Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
07.03.2018
Данная разработка урока по органической химии "Переработка нефти" представлена в технологии РКМЧП в форме продвинутой лекции, что позволяет активизировать деятельность каждого ученика в течение всего урока. Учащиеся, работая с текстом, отвечая на поставленные вопросы и используя ключевые и опорные слова, составляют краткий конспект, который способствует лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала, выполнению в дальнейшем домашнего задания.
Урок. Переработка нефти.doc
Урок « Переработка нефти»
Урок проводится с использованием основ и приемов технологии «Развитие
критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) в форме «Продвинутой
лекции», применение которой наиболее эффективно при изучении материала, по которому
может быть составлен интересный, познавательный текст. Такая форма урока мотивирует
учащихся к активной учебной деятельности, способствует осмыслению ими новых знаний,
соотнесению их с ранее полученными. Осуществляется процесс выработки собственного
отношения к изучаемому материалу, развиваются навыки работы с текстом, большим
объемом информации. Составление учащимися по ходу лекции конспекта с
использованием опорных и ключевых слов развивает умение отличать в содержании
главное от второстепенного, определять основную идею данной части лекции,
анализировать и критически осмысливать новый материал.
Результатом деятельности каждого ученика является написанное сообщение по теме
урока с использованием записей, сделанных в течение лекции (ключевые и опорные слова),
материала учебника и дополнительных источников информации.
Цели урока: изучение состава нефти и методов ее переработки; раскрытие
экологических проблем нефтехимии и путей их решения; развитие устойчивой
потребности в получении новых знаний, способности к самоорганизации.
Оборудование: образцы нефти, коллекция «Нефть», видео – фрагмент «Перегонка
нефти», «Листы вызова», «Информационные листы», таблички с ключевыми словами
«Природа», «Технология», «Наука», «Экология».
Ход урока
I.
Стадия вызова
После вступительного слова учителя учащимся выдается «Лист вызова» с
написанными утверждениями, рядом с которыми надо поставить знаки «+» или «» в
зависимости от того, согласны они с утверждением или нет:
1. Нефть – жидкое ископаемое.
2. Нефть – это сложное вещество.
3. Нефть добывали до н. э.
4. Промышленная добыча нефти началась в первой половине XX века.
5. При прямой перегонке нефти выход бензина составляет до 80 %.
6. Химический способ переработки нефтепродуктов был разработан в России.
7. Разлитую на водной поверхности нефть можно обезвредить с помощью бактерий. Учащиеся могут обменяться мнением с соседом по парте.
К «Листу вызова» учащиеся вернутся в конце урока.
II.
Стадия осмысления
Часть 1. Учащимся выдается «Информационный лист», читая который они
записывают опорные слова, отражающие содержание данной части.
Нефть широко распространена в природе. Она была известна многим древним народам.
Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000 – 4000 лет до н. э. здесь добывали
нефть. Бакинцы с древних времен жгли «земляное масло». Промышленная добыча нефти
началась в середине XIX века, когда стали применять бурение скважин.
Самые большие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке. Богата
месторождениями нефти и Россия: это прежде всего районы Сибири, Урала и Кавказа. Из
недр Земли и донных отложений в морях ежегодно добывают около 3 млрд. тонн нефти.
Нефть – это жидкое маслянистое горючее ископаемое от светло бурого до черного
цвета плотностью 0,73 – 1,04 г/см3. По составу представляет собой смесь жидких и
небольшого количества твердых углеводородов: предельных (алканов) с прямой и
разветвленной цепью; циклоалканов (нафтены – циклопентан, циклогексан и их гомологи);
ароматических углеводородов (бензол и его гомологи). Кроме того в состав нефти входят
примеси: органические кислород и серосодержащие соединения, вода и растворенные в
ней кальциевые и магниевые соли, песок и глина.
После прочтения данного текста учитель предлагает учащимся записать опорные слова
в тетради, а затем записывает их на доске. Из представленных на магнитной доске
ключевых слов учащиеся выбирают ключевое слово, которым можно озаглавить данную
часть лекции и рядом с опорными словами записывают слово «Природа».
Часть 2. Долгое время в науке существовали гипотезы неорганического происхождения
нефти. Например, в 1866 г. М. Бертло предположил, что нефть образуется в недрах Земли
при воздействии углекислого газа на щелочные металлы. В 1877 г. Д.И.Менделеев
предложил «карбидную» гипотезу: в недрах Земли находится «углеродистое железо», вода
проникает по разломам в глубь Земли, железо соединяется с кислородом воды, образуя
оксид, выделяющийся водород соединяется с углеродом, образуя углеводороды, т. е.
нефть.
В настоящее время доказано биогенное происхождение нефти в результате превращений
в толщах осадочных пород под влиянием повышенной температуры, давления, деятельности бактерий грандиозных скоплений таких растительных материалов, как
водоросли, споры, пыльца, кутикулы и другие структурные части растений.
В нашей стране становление промышленной разработки месторождений нефти связано с
именем И.М.Губкина. Он разработал основы теории происхождения нефти, условия
формирования ее залежей, открыл новый тип месторождений в Майкопе, предсказал
нефтеносные районы на Урале, в Сибири.
После прослушивания данной части лекции учащиеся в тетради, а учитель на доске
записывают опорные слова. Учащиеся находят общее для них ключевое слово – «Наука».
В чем значение нефти в современной промышленности и технике?
Часть 3. После очистки от примесей нефть подвергают переработке. Методы
переработки могут быть физическими и химическими.
Физический метод переработки – прямая перегонка – заключается в разделении нефти
на ее составные части – фракции.
Рассказывается об устройстве ректификационной колонны, составе и применении
продуктов перегонки нефти, демонстрируется видео – фрагмент.
При прямой перегонке нефти доля выход бензина составляет до 25%. Для увеличения
выхода бензина и улучшения его качества некоторые фракции прямой перегонки
подвергают химической переработке.
Среди методов химической переработки нефти наибольшее значение получил
крекинг..Этот метод переработки нефтяных продуктов был открыт в 1891 году русским
инженером В.Г. Шуховым. Различают два основных типа крекинга – термический и
каталитический (сообщается об условиях протекания данных видов крекинга и составе
получаемого при этом бензина).
Учащиеся записывают опорные слова в тетради, а учитель на доске; подбирают
ключевое слово – «Технология».
Часть 4. Рассматриваются экологические проблемы, которые могут возникнуть в
связи с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Сообщается о препаратах
«Эконадин» и «Деворойл», адсорбентах и коагулянтах, используемых для утилизации
разлитой нефти.
Учащиеся и учитель записывают опорные слова и подбирают ключевое слово –
«Экология».
III.
Стадия размышления и рефлексии Учащиеся возвращаются к «Листу вызова», еще раз оценивают и сравнивают свои
ответы до и после лекции.
Учащимся предлагается сделать вывод в форме устного выступления о взаимосвязи
и взаимовлиянии природы, науки, технологии и экологии.
Домашнее задание: подготовить сообщение и презентацию по теме урока с
обязательным использованием опорных и ключевых слов, выписанных в течение лекции,
Интернета и дополнительной литературы.
Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)
Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)
Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)
Урок по химии "Переработка нефти" (10 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.