1. Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем.
2. Познакомить с символами и эмблемами, существующими в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Оборудование и материалы:
1. Схемы-таблицы с изображением знаков-символов (дорожные знаки; профессиональные знаки различия; военная символика и т. п.).
2. Плакаты по охране труда, содержащие символы.
3. Этикетки – символы на одежде, символы фирмы, торговой марки и т. п.
4. Олимпийская символика.
5. Художественные материалы.ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ,
ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ
Цели:
ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ,
ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ
Цели:
1. Продолжить формирование понятия о символическом характере
декоративного искусства на примере эмблем.
2. Познакомить с символами и эмблемами, существующими в нашем
обществе, сферами их применения, значением их элементов.
3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно
эстетическое отношение к миру и искусству.
4. Развивать ассоциативнообразное мышление, фантазию, навыки работы с
художественными материалами.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Схемытаблицы с изображением знаковсимволов (дорожные знаки;
профессиональные знаки различия; военная символика и т. п.).
2. Плакаты по охране труда, содержащие символы.
3. Этикетки – символы на одежде, символы фирмы, торговой марки и т. п.
4. Олимпийская символика.
5. Художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.
2. Постановка художественной задачи.
3. Выставка и анализ работ.
Ход урока
Б е с е д а .
У ч и т е л ь . На прошлом уроке мы с вами говорили о гербах. С понятием
герб очень тесно связано понятие эмблема. Эмблема – это условное
символическое изображение какихлибо понятий, идей и т. д. Их появление
относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением
письменности.
Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Рисунки
пиктограммы, рисункисимволы служили для передачи сообщения,
информации.
В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о
легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о
Гайавате».Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей выращивать хлеб,
строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать потомкам, Гайавата
придумал письменность.
Вот как это было:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа.
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху, –
Знаком гнева и угрозы.
У ч и т е л ь . Встречаются ли в нашей современной жизни такие знаки
символы, которые заменяют слова и целые предложения?
Я просила вас подготовить и принести на урок примеры эмблем и
символических обозначений, с которыми мы встречаемся в современном
мире.
Вот какие значкипиктограммы придумали люди, чтобы обозначить
различные указатели.(Учитель демонстрирует плакат на доске.)
А что у вас?
(Ребята рассказывают о результатах своей поисковой работы.)П л а к а т ы п о п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.
Постановка художественной задачи.
У ч и т е л ь . Давайте и мы придумаем значки для наших школьных
кабинетов (Изобразительное искусство, Трудовое обучение, Столовая,
Спортзал, Бассейн) и др.
Выполнение задания.
Подведение итогов.
Выставка и защита работ.
Эмблемы предлагается использовать для украшения дверей кабинетов 1
сентября, когда по ним проходит экскурсия для первоклассников
«Знакомство со школой» («Школа, в которой я буду учиться»). Чтобыбудущие ученики постарались сами догадаться, какие науки они здесь будут
изучать, чем заниматься.
Работы учащихся
Кабинет ИЗО Кабинет биологии
Кабинет технологии
Кабинет музыки Кабинет зубного врача