Проект открытого урока
Название предмета: Химия
Класс: 10 (профильная группа)
Учитель: Козлова О.А.
Тема: Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях
Обще дидактическая цель: Создание условий для систематизации и закрепления знаний о кислородсодержащих органических соединениях (спиртах, фенолах, альдегидах, кетонах).
Задачи:
Обучающие:
систематизировать имеющиеся знания обучающихся о систематической
номенклатуре, химических свойствах веществ, генетической связи между классами
органических веществ. качественных реакциях. Закрепить умения называть
вещества, определять класс, записывать уравнения химических реакций, находить
молекулярную формулу вещества. Подготовить учащихся к промежуточному контролю
знаний по данной теме..
Развивающие: продолжить
развитие навыков практической деятельности учащихся, умений объяснять смысл
изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать
выводы.
Воспитательные: способствовать
созданию на уроке ситуации успеха, самостоятельности и взаимовыручки.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработка умений и навыков.
Требования к знаниям и умениям обучающимся:
Должны знать и понимать: состав и названия функциональных групп кислородсодержащих органических веществ, химические свойства изучаемых классов, качественные реакции, правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов.
Должны уметь: называть вещества по систематической номенклатуре, проводить качественные реакции, находить молекулярную формулу веществ, решать цепочки химических превращений, решать задачи по теме.
Средства обучения: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с дифференцированными заданиями, лабораторная посуда, реактивы.
Этапы урока:
1) Организационный момент — 1мин.
2) Информационный ввод (определение темы, постановка задач) -1 мин.
3) Повторение и обобщение ЗУН (состоит из нескольких этапов, где закрепляются:
· понятия
· номенклатура
· химические свойства
· вычисления молекулярной формулы
· качественные реакции
- 35 мин.
4)Обобщение и оценка выполненной работы. -2 мин.
5)Инструктаж по выполнению домашнего задания-1 мин.
Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок-соревнование. Деление на 3 группы. У нас гости - встречаем. Но они потеряли память, им надо помочь вспомнить, как их зовут.
Ученик 1 (в обруче): Посмотришь на меня и сразу ты поймёшь кто я и как зовусь с рожденья.
Рождаюсь я при помощи сплавленья со жгучей щелочью. Итак, кристально честно заявляю, люблю я баню, то бишь с водой холодной не дружу, но в горячей безгранично растворяюсь.
Ответ: фенол (кто первый угадал, ту команду так и зовут)
Ученик 2 (с веером): Я можно сказать родственник, но очень дальний, первого нашего друга. Я всегда благоухаю. Бываю разным, то газом, жидкостью, иль твердый …
Ответ: Альдегид
Ученик 3: Привет, друзья. Кузен, я первых двух гостей. С водой дружу и растворяюсь. Вторым я стану окисляясь.
Ответ: Спирт
Конкурс 1. Разминка
За каждый правильный ответ 1 балл игроку и команде.
Учитель: Молодцы, ребята. А что общего у них? Чем они различаются? Вопросы слайд 3.
Конкурс 2. Этикетка.
Давайте поможем нашим гостям найти ближайших родственников. На слайде формулы веществ. Назовите их и определите класс. ( От каждой команды по 2 человека)
За правильные ответы по одному балу (команде и участнику)
Молодцы. Теперь каждый выполняет задание самостоятельно.
В1: Напишите структурную формулу следующих соединений 2-метилбутанол-1
В2: Напишите структурную формулу следующих соединений 3,3- диметилпентанол-2
В3: Напишите структурную формулу следующих соединений 2-метилпропаналь
В4: Напишите структурную формулу следующих соединений 3-хлор-3-этилпентанон-2
В5: Напишите структурную формулу следующих соединений п-бромфенол
Первой команде 1 балл.
Конкурс 3. Изомерия.
Какие виды изомерии характерны для спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов?
Напишите изомеры пропанол-1, м-метилфенол, бутаналь. Назовите их.
Конкурс 4. Найди меня.
Какие химические свойства характерны для спиртов, фенолов, альдегидов.
3 пробирки как узнать в какой находится спирт, фенол, альдегид. Предложите качественные реакции.
Демонстрация опытов спирт с оксидом меди, фенол с хлоридом железа (III), альдегид с гидроксидом меди. (Опыты показывают ученики 1,2,3)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:
В1:
В2:
В3:
В4:
В5: Ацетилен → Этаналь → Этанол
+ 1 балл за скорость первой команде
Конкус 5. Задача
Ученик одну задачу решает на доске, потом каждый самостоятельно.
Сколько спирта необходимо для получения 48 г метилового эфира пропановой кислоты, если выход составляет 80%?
В1: Сколько спирта необходимо для получения 48 г метилового эфира уксусной кислоты?
В2: Сколько получится сложного эфира при взаимодействии 15г этанола и уксусной кислоты?
В3: Сколько получится сложного эфира при взаимодействии 20г уксусной кислоты и метанола, если выход составляет 75%?
В4: Определите выход реакции, если пропнола и 25 г уксусной кислоты получилось 32 г эфира.
В5: Сколько эфира получится из 16г пропнола и 25 г уксусной кислоты. Выход реакции 70%.
Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.