Данная разработка урока по органической химии "Переработка нефти" представлена в технологии РКМЧП в форме продвинутой лекции, что позволяет активизировать деятельность каждого ученика в течение всего урока. Учащиеся, работая с текстом, отвечая на поставленные вопросы и используя ключевые и опорные слова, составляют краткий конспект, который способствует лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала, выполнению в дальнейшем домашнего задания.
Урок « Переработка нефти»
Урок проводится с использованием основ и приемов технологии «Развитие
критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) в форме «Продвинутой
лекции», применение которой наиболее эффективно при изучении материала, по которому
может быть составлен интересный, познавательный текст. Такая форма урока мотивирует
учащихся к активной учебной деятельности, способствует осмыслению ими новых знаний,
соотнесению их с ранее полученными. Осуществляется процесс выработки собственного
отношения к изучаемому материалу, развиваются навыки работы с текстом, большим
объемом информации. Составление учащимися по ходу лекции конспекта с
использованием опорных и ключевых слов развивает умение отличать в содержании
главное от второстепенного, определять основную идею данной части лекции,
анализировать и критически осмысливать новый материал.
Результатом деятельности каждого ученика является написанное сообщение по теме
урока с использованием записей, сделанных в течение лекции (ключевые и опорные слова),
материала учебника и дополнительных источников информации.
Цели урока: изучение состава нефти и методов ее переработки; раскрытие
экологических проблем нефтехимии и путей их решения; развитие устойчивой
потребности в получении новых знаний, способности к самоорганизации.
Оборудование: образцы нефти, коллекция «Нефть», видео – фрагмент «Перегонка
нефти», «Листы вызова», «Информационные листы», таблички с ключевыми словами
«Природа», «Технология», «Наука», «Экология».
Ход урока
I.
Стадия вызова
После вступительного слова учителя учащимся выдается «Лист вызова» с
написанными утверждениями, рядом с которыми надо поставить знаки «+» или «» в
зависимости от того, согласны они с утверждением или нет:
1. Нефть – жидкое ископаемое.
2. Нефть – это сложное вещество.
3. Нефть добывали до н. э.
4. Промышленная добыча нефти началась в первой половине XX века.
5. При прямой перегонке нефти выход бензина составляет до 80 %.
6. Химический способ переработки нефтепродуктов был разработан в России.
7. Разлитую на водной поверхности нефть можно обезвредить с помощью бактерий.Учащиеся могут обменяться мнением с соседом по парте.
К «Листу вызова» учащиеся вернутся в конце урока.
II.
Стадия осмысления
Часть 1. Учащимся выдается «Информационный лист», читая который они
записывают опорные слова, отражающие содержание данной части.
Нефть широко распространена в природе. Она была известна многим древним народам.
Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000 – 4000 лет до н. э. здесь добывали
нефть. Бакинцы с древних времен жгли «земляное масло». Промышленная добыча нефти
началась в середине XIX века, когда стали применять бурение скважин.
Самые большие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке. Богата
месторождениями нефти и Россия: это прежде всего районы Сибири, Урала и Кавказа. Из
недр Земли и донных отложений в морях ежегодно добывают около 3 млрд. тонн нефти.
Нефть – это жидкое маслянистое горючее ископаемое от светло бурого до черного
цвета плотностью 0,73 – 1,04 г/см3. По составу представляет собой смесь жидких и
небольшого количества твердых углеводородов: предельных (алканов) с прямой и
разветвленной цепью; циклоалканов (нафтены – циклопентан, циклогексан и их гомологи);
ароматических углеводородов (бензол и его гомологи). Кроме того в состав нефти входят
примеси: органические кислород и серосодержащие соединения, вода и растворенные в
ней кальциевые и магниевые соли, песок и глина.
После прочтения данного текста учитель предлагает учащимся записать опорные слова
в тетради, а затем записывает их на доске. Из представленных на магнитной доске
ключевых слов учащиеся выбирают ключевое слово, которым можно озаглавить данную
часть лекции и рядом с опорными словами записывают слово «Природа».
Часть 2. Долгое время в науке существовали гипотезы неорганического происхождения
нефти. Например, в 1866 г. М. Бертло предположил, что нефть образуется в недрах Земли
при воздействии углекислого газа на щелочные металлы. В 1877 г. Д.И.Менделеев
предложил «карбидную» гипотезу: в недрах Земли находится «углеродистое железо», вода
проникает по разломам в глубь Земли, железо соединяется с кислородом воды, образуя
оксид, выделяющийся водород соединяется с углеродом, образуя углеводороды, т. е.
нефть.
В настоящее время доказано биогенное происхождение нефти в результате превращений
в толщах осадочных пород под влиянием повышенной температуры, давления,деятельности бактерий грандиозных скоплений таких растительных материалов, как
водоросли, споры, пыльца, кутикулы и другие структурные части растений.
В нашей стране становление промышленной разработки месторождений нефти связано с
именем И.М.Губкина. Он разработал основы теории происхождения нефти, условия
формирования ее залежей, открыл новый тип месторождений в Майкопе, предсказал
нефтеносные районы на Урале, в Сибири.
После прослушивания данной части лекции учащиеся в тетради, а учитель на доске
записывают опорные слова. Учащиеся находят общее для них ключевое слово – «Наука».
В чем значение нефти в современной промышленности и технике?
Часть 3. После очистки от примесей нефть подвергают переработке. Методы
переработки могут быть физическими и химическими.
Физический метод переработки – прямая перегонка – заключается в разделении нефти
на ее составные части – фракции.
Рассказывается об устройстве ректификационной колонны, составе и применении
продуктов перегонки нефти, демонстрируется видео – фрагмент.
При прямой перегонке нефти доля выход бензина составляет до 25%. Для увеличения
выхода бензина и улучшения его качества некоторые фракции прямой перегонки
подвергают химической переработке.
Среди методов химической переработки нефти наибольшее значение получил
крекинг..Этот метод переработки нефтяных продуктов был открыт в 1891 году русским
инженером В.Г. Шуховым. Различают два основных типа крекинга – термический и
каталитический (сообщается об условиях протекания данных видов крекинга и составе
получаемого при этом бензина).
Учащиеся записывают опорные слова в тетради, а учитель на доске; подбирают
ключевое слово – «Технология».
Часть 4. Рассматриваются экологические проблемы, которые могут возникнуть в
связи с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Сообщается о препаратах
«Эконадин» и «Деворойл», адсорбентах и коагулянтах, используемых для утилизации
разлитой нефти.
Учащиеся и учитель записывают опорные слова и подбирают ключевое слово –
«Экология».
III.
Стадия размышления и рефлексииУчащиеся возвращаются к «Листу вызова», еще раз оценивают и сравнивают свои
ответы до и после лекции.
Учащимся предлагается сделать вывод в форме устного выступления о взаимосвязи
и взаимовлиянии природы, науки, технологии и экологии.
Домашнее задание: подготовить сообщение и презентацию по теме урока с
обязательным использованием опорных и ключевых слов, выписанных в течение лекции,
Интернета и дополнительной литературы.