М-6 |
Тема: Модуль числа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Изучить понятие модуля числа и закрепить его при решении упражнений, ввести понятие рациональные числа; развитие внимания, логического мышления, аргументированной математической речи; поддержание интереса к предмету, воспитание доброжелательности, толерантности, объективности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учения |
Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. На каждом уроке вы, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Сегодня, согласно словам ученого К.Э. Циолковского, вы откроете то, что известно многим. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики, но и при изучении нового курса, который называется алгебра. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний |
Приучайтесь думать точно, Все исследуйте до дна! Вместо точек на листочке Цифра верная нужна. Я подсказывать не буду Никаких её примет. Но одна и та же всюду Даст нам правильный ответ. Решить № Среди чисел –(-7); -3; ; -7; 3; ; ; ; 0 укажите пары противоположных чисел; Какие числа называются противоположными? Каким будет число, противоположное положительному числу? Отрицательному? Какое число противоположно самому себе? Сколько противоположных чисел имеет данное число?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
А сейчас я расскажу вам сказку, вы послушайте и постарайтесь услышать слово, еще незнакомое вам. На числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительное, отрицательное и Нуль. Он встал и стал держать речь: «Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отметить, хотя, может быть, это и не скромно, что от меня идет счет, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня находятся положительные числа, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные. В жизни плохо быть отрицательным, но нам, в математике, часто не получить без них положительный ответ. Всякого одобрения заслуживает МОДУЛЬ, который всегда неотрицательный». Сидят числа и раздумывают: как понимать оценку Нуля? Какое новое слово вы услышали (модуль). А что такое модуль числа мы узнаем на сегодняшнем уроке Начертите координатную прямую. Какие три условия необходимы для ее изображения? (Точка отсчета, единичный отрезок, направление). Отметьте на ней точку А(5) и точку В, имеющую противоположную координату. Какую координату имеет точка В? (-5). Измерьте расстояния ОА и ОВ в единичных отрезках. Что можно о них сказать? (эти расстояния равны).
-5 -1 0 1 5
В О А
Итак, расстояния от точки, изображающей это число на координатной прямой до нуля (в единичных отрезках) – начала отсчета – называется модулем числа. Модуль числа 5 равен 5, так как точка А(5) удалена от начала отсчета на 5 единичных отрезков. Пишут: Модуль числа -5 равен 5, так как точка В(-5) удалена от начала отсчета на 5 единичных отрезков. Пишут: Модуль числа 0 (нуль) равен 0 (нулю), так как точка с координатой 0 совпадает с началом отсчета, т.е. удалена от нее на 0 единичных отрезков. Пишут: Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного – противоположному числу.
Противоположные числа имеют равные модули: Давайте запишем эту формулу в тетрадь. Как можно назвать числа а и –а? (противоположные) Какой можно сделать вывод о модулях противоположных чисел? (модули противоположных чисел равны) А чему равен модуль числа 0 (нуль)? (0) На рисунке найдите пары точек, имеющие противоположные координаты. М А В О С D К - 4 -3 - 2 -1 0 1 2 3 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
У каждого из вас есть карточка с числом
По команде поднимаются только те, у кого в руках числа, модуль которых равен 12; 66; 15; 7; 19; 0, 13, 28, 6, 14, 2, 55. Какое число осталось без пары?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение примеров |
Я показываю карточку, а вы через запятую записываете в тетрадь, чему равен модуль данного числа (один человек у доски)
; ; ; ;;;
(8; 1,3; 5,2; ; ; 42; 0) Посмотрите на числа, которые вы записали, что в них общего? (нет отрицательных) Итак, модуль любого числа неотрицательный. Даны равенства: а) б) в) ) Проверьте равенства. Если есть ошибка, то исправьте ее и прочитайте равенство, используя слова «модуль» и «расстояние».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
Найдите значение выражения:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение примеров из учебника |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
С каким новым математическим понятием вы познакомились? Что вы теперь можете сказать о модуле числа? Чему равен модуль положительного числа? Отрицательного числа; нуля? Какое значение может принимать число а, если ? а) Задумано отрицательное число, модуль которого равен 3. Какое число задумано? б) Задумано положительное число, модуль которого равен 7. Какое число задумано? в) Задумано положительное число, модуль которого совпадет с модулем числа — 4. Какое число задумано? Вспомните, какие числа называются противоположными. Сформулируйте это, используя слово «модуль». Вернемся к словам К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. Я надеюсь, что знания, полученные в школе, помогут вам в будущем, не только постичь то, что известно некоторым, но и то, что неизвестно никому!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.