Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске – контрастность, яркую декоративность; формировать навыки работы в материале, в конструировании; развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
карнавальные маски.docx
КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ
Цели и задачи: дать представление об истоках театра; дать понятие о
карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в
театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на
примерах усиление эмоционального состояния в маске – контрастность,
яркую декоративность; формировать навыки работы в материале, в
конструировании; развивать умение выстраивать последовательность
операций при выполнении творческой работы; осуществлять межпредметные
связи (ИЗО, литература, технология).
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учащихся – цветная бумага, ножницы,
клей (лучше ПВА), банка с водой, кисти, простой карандаш, резинка, линейка,
бумага белая, перья, ленты, мишура, пуговицы, пластилин, стеки,
водоэмульсионная краска для грунтовки поверхности маски: гуашь, кисти
(возможно гипс, глина).
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды карнавального действия, античных масок
народов Востока, Африки и т. д.; рисунки лиц (в виде схем), выражающие
эмоциональное состояние, характер персонажа; таблицы с изображением
цветов, животных, птиц; детские работы; работы театральных художников (Л.
Бакста и др.).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения А. Барто, З. Александровой,
фольклор.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
У ч и т е л ь. Новогодний праздник красив своей необычностью. С ним
связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети.
Вспомните и назовите:
– Каковы главные признаки новогоднего праздника?
– Над чем приходится потрудиться художникам, чтобы новогодний
карнавал состоялся?
Верно: все, чем нам дорог этот праздник, – плоды творчества художников
дизайнеров, которые придумывают все новые и новые игрушки, гирлянды. Это
художникимодельеры, которые создают эскизы костюмов для карнавала. Это
художникиконструкторы, превращающие эскизы в реальные вещи. И все, что
необходимо для праздника, можно выбрать на предпраздничной распродаже.
Л и т е р а т у р н о е с л о в о. ДЕД МОРОЗ
Шёл по лесу Дед Мороз
Мимо клёнов и берёз.
Мимо просек, мимо пней
Шел по лесу много дней.
На полянках тишина,
Светит полная луна!
Все деревья в серебре.
Звёзды пляшут на горе,
На пруду сверкает лед,
Наступает Новый год.
Маленькой ёлочке
Холодно зимой –
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.
Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых.
Бусы повесили,
Встали в хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
З. Александрова
В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слёз.
Он мне сказал, что Дед Мороз –
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал: – В него не верь!
Но тут сама открылась дверь,
И вдруг я вижу – входит дед.
Он с бородой, в тулуп одет,
В тулуп до самых пят!
Он говорит: – А ёлка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным мешком
Стоит, осыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
– Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! –
Я отвечаю: – Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
А. Барто
К о л я д к и:
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: – Христос родился.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!
С Рождеством Христовым! Открывайте сундучки! Доставайте пятачки!
У ч и т е л ь: В народе говорят: «Не все то радует, что покупается» и
«Своего дела чужим не заменишь».
– Поясните пословицы.
Действительно, праздник будет вдвойне радостным, если его подготовить
своими руками. Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – это
предварительный рисунок, по которому выполняется задуманное, «черновик»
художника.
Попробуйте придумать эскизы карнавальных костюмов, масок для себя
и своих товарищей. Но сначала рассмотрите, как это делают художники.
– В каком облике может предстать участник карнавала?
Костюм может передавать облик исторического героя. Он может
превратить человека в персонажа былины или сказки. А еще с помощью
карнавального костюма можно вдруг, как в сказке, преобразиться в цветок,
птицу или необычные предметы.
Через маску дети легче могут понять сущность театра – перевоплощение. В
современном театре играют без масок (в отличие, например, от
древнегреческого), но облик актера, образ конкретного героя передают
костюмом и гримом. (См. Приложения, рис. 56–66, 69–73.) Таким образом,
цель работы художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание
спектакля.
Демонстрируя различные маски с ярко выраженной эмоциональной
окраской, учитель обращает внимание учеников на их характеры: добрые и
злые, веселые и грустные. Целесообразно объяснить детям, какими
средствами достигается такая выразительность. В процессе этих уроков
ученики выполняют костюм (эскиз) и маски, выражающие конкретное
настроение через форму и цвет. (См. Приложения, рис. 75.)
III. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся.
З а д а н и е: конструирование выразительных острохарактерных масок.
В а р и а н т ы:
1) конструирование маски из бумаги (в размер лица) и дополнительных
материалов;
2) лепка маски из пластилина (или глины, гипса, теста соленого) с
последующей росписью, папьемаше. (См. Приложения, рис. 75.)
При наличии дополнительного урока имеет смысл использовать оба
варианта. На уроке 20 делаем эскиз костюма.
На уроке 21 – конструируем маску.
В случае если маска делается из бумаги и дополнительных материалов,
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы такова:
1) вырезаем маску на глаза, разворачиваем;
2) вырезаем нос, усы, рот из заготовок бумаги. Подклеиваем к первой
части;
3) вырезаем волосы, подклеиваем сверху. Загибаем на карандаш
нарезанные полоски, накручиваем их, формируем «кудряшки»;
4) вырезаем шапкуколпак; подкалываем ее сзади к «очкам»;
5) дополняем (украшаем) маску подручными материалами: перьями,
лентами, серпантином, фантиками, мишурой, пуговицами.
Если дети выполняют маску из пластилина, муки, глины, работа строится
на основе постепенного наращивания объема на нарисованный на картонке
подставке эскиз, затем делается грунтовка водоэмульсионной краской,
роспись гуашью, возможно покрытие лаком. (См. Приложения, рис. 77.)
IV. Итоги урока.
Экспрессвыставка (по возможности) из лучших работ.
Оценка работ.
Т р е б о в а н и я к р а б о т а м:
– соблюдение пропорций;
– работа над мелкими деталями;
– общая завершенность, выразительность;
– цветовое решение;
– аккуратное исполнение.
Домашнее задание: сделать другие варианты костюмов, масок, можно для
кукол.
К урокам 20–21 Рис. 75. Этапы изготовления карнавальной маски из папьемаше
Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
Урок по ИЗО " Карнавальные маски" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.