Урок по химии для спо
Оценка 4.7

Урок по химии для спо

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
27.01.2018
Урок по химии для спо
Дан подробный конспект урока по теме Открытие Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. для учащавшихся среднего профессионального образования по программе Естествознание
Конспект урока химии по теме Периодический.docx
Тема:  Открытие Периодического  закона. Периодический  закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Образовательная цель:    дать основные сведения об открытии закона Д.И. Менделеевым;     давать   формулировку   закона   Менделеева,   а   также современную на основе учения о строении атома; закрепить знание структуры периодической   системы;   физического   смысла   номера   периода,   номера группы, порядкового номера. Развивающая цель: Развивать у  обучающихся  мышление на основе  исторических фактов, связывая с современными данными  Воспитательная цель: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать учебную деятельность учащихся; воспитание культуры  умственного труда. Тип урока – комбинированный.  Методы обучения – наглядные, практические, словесные, проблемного  изложения.    Эпиграф:  “Будущее не грозит периодическому  закону разрушением, а только  надстройки и развитие обещает”  (Д.И. Менделеев).   ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний Любой химический элемент может существовать в трех формах: свободные  атомы, простые вещества, сложные вещества С греческого языка «атом» переводиться как «неделелимый». Атом не  разрушается при химических явлениях, элементы не превращаются друг в  друга.  Что такое атом? “Атом – наименьшая частица элемента в химических соединениях.  Современное определение: атом ­ электронейтральная частица, состоящая из  положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов”.  Что такое химический элемент? “Химический элемент – это вид атомов, характеризующихся определенным  зарядом ядра. К 2008 году известно 116 элементов, из которых около 90  существует в природе, остальные получены с помощью искусственных  ядерных реакций. Каждый элемент имеет определенный символ, который  происходит от латинского названия элемента. 3. Формирование новых знаний. 1. Понятие протоны Атом  состоит из атомного ядра и электронов. Ядро, несущее почти всю массу атома, состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных  нейтронов, связанных между собой при помощи сильного взаимодействия. Вид частицы Протон         P+ Нейтрон        n0  1 1 Масса Заряд Примечания +1 Число протонов равно порядковому  номеру 0 Рассчитывается по формуле N= A ­ Z Электрон 1/1837 –1       ē Число электронов равно  порядковому номеру Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему массы атомов, указанные в  ПСХЭ Д. И. Менделеева имеют дробное значение.  Масса  атома  определяется суммой масс протонов и нейтронов, а это должно быть  определенно целочисленное значение. Как показали исследования, атомы одного элемента могут различаться  между собой по некоторым свойствам, особенно по массе. Это происходит из­ за разного количества нейтронов в их ядрах. Атомы одного элемента, имеющие одинаковое число протонов, но  различное число нейтронов, называются изотопами.  Пример: Изотопы хлора: +17Сl , ат. масса 35, и +17Сl, ат. масса 37 Свойства   изотопов   одного   и   того   же   элемента   одинаковы,   т.   к.   имеют одинаковый заряд ядра, хотя их относительная атомная масса разная, т.к. они содержат   разное   число   нейтронов;   изменение   атомной   массы   элементов незначительно — оно имеет долевое значение.  Изотопы водорода имеют собственные названия и химические знаки: Протий — Н — имеет заряд ядра +1 и массу атома 1, нейтронов в ядре нет. Дейтерий — D — имеет заряд ядра атома +1 и массу атома 2, нейтронов в ядре — I. Тритий — Т имеет заряд ядра атома +1 и массу атома 3, нейтронов в ядре — 2. Изотопы других элементов не имеют собственных символов и названий. 2. Современная  трактовка химического элемента. Химический элемент — это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т. е. с одинаковым числом протонов в нем. Известны следующие формы (способы) существования химического элемента: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества. Пример:   Водород   может   существовать   в   виде   свободных   атомов,   в   виде двухатомных молекул, а так же входить в состав молекул сложного вещества. 3. История открытия периодического закона и периодической системы. 1 марта 1869 г. вошло в историю мировой науки как день открытия  периодического закона и периодической системы. Закон на этом не исчерпан Но слово в химии сказал “Опыт системы элементов” Себя в науке оправдал. Второй этап уж уровня иного: Был электрон открыт, протон, нейтрон, Доказана периодичность строго, Торжествовал периодический закон. На основе периодического закона Менделеев Д.И. объединил химические  элементы в одну общую систему.  Это открытие было результатом его долгих поисков и напряжённой мысли.  Именно в этот день Менделеев сделал свой первый набросок периодической  системы, над разработкой и усовершенствованием которой он впоследствии работал в течение всей жизни. Периодический закон, открытый Д. И.  Менделеевым лёг в основу не только химии и физики, но и в основу  дальнейшего развития всего естествознания.  