Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"
Оценка 5

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
31.05.2017
Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"
Это первый урок по географии Казахстана в 9 классе по изучению Западного Казахстана.На уроке предусмотрена групповая работа учащихся, целью которой является первое знакомство с Западным Казахстаном. Учащиеся выполняют работу, составляя флипчарты, затем каждая группа презентует свою информацию, которую они подготовили.Цель: изучение особенностей географического положения Западного Казахстана, природных условий и природных ресурсов, ознакомление с особенностями состава и размещения населения. Задачи:  Продолжить развивать умения работать в группе.  Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.  Продолжить формирование работы со статистическим материалом.  Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.  Воспитывать чувство ответственности за принятие решения. Тип урока: урок новых знаний Форма обучения: групповая. Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, географические атласы для 8-9 классов, статистический материал, контурная карта, презентация.
готовый урок по ЗК.docx
Тема урока: «Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы и население» Цель:  изучение   особенностей   географического   положения   Западного   Казахстана, природных   условий   и   природных   ресурсов,   ознакомление   с   особенностями   состава   и размещения населения. Задачи:  Продолжить развивать умения работать в группе.  Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.  Продолжить формирование работы со статистическим материалом.  Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.  Воспитывать чувство ответственности за принятие решения. Тип урока: урок новых знаний Форма обучения: групповая. Методы   урока:   Объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный,   частично­поисковый, исследовательский, практический. Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, географические атласы для 8­9 классов, статистический материал, контурная карта, презентация. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на работу. Деление класса на группы провести методом «Корзина пожеланий». Учитель предлагает учащимся выбрать любой цветок из корзины с пожеланиями на успех в работе на уроке (цветы 3­х оттенков, соответственно рассаживаются в группы по цвету) Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района. Давайте узнаем о каком районе пойдет речь? Для этого нужно ответить на несколько вопросов:    ­ Где расположены месторождения нефти Доссор и Макат?(на западе)      ­ В какой части Казахстана находится самое большое в мире море­озеро? (на западе­ Каспий)       ­   В   каком   городе   Казахстана   работала   единственная   в   Казахстане   АЭС?   (г.Актау, Западный Казахстан)       Правильно,   мы   приступаем   к   изучению   Западного   Казахстана.   Открываем   тетради записываем число и тему урока: « Западный Казахстан».Давайте попробуем определить цель урока. Учащиеся высказывают свои идеи.        Да, действительно, целью урока является  выяснение особенностей географического положения   Западного   Казахстана,   изучение   природных   условий   и   природных   ресурсов, ознакомление с особенностями состава и размещения населения.      Несколько  слов скажу о нашей  работе. Работаем  по группам. Цель  каждой  группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.    Критерии оценивания: Зеленая карточка — дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.  Желтая карточка  — получаете при   не   полном   ответе   и   не   точном   показе   по   карте.  Красная   карточка  —   дается   при отсутствии ответа и не знание карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Каждая группа получает задание, в течение 10 минут вы работаете по своему вопросу, после   выполнения   информируете   нас   об   изученном   материале,   остальные   внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.    Учащиеся каждой группы  получают задания, ставится проблемная задача.   1   группа   –   выяснить   особенности   экономико­географического   положения   Западного Казахстана и его основные  группы отраслей. 2 группа – каковы природные ресурсы и условия Западного Казахстана. 3 группа – трудовые ресурсы и население Западного Казахстана. Задание первой группе:  1. Работая с политико­административной картой Казахстана (форзац учебника или карта атласа)   и   по   тексту   учебника   на   стр.   328   дайте   оценку   экономико­географическому положению, рельефу и климату района. 1)расположение и состав (ответить и показать на карте все области) 2)  пограничные районы (назвать и показать на карте) 3) рельеф (показать на карте горы Мангыстау, Прикаспийскую низменность) 4) климат (количество осадков и температура января и июля) 5) вывод       Ответ:   Экономический   район   —   это   территория,   которая   отличается   от   других специализацией   и   особенностями   комплексного   развития   хозяйства,   своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Западный Казахстан расположен на крайнем западе и юго­западе, в его состав входят Западно­Казахстанская, Атырауская,   Актюбинская   и   Мангистауская.   Изменения   в   границах   территории   не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Восточного, а также с европейской   частью   Российской   Федерацией,   Туркменистаном   и   Узбекистаном.   По территории   проходит   граница   между   Европой   и   Азией   (показ).   Большая   часть экономического района расположена в азиатской части. Площадь — 737 тыс. кв.км.     Вывод: Первое место по площади, две части света, проходит граница между Европой и Азией. Распространены плоские низменности и слабохолмистые равнины, нет высоких гор. Значительные   площади   заняты   сыпучими   или   платообразными   возвышенностями. Проанализировав карту климата, мы определили, что  температура января на севере ­14 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25 градусов Цельсия; температура января на юге ­4; ­9 градусов Цельсия; температура июля +28 градусов Цельсия. Годовое количество на  севере   выше   300  мм;   на   юге   150мм.  На  распределение   тепла   влияют   угол   падения солнечных   лучей   и   степень   нагревания   земной   поверхности.   Выяснили   следующее,   что рельеф   однообразен.   Нет   высоких   гор,   климат   умеренный   резко   континентальный, засушливый.    Дополнение к материалу учебника: Граница между Европой и Азией отмечена обелиском и установлена в городе Оренбурге на левом берегу Урала(Жайык). Почему именно в этом городе?   