое пекло, где под огнём приходилось некрепкими  девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Это был тяжелый труд и  смертельно опасный. Имея 2 ранения Ю. Друнина продолжала воевать. Она получила звание «старшина медслужбы». И только после тяжелой контузии 21 ноября 1944 г.  была отстранена от военной службы. С тех пор тема войны стала основной в  творчестве Ю. Друниной. Чтение учащимся стихотворения Ю. Друниной На носилках, около сарая, На краю отбитого села, Санитарка шепчет, умирая: ­ Я еще, ребята, не жила... И бойцы вокруг нее толпятся И не могут ей в глаза смотреть: Восемнадцать ­ это восемнадцать, Но ко всем неумолима смерть... Через много лет в глазах любимой, Что в его глаза устремлены, Отблеск зарев, колыханье дыма Вдруг увидит ветеран войны. Вздрогнет он и отойдет к окошку, Закурить пытаясь на ходу. Подожди его, жена, немножко ­ В сорок первом он сейчас году. Там, где возле черного сарая, На краю отбитого села, Девочка лепечет, умирая: ­ Я еще, ребята, не жила... Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41­й год. Так сказала она о себе в 1942 году. По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не  вернулся. Одним из них был татарский поэт Муса Джалиль.СЛАЙД ­ 10 В первый же день войны Муса Джалиль добровольцем ушел в ряды действующей  армии. В июне 1942г. был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную  подпольную работу: устраивал побеги военнопленных, настраивал товарищей на  борьбу против фашистов, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит.  Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили  почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и  почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом,­ своим творчеством, продолжая тайно писать стихи, которыми поддерживал своих  товарищей в трудные минуты плена. В 1944 г. Муса Джалиль казнен моабитскими  палачами. Друзья по застенку сохранили его записные книжки и после войны  передали их советским представителям. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание  Героя Советского Союза. ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ Земля!.. Отдохнуть бы от плена, На вольном побыть сквозняке… Но стынут над стонами стены, Тяжелая дверь — на замке. О, небо с душою крылатой! Я столько бы отдал за взмах!.. Но тело на дне каземата И пленные руки — в цепях. Как плещет дождями свобода В счастливые лица цветов! Но гаснет под каменным сводом Дыханье слабеющих слов. Я знаю — в объятиях света Так сладостен миг бытия! Но я умираю… И это — Последняя песня моя. Фашисты не жалели ни женщин, ни детей.( СЛАЙД – 11) Более 26 миллионов советских людей погибло в этой ужасной войне.  Помните – через века, через года. Помните о тех, Кто уже не придёт никогда, Пожалуйста, Помните… Почтим светлую память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания Минута молчания…  Слушаем песню “Журавли”, муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова в исполнении  М.Бернеса. СЛАЙД – 12 Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941­1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи  Ольги Бергольц, Булата Окуджава, Владимира Высоцкого, Эдуарда Асадова, Расула  Гамзатова  Это будет ваше домашнее задание. 4. Итог урока Какое впечатление осталось у вас от урока? Почему нужно помнить уроки войны?

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)

Урок по чтению "Поэзия войны" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2018