4. Предпосылки создания периодического закона. 1. К середине XIX века было 63 элемента. 2. Дано понятие о химическом элементе. 3. Определены молярные массы элементов. 4. Введено понятие о валентности. 5. Введено понятие о химической связи. 6. Первая попытка классификации элементов. Доберейнер 1817 г. Закон  триад.  7. Вторая попытка классификации элементов. Дж. Ньюленд “ по возрастанию  атомных масс”. Закон октав. 8. Третья попытка классификации. Генрих “Радикально­ круговая таблица”. 9. Четвёртая попытка классификации элементов. Шанкартуа “Винтовая  лестница”. 10. Пятая попытка классификации. Томсон ­ Бор “Лестница”.  5. Открытие периодического закона В   феврале   1869   г.   Д.   И.   Менделеев   сообщает   на   заседании   Русского химического   общества   о   первом   варианте   своей   системы,   озаглавленной “Опыт   системы   элементов,   основанной   на   их   атомном   весе   и   химическом сходстве”.   В     таблице   имелись     пробела.   Недостаёт   четырёх   элементов   с соответствующими значениями атомных масс и химическими свойствами. Тем самым,   Д.   И.   Менделеев   предсказал,   что   должны   существовать   еще неизвестные элементы. В последующем им были разработаны другие формы периодической таблицы. Видеофильм «Менделеев и его таблица» 6. Структура периодической системы Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических  глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы  строгой. Тут мало оптикой поможешь глазу. Тут – мысль пытливая всего верней. Пылинку и увидишь­то сразу­ Глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила,  Будь то железо, медь или гранит,­ Все страшную космическую силу, Закованную в атомы, хранит. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. Ты знаешь газ легчайший водород В соединении с кислородом – это Июньский дождь от всех своих  щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И темнобурые растворы брома, И кажется вселенная сама Одной лабораторией огромной. Мы не отступим, мы пробьем туда  дорогу Туда, где замкнут мирозданья круг,­ И, что приписывалось раньше богу, Все будет делом наших грешных рук!  Стихотворение  “Читая Менделеева”  Степан Щипачев   7. Формулировка периодического закона. “Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряда  атомного ядра”  8. Принцип построения периодической системы. “Периодическая система построена в порядке возрастания атомной массы”.   9. Принцип периодичности. “Периодичность ­ это повторение химических свойств через каждые семь  элементов на восьмой  10. Понятие периода. А. В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3 малые и 4,5,6,7 большие. Б. Период начинается с щелочного металла и заканчивается инертным газом. В. Период – это расположение элементов по горизонтали. Г. Период показывает количество энергетических уровней. Д. Количество элементов на периодах: 1­2, 2­8, 3­8, 4­18, 5­18, 6­32, 7­28. Е. В настоящее время в периодической системе находится 116 элементов.   11. Понятие группы. А. Группа – это расположение элементов по вертикали. Б. В периодической системе всего 8 групп, каждая группа подразделяется на:  главную, в которой происходит заполнение электронов на внешнем  энергетическом уровне и побочную в которой, происходит заполнение предвнешнего энергетического уровня. В. Группа показывает количество электронов на внешнем энергетическом  уровне только в главных подгруппах. Г. Группа показывает наивысшую валентность по кислороду.   12. Понятие порядкового номера. Порядковый номер показывает: А. Заряд ядра атома. Б. Количество электронов, которые движутся вокруг атома и несут  отрицательный заряд. В. Количество протонов. Г. Количество нейтронов, которое равно разности молярной масс и  порядкового номера.   3.4.9. Значение периодического закона. “Периодический закон послужил и продолжает служить путеводной звездой  для тысяч новых исследований и творческих исканий в области химических,  физических, геологических, технических и других наук”, сказал академик  Бах. “Периодический закон является, истинным компасом для исследователей”,  писал Рамзай. 140 лет господствует закон, 140 лет он служит путеводителем в океане  знаний. Познание микромира дало людям Земли, и проникнуть в большой  космос. И в этом есть заслуга периодического закона. Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть. Таблицу Менделеева я знаю наизусть. Зачем ее, я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие. Любимейших поэм. Без многословия книжного. В ней стройность, смысл, торжество И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробуждения дерева И внешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть.  Стихотворения Глазкова   4. Обобщение и систематизация знаний. Фронтальный опрос. А. Дать формулировку периодического закона и периодической системы. Б. Что такое группа? В. Признаки периодичности. Г. Принцип построения периодической системы. Д. Что означает порядковый номер? 5. Подведение итогов урока.  “Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям”. “Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде  успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще”.  Д.И. Менделеев 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо

Урок по химии для спо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018