Разработка урока по информатике в 8 классе с использованием ЭУМК
в рамках системнодеятельностного подхода
Предмет: информатика
Класс: 8,
Авторы учебника «Информатика» (ФГОС): И.Г. Семакин и др.
Тема урока: Системы счисления. Двоичная система счисления.(§16)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Систематизация и расширение знаний обучающихся о двоичной системе
счисления.
Предметные: навыки перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и
двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения пользоваться приложением
калькулятор при переводе чисел из одной системы счисления в другую и обратно.
Метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как
знаковую систему;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач
Личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных
информационных технологий. Личностные
формирование ответственного отношения
к учению на основе мотивации к обучению
и познанию;
формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
формирование коммуникативной
компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе учебной
деятельности;
понимание роли фундаментальных знаний
как основы современных
информационных технологий.
Предметные
знать: определения:
системы счисления,
алгоритм перевода числа
из десятичной системы
счисления в двоичную,
применение двоичной
системы в жизни;
Понимать: как
осуществлять перевод
чисел между двоичной и
десятичной системами
счисления.
уметь: переводить числа
из десятичной системы
счисления в двоичную и
обратно.
Планируемые образовательные результаты
Коммуникативные
Умение формулировать
собственное мнение и
позицию.
Осознанное построение
речевых высказываний.
Восприятие
выступлений учащихся.
Участие в обсуждении
содержания материала.
Взаимоконтроль,
взаимопроверка,
распределение
обязанностей в группе.
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками –
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
Регулятивные
умение определять
понятия, создавать
обобщения,
классифицировать,
строить рассуждение,
умозаключение и
делать выводы;
умение анализировать
любую позиционную
систему счисления как
знаковую;
умение создавать,
применять различные
продукты для решения
учебной задачи;
умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности её
решения;
развитие ИКТ–
компетенции.
самоконтроля и
самооценки, осознание
качества и уровня
усвоения.
Приёмы само
регуляции
Метапредметные
Познавательные
Сравнение,
обобщение,
конкретизация,
анализ;
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; поиск и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
Умение
структурировать
знания; умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
форме; рефлексия
способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности. Технологическая карта урока
Технология
проведения
Осуществляемая
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
Формируемые УУД
I. Мотивация
Самоопределение к
учебной
деятельности.
(1 мин)
Цели:
выработка
на
личностно значимом
уровне внутренней
готовности
выполнения
нормативных
требований учебной
деятельности.
II. Актуализация
знаний. (4 мин)
Цели:
подготовка
мышления
учащихся,
проверка
домашнего задания
Эмоционально
настраиваются на
работу
Мотивирует класс к активной
деятельности на уроке
(Презентация: слайд 12)
Психологическая
готовность
учащихся к уроку,
создание
благоприятного
микроклимата
Демонстрируют
выполненные
упражнения, задают
вопросы, уточняют
свои ответы
Осуществляется
визуальная проверка
Контролирует выполнение учащимися
заданий
Форма контроля: наблюдение,
взаимоконтроль.
(Презентация: слайд 3 и 4)
Выполнение задания на
листках с взаимной проверкой
(Приложение 1);
Повторение
понятия
«непозиционных и
позиционных
систем счисления»
Личностные:
формирование
ответственного
отношения к учению
на основе мотивации
к обучению и
познанию;
Регулятивные:
Прогнозирование
своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные:
формирование
коммуникативной
компетентности в
общении и
сотрудничестве со
сверстниками и
взрослыми в процессе
учебной
деятельности;
Регулятивные:
умение оценивать
правильность
выполнения учебной III. Целеполагание.
(4 мин)
Цели:
определить цели и
задачи урока, дать
установку на
пошаговую работу.
Учащиеся: смотрят,
воспринимают,
анализируют и
определяют тему и
цель урока.
Учитель направляет действия
учащихся, ведёт диалог, ставит
вопросы:
Показ презентации (слайд 4),
просмотрев которую учащиеся
формулируют тему урока.
Как вы думаете, какова цель нашего
урока?
Решите задачу:
Мартышка висит на
хвосте и жует бананы. В
каждой руке по 101 банану,
а в каждой ноге – на 1
банан больше, чем в руке.
Сколько
у
мартышки?
бананов
Учащиеся осознают
возможность
самореализации,
учатся строить
определенную
картину своих
действий на уроке.
задачи, собственные
возможности её
решения;
Коммуникативный:
Взаимоконтроль,
взаимопроверка.
Познавательные:
Сравнение,
обобщение,
конкретизация,
анализ;
Личностные:
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку, его
мнению;
Познавательные:
Сравнение,
обобщение,
конкретизация,
анализ;
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели;
Регулятивные:
строить
рассуждение,
умозаключение
делать выводы;
Коммуникативные:
Умение
формулировать
собственное мнение и
позицию.
и
и Учащиеся учатся:
1. пользоваться
алгоритмом записи
в развернутом виде
числа
2. выполнять запись
чисел в развернутом
виде.
Учащиеся
закрепляют знания
при переводе чисел
в двоичную систему
счисления и
обратно
Изучение
материала,
Поиск и выделение
необходимой
информации,
Вступают в диалог с
учителем
IV. Открытие
новых знаний
(6 мин)
Цели:
Первичное
восприятие
учащимися общего
представления о
свернутой и
развернутой записи
числа
Предлагает ученикам выполнить
задание, используя ФЦИОР «Записать
в развернутом виде числа:
1) А2 =10110;
2) А8 = 25341;
3) А16 = 2A3F.
