Конспект урока по химии для 9 класса "Генетические ряды железа. Важнейшие соединения железа и их значение" (Учебник: Габриелян О.С.). Урок разработан как урок-путешествие, позволяющий в игровой форме, "двигаясь" от станции к станции, изучить новый материал. Названия станций даются в зависимости от содержания на этапе путешествия: "Историческая", "Геологическая", "Познавательная" и т.д.
Химия. 9 класс
Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соединения
железа и их значение.
Цели: Формирование у обучающихся представлений о генетических рядах железа,
важнейших соединениях железа; умения применять качественные реакции на
ионы Fe2+ и Fe3+ на практике.
Межпредметные связи: география, биология.
Оборудование: Физическая карта России, опорный конспект «Железо», коллекция
железных руд; растворы KCNS, FeCl3, FeSO4, CuCl2, КОН, NaF,
красной кровяной соли, желтой кровяной соли, гвоздь, нож,
карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Актуализация опорных знаний.
а) Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка 1. Дайте характеристику железа по положению в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению атома.
Сформулируйте в чем особенность строения атомов элементов побочных
подгрупп. Какие степени окисления характерны для железа?
Карточка 2. С какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать
H2O. Составьте
Zn(NO3)2,,
Hg(NO3)2,
CaO,
железо:
уравнения возможных реакций.
Cu(OH)2,
HCl,
Cl2,
Карточка 3. Как доказать опытным путем, что железо активнее, чем медь?
Проведите опыт и составьте уравнение соответствующей реакции.
б) Станция «Историческая».
Расскажите о физических свойствах железа, его применении, чем отличаются
химически и технически чистое железо. (Работа по опорному конспекту).
в) Станция «Геологическая».
Расскажите о нахождении железа в природе (работа с коллекцией) и покажите
на карте основные месторождения железа в России.
г) Станция «Химическая».
Проверка ответов по карточкам.
II. Изучение нового материала.
1. Станция «Развлекательная».
Игра «Крестикинолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из формул
веществ, в которых степень окисления железа равна:
а) +2
Fe
FeO
Fe(NO3)3
Fe(OH)3
Fe(OH)2
FeCl3
FeSO4
Fe2O3
FeCl2б) +3
FeS
Fe
FeS2
Fe(OH)3
Fe2O3
FeCl2
FeCl3
Fe(NO3)2
Fe2(SO4)3
→ FeO
Fe→ 2O3
Используя найденные в таблице формулы, составьте генетические ряды железа:
Ответы обучающихся:
→ Fe(OH)2
→ FeSO4
а) Fe
→
→
б) Fe
3
FeCl
Fe(OH)
2. Станция «Научная».
В русских народных сказках очень часто идет речь о живой и мертвой воде.
В частности, когда героя убивают, ему на помощь приходит ворон или волк.
Он окропляет раны мертвой водой, и раны срастаются. Затем – живой водой, и
герой оживает.
3
Сейчас мы попробуем провести такой же опыт, но сначала нам необходимо
рану получить! Демонстрация «Заживление раны»:
Обрабатываем руку «спиртом» (раствор KCNS);
Нож смачиваем «йодом» (раствор FeCl3);
«режем руку», Заживляем «живой водой» (раствор NaF).
Задание. Дайте научное объяснение проведенному опыту.
3. Станция «Познавательная»
Работа с текстом: прочитайте текст и заполните таблицу:
Важнейшие соединения железа и их применение.
Формула
Название
Применение
4. Станция «Практическая» (Инструктаж по технике безопасности.
Лабораторный опыт 7 «Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.
В лотках в пронумерованных пробирка содержатся сульфат железа (II) и
хлорид железа (III). Как, используя только один реактив, распознать данные
вещества.
запишите наблюдения и уравнения
соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Проведите опыт,
IV. Закрепление.
а) Минитест.
б) Взаимопроверка.
V. Подведение итогов и рефлексия.
а) Сегодня я узнал ______________________________________________
б) Я удивился __________________________________________________
в) Теперь я умею _______________________________________________
Домашнее задание: § 14, № 2, 4, 5, повт. § 713.Приложение 1. Опорный конспект