Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты
Оценка 4.6

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
информатика +1
6 кл
03.03.2018
Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты
Данная разработка предназначена для проведения урока по теме "Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты". Урок ознакомления с новым материалом с выполнением практической работы, сопровождается презентацией, на уроке используем словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский методы. Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная.
открытый урок 14 Определение понятия.doc
Урок № 14    класс________________________ дата _______________ Тема урока: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем  графические объекты Цели и задачи  урока:  образовательные – уметь давать понятиям определения,  познакомить с  приёмом построения определений; развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся;  развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически  мыслить; воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование  общекультурных компетентностей обучающихся. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с выполнением практической работы. Методы: словесный, словесно­наглядный, частично поисково­ исследовательский. Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос,  работа в парах, индивидуальная. Оборудование: проектор, компьютеры. Дидактический   материал:  презентация   «Определение   понятия»,     файл   с заготовками для выполнения практического задания. 1. Организационный момент.  Ход урока. Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на  работу.  Сегодня я хочу начать наш урок словами: Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким.  Г.Уордстворд.    Слайд 1 2. Актуализация ранее изученного материала.  Продолжая  изучать тему «Понятия как форма мышления», сегодня на уроке мы  будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:  ­ Что такое понятие?  ­ Какие признаки объекта считаются существенными?  ­ С помощью чего представляют отношения между понятиями? Работа с презентацией – слайд 2 – 4. 2. Изучение новой темы.  Работа с презентацией – слайд 5 – 6.  ­ Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.  Работа с презентацией – слайд 7  Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать  основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно  быть недосказанностей. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые  отражают содержание понятия. Для правильного формирования понятия  используют три основные категории: Видовое понятие , родовое понятие ,  видовое отличие. Работа с презентацией – слайд 8 Видовое понятие – это  понятие которое надо определить, как правило является  частью родового понятия. Видовое отличие – это  признак , который принадлежит только данному  понятию. Родовое понятие – это  объединяющие и определяющие основные признаки  понятия, которое необходимо определить. Составим схему с помощью которой будем формировать понятия. Работа с презентацией – слайд 9­10 Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое  отличие. Запишите в тетрадь следующую схему  Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым. Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим. Рассмотрим примеры: Работа с презентацией – слайд 11­12 Запишите в тетрадь пример определения понятия: 1. Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения,  хранения, преобразования, передачи и использования информации. Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно  выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2),  видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы. Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие.  Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования  информации (3) – видовое отличие. Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей  проверкой: 2. Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения  информации или решения задачи. Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие.  Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) –  видовое отличие. Сформулируйте понятие и определите видовое понятие, родовое понятие,  видовое отличие:  Баскетбол – спортивная командная игра, в  которой игроки стараются забросить мяч в  корзину.  Баскетбол – видовое понятие.                                    Спортивная командная игра – родовое понятие. Игроки стараются забросить мяч в корзину –  видовое отличие.  Удав – большая хищная змея  тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении.                     Удав – видовое понятие.                            Большая хищная змея – родовое  понятие.                                                       Обычно обвивающая свою жертву при  нападении – видовое отличие.  Книга – произведение печати в виде переплетных  листов с каким­нибудь текстом. Книга – видовое  понятие.                                                                         Произведение печати – родовое понятие.                  В виде переплетных листов с каким­нибудь  текстом – видовое отличие.  При составлении определений следует избегать логических ошибок.  Рассмотрим предложение:  «Компьютер — это помощник человека при работе с информацией».  Можно ли считать это предложение определением? (Нет, так как иначе  компьютером можно считать любого человека, помогающего вам работать с  информацией).  Верным будет следующее определение: «Компьютер — универсальное  электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и  передачи информации». Итак, при построении определения можно выделить два этапа: Работа с презентацией – слайд 13 первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему  родовое понятие; второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака,  отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду. Работа с презентацией – слайд 14 1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и  определяющее понятия должны иметь одинаковый объем). Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое  определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия).  Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета. 2. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее  понятие повторяет определяемое – «тавтология»). Пример: Информатика – наука об информатике. 3. Определение не должно быть отрицательным. Пример: Информатика – это не математика. 4. Определение не должно быть противоречивым. Пример: Информатика – это молодая и древняя наука. Вывод.  Определение понятия – это перечисление всех существенных  признаков объекта в связном предложении.  Работа с презентацией – слайд 15 Физкультминутка – снятие напряжения с плечевого и шейного отделов  позвоночника. 3. Выполнение практического задания на компьютере. Работа с презентацией – слайд 16 Перед тем как перейти к выполнению практической работы повторяем  правила по ТБ Ученики садятся за компьютеры, выполняют задание, через 10 минут после  начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с  учащимися упражнение для глаз. 4. Закрепление материала урока (работа в парах) Тест 1. Выберите видовое понятие a) тушит пожары b) 2. Выберите родовое понятие a) человек b) человек учитель c) c) пожарник учит детей 3. Выберите видовое отличие a) компьютер  b) обрабатывает, хранит и передает информацию c) универсальное электронное устройство 4. Что составляет содержание понятия? a) все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные  в понятии b) множество объектов, каждому из которых присущи признаки,  составляющие содержание понятия  c) синонимы данного понятия  5. Что составляет объем понятия? a) все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в  понятии b) синонимы данного понятия  c) множество объектов, каждому из которых присущи признаки,  составляющие содержание понятия  совместная проверка. 6. Домашнее задание.  1. Учебник § 2.3, с. 51­53. 2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и  видовое отличие. 7. Подведение итогов урока и рефлексия. Выставление оценок. МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» Материалы  учителя информатики и ИКТ Иевлевой Натальи Константиновны 12.12.2018 Приложение 1 Презентация «Определение понятия» Литература 1. http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Informatika­5­7­klass/023­23.html 2. https://znanio.ru/media/uroki_informatiki_v_5_7_klassah_metodicheskoe_posobi e__l_l_bosova_a_yu_bosova___m_binom_laboratoriya_znanij_2007___338_s_il­ 45955/55265 3. http://docplayer.ru/28516655­Bosova­lyudmila­leonidovna­celi­soderzhanie­i­ metodika­prepodavaniya­kursa­informatiki­v­5­7­klassah.html 4. http://easyen.ru/load/informatika/6_klass/urok_13_opredelenie_ponjatija/115­1­ 5. https://nsportal.ru/shkola/informatika­i­ikt/library/2012/08/01/urok­informatiki­ 6. https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/otkrytyi­urok­po­informatikie­v­6­ 0­21589 v­6­klasse­na­temu­opredelenie klassie­opriedielieniie­poniatiia

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты

Урок по информатике 6 класс на тему: Определение понятия. Практическая работа № 6. Конструируем графические объекты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018