1.Актуализация опорных понятий-
Цель: проверить знания основных понятий о веществах
Собираем в дорогу всё необходимое в рюкзак, а по ходу путешествия вы будете постепенно пополнять свой багаж. И так по карте маршрута у нас – 1 этап, в него мы положим свои знания, которые пригодятся в путешествии: а это карточки снаряжения за ваши ответы, за вашу активность.1.Актуализация опорных понятий-
Цель: проверить знания основных понятий о веществах
Собираем в дорогу всё необходимое в рюкзак, а по ходу путешествия вы будете постепенно пополнять свой багаж. И так по карте маршрута у нас – 1 этап, в него мы положим свои знания, которые пригодятся в путешествии: а это карточки снаряжения за ваши ответы, за вашу активность.
Чистые вещества и смеси.docx
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель:
Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам вот с таким настроением . Давайте
улыбнемся друг другу и начнем свое сотрудничество, наш урок.
Нет на карте белых пятен,
Вся Земля давно открыта,
Очень трудно жить на свете,
В наше время без открытий.
Поэтому сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие и
попробуем разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия на
сегодняшнем уроке. Для этого у вас на партах есть маршрутные листы, по
которым мы будем двигаться.
1.Актуализация опорных понятий
Цель: проверить знания основных понятий о веществах
Собираем в дорогу всё необходимое в рюкзак, а по ходу путешествия вы
будете постепенно пополнять свой багаж. И так по карте маршрута у нас – 1
этап, в него мы положим свои знания, которые пригодятся в путешествии: а
это карточки снаряжения за ваши ответы, за вашу активность.
Собери рюкзак
Беседа:
что такое химия?
Что такое вещества?
Какие бывают вещества?
Рюкзак начал пополняться. Подводим итоги. Отмечаем в карте
маршрута.
Учитель:
Учащиеся
:
Учитель:
Друзья мои, прежде чем мы начнем путешествие Предлагаю вам
воспользоваться услугами химической железной дороги. В вашем
распоряжении 2 вида поездов:
1. «Скорый поезд» «красная карточка»;
2. «Пассажирский поезд» «зеленая карточка».
Ребята, какой из них быстрее?
Скорый поезд.
В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее
темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд.
Посмотрите внимательно задания, написанные в схемах конспектах нашего урока и сделайте свой выбор.
На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу вас поднять
выбранный вами вид поезда.
Работа по разноуровневым карточкам .На столах лежат карточки дети их
выбирают сами сигнализируют о выборе.
Пассажирский поезд Задания на «3»
Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы:
H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3
Простые вещества
Сложные вещества
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Скорый поезд Задания на «4,5»
Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы:
CH4, HNO3, Ca(OH)2, PCL5, Fe2O3, H3PO4, Ca3 (PO4)2, Na2SO4, KOH, CuO,
HF, Fe(OH)3 , FeS, CO2
оксиды
Сложные вещества
кислоты
основания
1.
2.
соли
1.
2.
1.
2.
1.
2.
Дети поднимают сигнальные карточки о выполнении работы;
Проверка: начальников поезда 4 человека, ( по одному) сравниваем с
карточками
Пассажирский поезд проверяем по слайду Молодцы! С заданием справились! за выполнение задания
«Пассажирского поезда» 1 снаряжение,
«Скорого» 2снаряжения)
3. Объяснение нового материала.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Ребята, сегодня мы работаем под девизом: « От простого к сложному»
Первая остановка Водопад веществ
Зачерпнём немного воды из озера. А у меня 2 стакана воды.
Отличается ли вода в этих сосудах? (По внешним признакам нет не
отличается ) А вот результаты проведенных исследований.
Учитель демонстрирует слайд,
Что вы можете сказать, глядя на этот график.
(ответы учащихся – это температура кипения воды)
Почему дистиллированная вода, взятая в любой стране обладает одними и
теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных водоёмов,
различается по свойствам? (Дистилированная вода чистая и имеет
одинаковые свойства, а морская имеет разные соли, разные свойства и
температуру кипения) А почему?