Потому   что   провести   границу   по   Уралу   пытались   царские   правители Оренбургского края. Она была нужна им для того, чтобы подчеркнуть принадлежность Оренбурга,   расположенного   на   правобережье   Урала,   к   «цивилизованной   Европе»   и отмежеваться от «дикой Азии».      Дополнение учителя: Природные условия — это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды. Рельеф — Общий сырт, заходит южной частью на территорию Казахстана Муголжары — в переводе с казахского «горный хребет, обрыв» Прикаспийская низменность Горы Мангистау — в переводе «овечий загон» Предуральское плато Плато Устюрт и Мангышлак в переводе с казахского «тысяча зимовий» Впадина Каракия в переводе с казахского «впадина черной кобылы»( —132м) Задание второй группе: Проанализируйте физическую карту Казахстана , карту атласа топливно­энергетического комплекса   и   рис.169   на   стр.330   учебника,   выясните,   какими   природными   ресурсами обеспечен данный экономический район.  1)минеральные   ресурсы   (привести   пример   и   показать   крупные   месторождения   Доссор, Карашыганак, Тенгиз, Кашаган). 2)земельные ресурсы (состав  ресурсов и типы почв) 3)водные ресурсы (определить обеспеченность водой, показать реки Жайык, Жем ) 4)рекреационные ресурсы (показать на карте Устиртский заповедник) 5)выводы      Ответ по природным ресурсам: при  работе с картой мы  определили, что Западный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми месторождение Доссор и Макат находятся в Атырауско­Эмбенском бассейне, это первые месторождения на полуострове месторождения Каламкас и Каражанбас, Узень и Жетыбай на севере Западно­Казахстанской области крупнейшее Карачаганакское месторождение В   Мугоджарах   большие   запасы   хромитовых   руд,   никеля,   фосфоритов,   бурого   угля, единственное месторождение известняка­ракушечника (Мангистауская область)    Вывод: Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы). Ваше внимание обращаю на то, что в северной   части   Каспии   сосредоточены   большие   запасы   нефти,   они   составляют   20 млрд.баррелей. Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из­за отсутствия единого соглашения   между   странами   имеющие   выход   к   Каспийскому   морю   (   Россия,   Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете, что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопровод начал свою деятельность в 2001 году. 1580­ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск.По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений. Хочется сказать и о других полезных ископаемых. По добычи хромитовых руд наша страна занимает второе место в мире. Хром экспортируется в 40 страны. По запасам фосфоритов занимает второе место после США и первое место среди стран СНГ.    Ответ по водным ресурсам: протекает Жайык, Жем не доносит свои воды, самое большое море­озеро Каспийское море. Остальная территория лишена рек.    Вывод: Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов.    Дополнение к материалу учебника: Что такое баррель? Баррель в переводе с английского — бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной   баррель.   Один   баррель   равен   159   дм.   куб.   По   оценке   западных   экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире. Ваше внимание обращаю на то, что в северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей. Небольшую информацию о полезных ископаемых хочу дополнить цитатой из Послания Президента   страны   народу   Казахстана   «Наша   стратегия   по   использованию   топливных ресурсов   направлена   на   привлечение   интересов   крупных   стран   мирового   сообщества   к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. Иметь строгий контроль за   своими   стратегическими   ресурсами,   жить   экономно   и   по­хозяйски   использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений».        Дополнение учителя: Урал в переводе с казахского обозначает обогнуть, река совсем необычная. Отсюда начал свой поход Емельян Пугачев, приезжал Александр Сергеевич Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». Кроме того на ней в разное время побывали   Иван   Андреевич   Крылов,   Тарас   Григорьевич   Шевченко,   писатель   Лев Николаевич  Толстой. В гражданскую войну на ее  берегах сражался Василий Иванович Чапаев.   Название   Каспийского   моря   связано   с   племенами,   которые   проживали   на   его берегах. Задание для третьей группы:  Изучите текст учебника на стр.331­333 и ответьте на следующие вопросы: 1)как   размещается   население   по   территории   Западного   Казахстана?(показать   на   карте территорию Западного Казахстана) 2)по рис. 48 на стр.106 определите средний показатель доли казахов, проживающих на территории Западного Казахстана. 3)дайте   сведения   по   средней   плотности   населения   по   областям.   Какая   область   имеет максимальную и минимальную плотность населения? Почему? 4)укажите долю городского населения в %   и долю сельского населения в %, а также укажите уровень безработицы( показать на карте города: Атырау, Актобе, Актау, Уральск) 5)выводы    Ответ: коренное население преобладает, средняя плотность составляет 3,4 чел. на 1 кв. км. Малонаселенный. Уровень безработицы составляет 5,3 % от числа ЭАН.    Вывод: Район занимает третье место по численности населения, по сравнению с другими районами   является   всё   ещё   малонаселенным.   Преобладает   коренное   население.   53% населения   проживает   в   городах,   в   промышленности   численность   работающих   немного больше, чем в сельском хозяйстве.    Закрепление нового материала. Сегодня   мы   с   вами   изучили   первые   три   вопроса   плана,   остальные   вопросы   изучим   на следующем уроке. Используя различные источники знаний, вы,  самостоятельно  изучили данную тему. Целью урока мы ставили изучение особенностей географического положения Западного   Казахстана,   природных   условий   и   природных   ресурсов,   ознакомление   с особенностями   состава   и   размещения   населения.   Достигли   ли   мы   цели?   Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю ответить на тестовые вопросы по изученной теме, которые встречаются в заданиях на ВОУД.      Рефлексия:   Учащиеся   дают   оценку   своего   участия   в   работе   на   уроке   при   помощи «Мишени». Домашнее задание: параграф №48, задание №5 на стр.334 Учитель   анализирует   работу   учащихся,   комментирует   и   оценивает   ответы,   выставляет отметки

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"

Урок по географии на тему "Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы, население"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017