Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка урока по органической химии "Переработка нефти" представлена в технологии РКМЧП в форме продвинутой лекции, что позволяет активизировать деятельность каждого ученика в течение всего урока. Учащиеся, работая с текстом, отвечая на поставленные вопросы и используя ключевые и опорные слова, составляют краткий конспект, который способствует лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала, выполнению в дальнейшем домашнего задания.
Иконка файла материала Урок. Переработка нефти.doc
Урок « Переработка нефти» Урок   проводится   с   использованием   основ   и   приемов   технологии   «Развитие критического   мышления   через   чтение   и   письмо»   (РКМЧП)   в   форме   «Продвинутой лекции», применение которой наиболее эффективно при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст. Такая форма урока мотивирует учащихся к активной учебной деятельности, способствует осмыслению ими новых знаний, соотнесению их с ранее полученными. Осуществляется процесс выработки собственного отношения   к   изучаемому   материалу,   развиваются   навыки   работы   с   текстом,   большим объемом   информации.   Составление   учащимися   по   ходу   лекции   конспекта   с использованием  опорных   и   ключевых  слов   развивает     умение   отличать   в   содержании главное   от   второстепенного,   определять   основную   идею   данной   части   лекции, анализировать и критически осмысливать новый материал.    Результатом деятельности каждого ученика является написанное сообщение по теме урока с использованием записей, сделанных в течение лекции (ключевые и опорные слова), материала учебника и дополнительных источников информации.              Цели   урока:   изучение   состава   нефти   и   методов   ее   переработки;   раскрытие экологических   проблем   нефтехимии   и   путей   их   решения;   развитие   устойчивой потребности в получении новых знаний, способности к самоорганизации.         Оборудование:   образцы нефти,  коллекция «Нефть», видео – фрагмент «Перегонка нефти»,   «Листы вызова»,   «Информационные листы»,   таблички с ключевыми словами «Природа», «Технология», «Наука», «Экология».  Ход урока I. Стадия вызова                   После   вступительного   слова   учителя   учащимся   выдается  «Лист   вызова»  с написанными   утверждениями,   рядом   с   которыми   надо   поставить   знаки   «+»   или   «­»   в зависимости от того, согласны они с утверждением или нет:  1. Нефть – жидкое ископаемое. 2. Нефть – это сложное вещество. 3. Нефть добывали до н. э. 4. Промышленная добыча нефти началась в первой половине XX века. 5. При прямой перегонке нефти выход бензина составляет до 80 %. 6. Химический способ переработки нефтепродуктов был разработан в России. 7. Разлитую на водной поверхности нефть можно обезвредить с помощью бактерий.Учащиеся могут обменяться мнением с соседом по парте.       К «Листу вызова» учащиеся вернутся в конце урока. II. Стадия осмысления          Часть   1.  Учащимся   выдается  «Информационный   лист»,  читая   который   они записывают опорные слова, отражающие содержание данной части.      Нефть широко распространена в природе. Она была известна многим древним народам. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000 – 4000 лет до н. э. здесь добывали нефть. Бакинцы с древних времен жгли «земляное масло». Промышленная добыча нефти началась в середине XIX века, когда стали применять бурение скважин.          Самые большие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке. Богата месторождениями нефти и Россия: это прежде всего районы Сибири, Урала и Кавказа. Из недр Земли и донных отложений в морях ежегодно добывают около 3 млрд. тонн нефти.       Нефть – это жидкое маслянистое горючее ископаемое от светло ­ бурого до черного цвета   плотностью   0,73   –   1,04   г/см3.  По   составу   представляет   собой   смесь   жидких   и небольшого   количества   твердых   углеводородов:   предельных   (алканов)   с   прямой   и разветвленной цепью; циклоалканов (нафтены – циклопентан, циклогексан и их гомологи); ароматических углеводородов (бензол и его гомологи). Кроме того в состав нефти входят примеси: органические  кислород ­ и серосодержащие соединения, вода и растворенные в ней кальциевые и магниевые соли, песок и глина.       После прочтения данного текста учитель предлагает учащимся записать опорные  слова в   тетради,   а   затем   записывает   их   на   доске.   Из   представленных   на   магнитной   доске ключевых слов учащиеся выбирают ключевое слово, которым можно озаглавить данную часть лекции и рядом с опорными словами записывают слово «Природа».     Часть 2. Долгое время в науке существовали гипотезы неорганического происхождения нефти. Например, в 1866 г. М. Бертло предположил, что нефть образуется в недрах Земли при   воздействии   углекислого   газа   на   щелочные   металлы.   В   1877   г.   Д.И.Менделеев предложил «карбидную» гипотезу: в недрах Земли находится «углеродистое железо», вода проникает по разломам в глубь Земли, железо соединяется с кислородом воды, образуя оксид,   выделяющийся   водород   соединяется   с   углеродом,   образуя   углеводороды,   т.   е. нефть.       В настоящее время доказано биогенное происхождение нефти в результате превращений в   толщах   осадочных   пород   под   влиянием   повышенной   температуры,   давления,деятельности   бактерий   грандиозных   скоплений   таких   растительных   материалов,   как водоросли, споры, пыльца, кутикулы и  другие структурные части растений.         В нашей стране становление промышленной разработки месторождений нефти связано с именем   И.М.Губкина.   Он   разработал   основы   теории   происхождения   нефти,   условия формирования   ее   залежей,   открыл   новый   тип   месторождений   в   Майкопе,   предсказал нефтеносные районы на Урале, в Сибири.          После прослушивания данной части лекции учащиеся в тетради, а учитель на доске записывают опорные слова. Учащиеся находят общее для них ключевое слово – «Наука».      В чем значение нефти в современной промышленности и технике?          Часть   3.   После   очистки   от   примесей   нефть   подвергают   переработке.   Методы переработки могут быть физическими и химическими.        Физический метод переработки – прямая перегонка – заключается в разделении нефти на ее составные части – фракции.        Рассказывается об устройстве ректификационной колонны, составе и применении продуктов перегонки нефти, демонстрируется видео – фрагмент.      При прямой перегонке нефти доля выход бензина составляет до 25%. Для увеличения выхода   бензина   и   улучшения   его   качества   некоторые   фракции   прямой   перегонки подвергают химической переработке.  Среди   методов   химической   переработки   нефти   наибольшее   значение   получил крекинг..Этот метод переработки нефтяных продуктов был открыт в 1891 году русским инженером   В.Г.   Шуховым.   Различают   два   основных   типа   крекинга   –  термический  и каталитический (сообщается об условиях протекания данных видов крекинга и составе получаемого при этом бензина).               Учащиеся   записывают   опорные   слова   в   тетради,   а   учитель   на   доске;   подбирают ключевое слово – «Технология».         Часть 4. Рассматриваются  экологические проблемы, которые могут возникнуть в связи с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Сообщается о препаратах «Эконадин» и «Деворойл», адсорбентах и  коагулянтах, используемых для утилизации разлитой нефти.          Учащиеся   и   учитель   записывают   опорные   слова   и   подбирают   ключевое   слово   – «Экология».              III. Стадия размышления и рефлексииУчащиеся возвращаются к  «Листу вызова», еще раз оценивают и сравнивают свои ответы до и после лекции.           Учащимся предлагается сделать вывод в форме  устного выступления о взаимосвязи и взаимовлиянии природы, науки, технологии и экологии.                    Домашнее задание: подготовить сообщение и презентацию по теме урока с обязательным использованием опорных и ключевых слов, выписанных в течение лекции, Интернета и дополнительной литературы.