(http://fcior.edu.ru/card/6370/predstavleni
echislovoyinformaciispomoshyu
sistemschisleniyaalfavitbazis
osnovaniesvernutaya.html)
Вступление в диалог
с учителем,
Умение работать в
парах
взаимопроверка,
V. Первичная
проверка
понимания.
Выполнение
задания в рабочей
тетради.
(10 мин)
Цель:
Закрепление
понимания нового
материала.
Знакомит учащихся с правилами
перевода чисел в двоичную систему
счисления и обратно.
Организовывает работу класса и следит
за правильностью выполнения задания
учащимися в опорных конспектах и у
доски.
1) Переведите число 2710 в «2»
систему счисления.
2) Переведите число 110012 в «10»
систему счисления.
3) Переведите число 0, 625 в «2»
систему счисления
Переведите число 13,2510 в «2» систему
счисления
Выполняют задание на
Регулятивный:
умение
анализировать любую
позиционную систему
счисления
как
знаковую;
Коммуникативный:
Взаимоконтроль,
взаимопроверка,
распределение
обязанностей в
группе.
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
применение методов
Регулятивные:
умение
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности
её
решения;
Познавательные:
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной
информации
Коммуникативные:
Умение
формулировать
собственное мнение и
позицию.
оценивать
и перевод чисел.
Просмотр
видеоролика
физкультминуткой.
с
Учитель показывает движения
физкультминутки.
Учащиеся слушают текст и
выполняют движения.
Учащиеся работают
за компьютером.
Работают с
калькулятором
Организует практическую работу
учеников за компьютерами.
Напоминает правила ТБ и поведения во
время работы за компьютером.
Учитель предлагает учащимся сесть за
компьютеры и выполнить
практическую работу 11
Слушают и осмысляют
предстоящую работу.
Выполняют
практическое
задание на перевод чисел с
помощью калькулятора.
Выполнить
работу 11 (Приложение 2).
практическую
Учащиеся научатся
снимать
напряжение для
дальнейшей работы.
Учащиеся учатся
работать с
калькулятором
VI.
Физкультминутка
(2 мин)
Цель: снятие
напряжения
VII.
Контролирующее
задание.
Первичное
закрепление
(практика).
(10 мин)
Цель:
Компьютерный
практикум:
приобретение
необходимых
навыков работы с
калькулятором в
режиме
«Инженерный».
VIII. Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
(3 мин)
Проведение анализа
(самоанализа) и
оценка качества
Учащиеся
отмечают, что у них
получилось и что
можно было бы
сделать лучше.
Организовывает подведение итогов.
Даёт оценку качества работы класса и
отдельных учащихся.
Оценки: «5» 1012, «4»1002
Рефлексируют, анализируют
что вспомнили, что узнали,
какие умения и навыки
приобрели и закрепили.
Формирование
навыка самооценки
Результат
взаимодействия:
осознание пользы от
урока.
Личностный:
понимание роли
фундаментальных
знаний как основы
современных
информационных
технологий.
Познавательные:
умение
структурировать
знания
Регулятивные:
развитие ИКТ–
компетенции.
самоконтроля и
самооценки,
осознание качества и
уровня усвоения.
Коммуникативные:
Задавать вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничество с
учителем
Познавательные:
рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса
и
результатов
деятельности. деятельности
учащихся на уроке.
X. Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по его
выполнению
(5 мин)
Обеспечить
понимание
учащимися цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания.
Записывают
домашнее задание.
Объясняет домашнее задание.
§16
Приложение 2
Учащиеся
понимают, как
осуществлять
перевод чисел
между двоичной и
десятичной
системами
счисления.
оценивать
Регулятивные:
умение
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности
её
решения
Коммуникативные.
Осознанное
построение речевых
высказываний.
Познавательные:
Сравнение,
обобщение,
конкретизация,
анализ
Регулятивные:
умение
анализировать любую
позиционную систему
счисления как
знаковую; ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуализация знаний.
1. Заполните таблицу, записав в десятичной системе счисления числа, соответствующие числам,
записанным в римской системе счисления.
2. Римские цифры легко изобразить, используя палочки или спички. Ниже изображено несколько
неверных равенств. Как можно получить из них верные равенства, если разрешается
переложить с одного места на другое только одну спичку (палочку)? ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Практическая работа №11.
I. Перевести число 523 с помощью приложения Калькулятор в двоичную, восьмеричную,
шестнадцатеричную системы счисления.
1. Открыть приложение Калькулятор (Вид Инженерный или Программист)
2. Ввести целое десятичное число 523.
3. Перевести это число в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
Полученные данные записать в тетрадь:
II. Перевести с помощью Калькулятора следующие числа: 1435218, 1001012, 14АВ1116, 1011102,
12578, 9В316, в десятичную систему счисления, полученные данные запишите в тетрадь
III. Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу:
Dec
Oct
Bin
Hex
1011
1011
Dec
Oct
Bin
Hex
1011
1011 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Домашнее задание
1 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
1. Запишите числа в развёрнутом виде.
2. Переведите следующие числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления.
а) 3410 б) 32110 в) 20110
3. Запишите следующие числа в десятичной системе счисления?
a) 110011 2
b) 35 8
c) 1В 1 6
d) 34 8
e) 1100111101 2
f) 1АВС 1 6
g) 766 8
2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
1. Запишите в свернутой форме следующие числа
a) А10 = 9*101+1*100+5*101+3*102
b) А16 = А*161+1*160+7*161+5*162
2. Сравните числа. 3. Самостоятельно изучить метод разностей и выполнить перевод следующих чисел методом
разности и известным вам способом.
а) 34610 б) 82110 в) 90310
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Урок по информатике "Система счисления. Двоичная система счисления" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.