Урок по химии "Генетические ряды железа"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по химии для 9 класса "Генетические ряды железа. Важнейшие соединения железа и их значение" (Учебник: Габриелян О.С.). Урок разработан как урок-путешествие, позволяющий в игровой форме, "двигаясь" от станции к станции, изучить новый материал. Названия станций даются в зависимости от содержания на этапе путешествия: "Историческая", "Геологическая", "Познавательная" и т.д.
Иконка файла материала Генетические ряды железа.doc
Химия. 9 класс Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соединения железа и их значение. Цели:   Формирование у обучающихся представлений о генетических рядах железа, важнейших соединениях железа; умения применять качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ на практике. Межпредметные связи: география, биология. Оборудование: Физическая карта России, опорный конспект «Железо», коллекция железных   руд;   растворы  KCNS,  FeCl3,  FeSO4,  CuCl2,   КОН,  NaF, красной   кровяной   соли,   желтой   кровяной   соли,   гвоздь,   нож, карточки с заданиями. ХОД УРОКА: I. Организационный момент.     Приветствие. II. Актуализация опорных знаний.       а) Индивидуальная работа по карточкам:   Карточка 1. Дайте характеристику железа по положению в периодической системе   химических   элементов   Д.И.   Менделеева   и   строению   атома. Сформулируйте   в   чем   особенность   строения   атомов   элементов   побочных подгрупп. Какие степени окисления характерны для железа?  Карточка   2.  С  какими  из  перечисленных   ниже  веществ   будет   реагировать  H2O.   Составьте  Zn(NO3)2,,  Hg(NO3)2,  CaO, железо: уравнения возможных реакций.  Cu(OH)2,  HCl,  Cl2,  Карточка 3. Как доказать опытным путем, что железо активнее, чем медь? Проведите опыт и составьте уравнение соответствующей реакции.       б) Станция «Историческая».           Расскажите о физических свойствах железа, его применении, чем отличаются химически и технически чистое железо. (Работа по опорному конспекту).       в) Станция «Геологическая».           Расскажите о нахождении железа в природе (работа с коллекцией) и покажите на карте основные месторождения железа  в России.       г) Станция «Химическая».          Проверка ответов по карточкам. II. Изучение нового материала. 1. Станция «Развлекательная».      Игра «Крестики­нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, в которых степень окисления железа равна:  а) +2                          Fe FeO Fe(NO3)3 Fe(OH)3 Fe(OH)2 FeCl3 FeSO4 Fe2O3 FeCl2б) +3   FeS Fe FeS2 Fe(OH)3 Fe2O3 FeCl2 FeCl3 Fe(NO3)2 Fe2(SO4)3   → FeO    Fe→ 2O3  Используя найденные в таблице формулы, составьте генетические ряды железа: Ответы обучающихся:  → Fe(OH)2  → FeSO4    а)  Fe  → →   б)  Fe  3   FeCl  Fe(OH) 2. Станция «Научная».          В русских народных сказках очень часто идет речь о живой и мертвой воде. В частности, когда героя убивают, ему на помощь приходит ворон или волк. Он окропляет раны мертвой водой, и раны срастаются. Затем – живой водой, и герой оживает. 3          Сейчас мы попробуем провести такой же опыт, но сначала нам необходимо рану получить! Демонстрация «Заживление раны»:  Обрабатываем руку «спиртом» (раствор KCNS);  Нож смачиваем «йодом» (раствор  FeCl3);  «режем руку», Заживляем «живой водой» (раствор NaF).           Задание. Дайте научное объяснение проведенному опыту. 3. Станция «Познавательная»     Работа с текстом: прочитайте текст и заполните таблицу: Важнейшие соединения железа и их применение. Формула Название Применение 4. Станция «Практическая» (Инструктаж по технике безопасности.    Лабораторный опыт 7 «Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.          В лотках в пронумерованных пробирка содержатся сульфат железа (II) и хлорид железа (III). Как, используя только один реактив, распознать данные вещества.   запишите   наблюдения   и   уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.   Проведите   опыт,  IV. Закрепление.    а) Мини­тест.     б) Взаимопроверка. V. Подведение итогов и рефлексия.    а) Сегодня я узнал ______________________________________________      б) Я удивился __________________________________________________    в) Теперь я умею _______________________________________________    Домашнее задание: § 14, № 2, 4, 5, повт. § 7­13.Приложение 1. Опорный конспект