Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.
Оценка 4.9

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
07.06.2019
Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.
познакомить учащихся со щелочными металлами и галогенами.рассмотреть положение щелочных металлов и галогенов в Периодической Системе Д.И. Менделеева; рассмотреть строение их атомов и характерные степени окисления; изучить биологическую роль щелочных металлов, галогенов и их соединений. развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тема урок2 МОЕГО УРОКАi- hgfd.docx
Тема урока:  Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые  вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их  соединений. Цель урока:  познакомить учащихся со щелочными металлами и галогенами. Задачи урока: Образовательные: рассмотреть положение щелочных металлов и галогенов в Периодической  Системе Д.И. Менделеева; рассмотреть строение их атомов и характерные степени окисления; изучить биологическую роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.  Образовательные:  создать условия для формирования общих понятий и знаний о  месторасположении галогенов в периодической системе химических  элементов, их строении, применении, валентности и различии свойств  семейства галогенов. Развивающие:  развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать  информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы. Воспитательные:  воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких  нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность,  ответственное отношение к порученному делу: воспитать  культуру   умственного труда, развивать коммуникативные качества, развитие живого  воображения учеников, формирование у учащихся  позитивного отношения к  учебе и активной жизненной позиции.                                                                      Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный урок Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная  работа учащихся. Оснащение: компьютер,  диск “Виртуальная лаборатория по химии” Оборудование: коллекция щелочных металлов, коллекция применения  щелочных металлов. Ход урока: 1. Организационный момент.  2. Вводное слово. Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое  значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили  общие сведения о металлах: положение в периодической таблице,  особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к  изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых  активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам  необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на  предыдущих уроках. 3. Актуализация знаний. Беседа. Учитель:  ­ На какие две большие группы происходит деление химических элементов? Ученик: ­ На металлы и неметаллы Учитель: ­ Где находятся металлы в периодической системе Д.И. Менделеева. Ученик: ­ В периодической системе элементы – металлы расположены в начале всех  периодов, а также в четных рядах больших периодов побочных подгруппах.  Условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ,  отведенная от бора к астату. Металлы оказываются левее и ниже этой прямой, неметаллы – правее и выше, а элементы, находящиеся вблизи прямой, имеют  двойственную природу, их называют амфотерными.  Учитель: ­ Какие группы естественных семейств в периодической системе мы знаем? Ученик: – Мы знаем особые группы отдельных металлов: щелочные металлы, щелочно­ земельные металлы, редкоземельные металлы (иттрий, лантан и лантаноиды).  – Благородные металлы (серебро, золото и шесть платиновых металлов) .  Платиновые металлы (платиноиды, рутений, родий, палладий, осмий, иридий,  платина) металлы подгруппы алюминия. Учитель: – Каковы особенности строения атомов металлов? Ученик:  ­ Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо сними связаны. И  вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов –  это наличие на внешнем энергетическом уровне 1­3 электронов. Учитель: ­ Как особенности строения атома влияют на физические свойства? Ученик: ­ Характерные физические свойства металлов металлический блеск,  электрическая проводимость, теплопроводность, Связана с особенностью  строения кристаллических решеток атомов металлов. В узлах располагаются  атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством  обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу, эти электроны компенсируют силы электростатического  отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их,  обеспечивая устойчивость металлической решетки. Учитель: ­ Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства? Ученик: ­ Самое характерное химическое свойство всех металлов – их  восстановительная способность, т.е. способность атомов легко отдавать свои  внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Металлы не могут  быть окислителями, т. е. атомы металлов не могут присоединять к себе  электроны. Учитель: Тема нашего урока “Щелочные металлы”  Задачи нашего урока: Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические  свойства. Узнать о важнейших соединениях металлов.  Определить области применения этих соединений. ­ Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока? Ученик:  ­ Мы будем изучать положение щелочных металлов в периодической системе;  строение атома щелочных металлов, физические и химические свойства и  применение щелочных металлов. Учитель: ­ Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана.  Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.  Строение атома щелочных металлов.  Физические свойства.  Химические свойства.  Применение щелочных металлов.  Беседа. Учитель: Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для  ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И.  Менделеева . 1. .Перечислите щелочные металлы Ученик: ­ Это литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Учитель: 2. Почему данные металлы назвали щелочными? Ученик: ­ При взаимодействии с водой они образуют растворимые в воде основания –  щелочи. Учитель: 3. Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева ? Ученик: ­ Щелочные металлы – это элементы главной подгруппы первой группы  Периодической системы Д.И. Менделеева. Учитель: 4.