Вы здорово правильно поставили сегодня проблему и сами нашли её решение.
Об этом будем вести речь сегодня!
И поэтому ваш багаж пополнится.
Итак, нам необходимо разобраться: (читай со слайда)
Этап изучения новых знаний.
Итак, Тема нашего урока «Чистые вещества и смеси»
Цель Изучить понятия чистые вещества и смеси
Давайте вместе определим цели нашего урока
.
Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а
часто ли встречаются ли в природе чистые вещества?
Чтобы убедиться в этом продолжаем путешествие.
Перед нами гора.
Чтобы гору перейти и к вершине знаний нам дойти
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
ЭтапВосхождение в гору
Игра «Третий лишний» Водород водород калий
Кислород кислород цинк
Вода воздух железная руда
Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили.
Вы достаточно быстро поднялись в гору. А какой свежий чистый воздух.
И как сказал поэт
Скреплён морозом свежий воздух
И тем приятен нам зимний отдых
Свежо, морозно, чувства необъятны
И снега белизна чистотой приятна.
…….
А воздух свежий, воздух чистый –
Легко идти, легко дышать.
Люблю морозы, снег пушистый…
Январь, февраль – всё благодать!
Светлана Царинных
А на самом ли деле он такой чистый как вещество? (Это смесь газов)
Какое значение имеют смеси для красоты природы. Мы живем в мире
веществ. Этот мир также многообразен и уникален, как и мир людей.
Так, большинство горных пород и многие минералы являются смесями.
Наша пища и живые организмы,явления происходящие с веществами в
природе –все рассветы, закаты-смеси разных веществ1
Ккой вывод мы сделаем? Мног ли чистых веществ в природе?
На слайд Вывод: Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или
встречаются очень редко.
А теперь, чтобы узнать какие бывают смеси, нам нужно спуститься и сделать
остановку в деревне.
(слайд деревня, корова)
Вот и деревня Здесь нас угостили вкусным молоком. Вы попробуете его чуть позже, а пока
посмотрите. Это стакан с чистой водой, а это мел. Что произойдёт, если я эти
компоненты смешаю? ( вода станет мутной, белой).
В чём сходство, а в чём различие этих жидкостей?
Демонстрация:
1стакан Вода и мел;
2 стакан Молоко;
Молоко смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не
только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины
и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный лактоза.
Откройте стр учебника. Прочитайте.
Стр.120Работа с учебником (всего 2 предложения)
Работа со слайдами –определить тип смеси
Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые
вещества существуют способы разделения смесей Привал Отдохнуть пора бы нам, чувствую устали и я объявляю
«Стрельбу глазами».
1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)
2. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)
3. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое
поддерживает горение. (O)
4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5.
(Cl)
5. Переведите свой взгляд на элемент, который стоит посередине таблицы (С)
6. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный
металл желтого цвета. (Au)
Все встали вышли изза стола возьмитесь за руки.
« Вы атомы большой науки, а руки это связи
Вы связаны, но не надолго, частицы ведь в движении всегда»
Слайд с периодической таблицей. Зарядка для глаз.
Встаньте и возьмитесь за руки. Мы все разные, а соединившись, мы образовали
смесь. (под музыку качаются) атомыи молекулы веществ находятся в
непрерывном движении. Нужно разделить смесь на вещества, чем мы и
займёмся на следующей остановке.
5. ОстановкаХимическая лаборатория (Слайд)
Итак мы в научноисследователькаом центре. работать будем под девизом:
«Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и
полны ошибок» Леонардо да Винчи.
Исследование
Цель: Определить способы разделения смесей веществ.
По рядам. В виде деловой игры: Учитель: Ребята! У нас 3химических
лаборатории. В каждой лаборатории выберете по одному главному
лаборанту и инженеру по технике безопасности. У каждой лаборатории
есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои
наблюдения и делать соответствующие выводы.
Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы). Вам предложены смеси. Учащимся первого ряда железо с серой,
второго ряда речной песок с водой,
третьего ряда сульфат меди с водой.
Отчет о проделанном исследовании
Первый ряд: Нам была предложена неоднородная смесь железа с серы. Эту
смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо твердые вещества не
растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду то сера всплывет, а
железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита. Железо
намагничивается, а сера нет.
Второй ряд: Нам была предложена смесь песка с медными стружками. Это
неоднородная смесь. Мы разделим ее отстаиванием,(от крупных частиц) и
фильтрованием от мелких. молекулы жидкости проходят через поры фильтра,
крупные частицы примесей т. е. медь задерживается.
Третий ряд: Песок, соль и опилки. Нам предложена смесь песок, соль и
опилки . Это неоднородная смесь. Мы отстаиванием отделим опилки, а затем
получилась однородная смесь мы ее разделим или очистим от песка
выпариванием.
(Слайд)
способы разделения смесей:
1.отстаивание Верно. Разделение отстаиванием основано на различных
плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно
разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В
лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть
или растительное масло образует верхний, более легкий слой.
В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа
из дыма, отстаиваются сливки в молоке
2. фильтрование; А какие вещества можно использовать в качестве
фильтров?
Ученик. В качестве фильтров можно использовать различные пористые
вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие.
Учитель. Какие примеры применения фильтрования в жизни человека вы
можете привести?
Ученик. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники,
например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для
фильтрования чаинок
8.Рефлексия Путевые заметки.
.
Обобщение
Мы живем среди химических веществ.
Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир
химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (азота,
кислорода и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой это
еще одно вещество, самое распространенное на Земле.
Добрые мамины руки заворачивают малыша в пеленки, надевают распашонку,
а чтобы не было холодно, накрывают одеяльцем... Все эти вещи сделаны из
волокон хлопчатобумажных, основа которых природное
вещество целлюлоза (клетчатка), и шерстяных, состоящих и
природных белков.
Малыш закапризничал: пора кушать. Мама дает ему
бутылку с молоком. Молоко смесь воды с мельчайшими
капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть
молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже
сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный лактоза.
Все это вещества природного, естественного происхождения. Бутылочка
сделана из стекла, а соска из резины; это тоже вещества, точнее,
материалы (смеси веществ). И стекло, и резина искусственного
происхождения, в природе их не было. Малыш растет, у него уже появились зубки, и он с
аппетитом грызет яблоко. А яблоко состоит из целого
набора химических веществ здесь и сахар, и яблочная
кислота, и витамины... Когда прожеванные кусочки
яблока попадают в желудок, на них начинают действовать
пищеварительные соки человека, которые помогают
усваивать все вкусные и полезные вещества не только
яблока, но и любой другой пищи.
Мы живем среди химических веществ. Воздух, вода, минеральная вода, чай и
кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и
сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости,
волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей.
озвращение домой.
Ну, что ж наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться
домой. Но посмотрите что я обнаружила в нашем рюкзаке. Это соль, во
время похожа она загрязнилась, запылилась. Подумайте дома, как её
очистить? А в помощь вам придут стр учебника ….. а для творчески
работающих учеников предлагаю дополнительное задание: (про
золушку)
Заключительное слово учителя Простое и сложное. Что важнее
В химии
В литературе
В математике
Русский язык
Музыка
Деятельность учителя
Деятельность ученика Выберите нужную букву:
А) Получил прочные знания, усвоил весь
материал.
Б) Усвоил материал частично.
В) Мало что понял, необходимо ещё
поработать.
Вставьте смайлик настроения:
Хорошо, безразлично, скучно.
листы самоанализа и
Сдайте
самооценки.
Заполняют листы самоанализа и
самооценки.
Т
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.