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу? Ученик: ­ На внешнем энергетическом уровне атомы элементов содержат по одному  электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра. Учитель: 5.Почему данные металлы Д.И. Менделеев объединил в одну группу? Ученик: ­ Они легко отдают электроны, поэтому являются очень сильными  восстановителями. Во всех соединениях проявляют степень окисления +1. Учитель: ­ Просматриваем кадры виртуальной лаборатории, вы внимательно смотрите и готовите ответы на вопросы. (Кадры о положение в периодической системе и строение атома) Вопросы: Учитель:  ­ Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?  Ученик: ­ Щелочные металлы проявляют степень окисления + 1 Учитель: ­ Как изменяются восстановительные свойства щелочных металлов от лития к  цезию? Ученик: От лития к цезию восстановительные свойства усиливаются,  активный металл цезий. Это наиболее типичные представители металлов:  металлические свойства выражены у них особенно ярко. Учитель: ­ Сделаем вывод о строении атома щелочных металлов. Ученик: ­ Вывод: У щелочных металлов одинаковое количество электронов на  внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.  Учитель: Записать строение атомов щелочных металлов в тетрадь. Учитель:  Итак, мы рассмотрели положение щелочных металлов в периодической  системе, рассмотрели строение атомов щелочных металлов. № виды работы 1 Проработать ПСХЭ,  выбрать щелочные  металлы  Решить задачу: в сутки  человек съедает 5 грамм соли. Найти, сколько  человек съедает соли за  один год и за прожитые  полные ваши годы. Прочитать химическую  сказку «Хлорид  натрия». Вставить  пропущенные слова.  Составить уравнение  химической реакции. Ответить тест  «щелочные металлы и  галогены». Общие баллы: Оценки:  2 3 4 5 6 ответы баллы Правильный  ответ – 1 балл итого 6 баллов 2 балла 1 год – 1  балл, 13 ­ 1  балл, 14 ­ 1  балл. 8 баллов Одно слово –  1 балл,  уравнение – 3 балла. Правильный  ответ – 1 балл 14 баллов «5» «4» «3» «2» 30 баллов 25­30  20­24 12­19 1­11 № 1 виды работы Проработать ПСХЭ,  выбрать щелочные  металлы ответы 1.Литий  2.Натрий Калий Рубидий баллы Правильный  ответ – 1 балл итого 6 баллов Цезий Франций 2 3 4 5 6 Решить задачу: в сутки человек съедает 5  грамм соли. Найти,  сколько человек  съедает соли за один  год и за прожитые  полные ваши годы. Прочитать химическую сказку «Хлорид  натрия». Вставить  пропущенные слова.  Составить уравнение  химической реакции. Ответить тест  «щелочные металлы и  галогены». Общие баллы: Оценки:  2 балла 1 год – 1  балл, 13 ­ 1  балл, 14 ­ 1  балл. 8 баллов Одно слово –  1 балл,  уравнение – 3 балла. Правильный  ответ – 1 балл 14 баллов 30 баллов «5» Химическая сказка "Хлорид натрия"    В некотором царстве,  в некотором государстве, под названием  «Периодическая система», жили­были две семьи. Одно семейство звалось  «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и  даже, можно сказать, воевали. Отчего началась война, уже никто и не помнил.   В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько  богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как  распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому  Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто  2) и звались ______________, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому  прозвали их _______________ ­ грабители.    Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда  повстречались Na (Натрий) и Cl (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили  встречаться тайно.    Натрий жил в доме под номером 11 и мечтал подарить свой электрон  Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо­белый, с блеском, по  характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий.  О дружбе Натрия и Хлорины узнали их семейства. Натрий  заперли в сейфе, в банке под  керосином, а хлорину  запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала,  стала желто­ зеленого цвета.    Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить хлорину и  натрий от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий  плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и  это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как  встретиться на «амфотерной» территории (линия от Бора до Астата) и начать  переговоры.     Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой  электрон Хлорине и стал __________, а Хлорина взяла его электрон и  превратилась в _________. Связь между ними стала называться __________, а  союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много  полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые  условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в  названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль:  Соликамск, Соль­Илецк, Усолье, Зальцбург, Марсель (морская соль).    Задание: 1. Внимательно прочтите текст, вставьте пропущенные слова.  2. Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия.  Тест «Щелочные металлы и галогены». 1. к щелочным металлам относятся элементы: А) натрий  Б) алюминий В) кальций  Г) литий 2. самый активный среди щелочных металлов: А) калий Б) натрий В) литий Г) цезий 3. натрий хранят под слоем: А) керосина Б) воды В) песка Г) вазелина 4. Самый радиоактивный элемент: А) калий Б) натрий В) франций Г) цезий 5. к галогенам относятся элементы: А) фтор Б) хлор В) марганец Г) йод  6. какой галоген является самым активным окислителем: А) фтор Б) хлор В) марганец Г) йод 7. какая степень окисления характерна для всех галогенов: А) +7                  Б) ­1                            В) +5                              Г) +1 8. При недостатке, какого галоген возникает заболевание щитовидной железы: А) фтор Б) хлор В) марганец Г) йод 9. перечислите, какой элемент в галогенах, является жидкостью: А) фтор Б) хлор В) бром Г) йод 10. самый легкоплавкий щелочной металл: А) литий Б) хлор В) бром Г) йод Модельный ответ. 1. А, Б, Г. 2. В 3. А 4.  В 5. А. Б. Г. 6. А 7. Б 8. Г 9. В 10. А

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.

Урок по химии "Щелочные металлы и галогены: химические элементы и простые вещества. Биологическая роль щелочных металлов, галогенов и их соединений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.