Урок по ИЗО "ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛИ" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с организацией внутреннего пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать навык конструирования из бумаги, графический навык; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление; воспитывать интерес к культуре и истории русского народа.Урок по ИЗО "ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛИ" 4 класс
Иконка файла материала Древний город и его жители.docx
ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛИ Цели   и   задачи:  познакомить   учащихся   с   организацией   внутреннего пространства города; дать представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; рассмотреть характер жилых построек; совершенствовать навык   конструирования   из   бумаги,   графический   навык;   учить   выделять средства   художественной   выразительности   в   произведениях   живописи; развивать   композиционное   мышление;   воспитывать   интерес   к   культуре   и истории русского народа. О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии  Донском»,  «Книжные  лавочки  на  Спасском  мосту в XVII в.». Л и т е р а т у р н ы й   р я д :  стихотворение Н. П. Кончаловской «Где теперь Москва­столица, жили раньше зверь да птица»; стихотворение М. Познанской. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. У ч и т е л ь . Прочитайте ребус и узнайте тему урока.  О т в е т : город Москва.  II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь . «С мала ключика студена потекла река, невелика начиналась матушка   Москва»,   –   пелось   в   старинной   песне.   Начиналась   Москва   с Боровицкого холма. Когда­то здесь был густой сосновый бор.  При   чтении   стихотворений   учитель   демонстрирует   изображения поселения древних славян на берегах реки Москвы. 1 ­ й   у ч е н и к .    Москва­река, тебе хвала! В веках ты видела немало.  Когда б ты говорить могла,  Ты многое бы рассказала.  Ты б рассказала нам о том,  Как люди начали селиться. За тыном – тын, за домом – дом.Росло на берегу твоем  Начало будущей столицы, Ты отражала в глади вод Тот первый Кремль и город новый,  Что строил русский наш народ  Под первою стеной сосновой… Вот этот первый городок На перекрестке всех дорог.  2 ­ й   у ч е н и к .    Читатель мой, бывал ли ты Н. П. Кончаловская На башне Университета? Видал ли с этой высоты Столицу нашу в час рассвета? Когда за дымкой голубой,  А в летний зной – совсем лиловой  Москва­река перед тобой Лежит серебряной подковой.  Все видно с высоты такой – Бульвары, площади и парки,  Мосты повисли над рекой,  Раскинув кружевные арки. 3 ­ й   у ч е н и к .    Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой,  Игрушечный Иван Великий,  На луковке его златой Играют солнечные блики… Давай займемся стариной! Представь себе, читатель мой,  Что там, где столько крыш вдали,  Огромный лес стоял когда­то,  Дубы могучие росли,  Шумели липы в три обхвата,  Полянки вместо площадей,  А вместо улиц – перелоги,  И стаи диких лебедей,  И рев медведицы в берлоге,  И на заре на водопой,  Где плещет свежесть ключевая,  Шли лоси узкою тропой,  Рогами сучья задевая… 4 ­ й   у ч е н и к .    Текла река в лесах, в лугах, Ладьи скользили по теченью,  А на высоких берегах Виднелись тут и там селенья.  Славянский люд в них проживалС девятого, быть может, века,  Тот люд Москвою называл  Глубокую, большую реку.  Природы щедрые дары Ценить уже умели люди.  Для них заботливо бобры. Вели хозяйство на запруде.  Для них копили пчелы мед,  Растила птиц трава густая, В глубинах москворецких вод  Икру метала рыбья стая.  5 ­ й   у ч е н и к .    Они пасли в лугах стада,  Пахали землю под пшеницу,  Купцам сбывали в города И лен, и воск, и мед, и птицу.  Из года в год богатый сбыт Мехам бобра, медвежьим шкурам.  Водой и сушей путь открыт В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.  Все это были города Руси лесистой и огромной. Столицей Киев был тогда, Была Москва деревней скромной. Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   А.   М.   Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском». Учащиеся   рассказывают   о   том,   какое   впечатление   производит произведение   А.   М.   Васнецова,   и   называют   средства   художественной выразительности.  У ч и т е л ь . Москва представляла собой грозную крепость, возведенную из больших белокаменных  блоков. Они были плотно пригнаны  друг к другу и скреплены  прочным известковым раствором. Башни  выступали  за  линию  стен,  так что  можно было  поражать  врага  под  самыми стенами. По специальным желобам защитники могли лить кипящую смолу, забрасывать врага большими камнями. Бойницы предназначались для стрельбы из лука. На площадках некоторых башен и в отверстиях больших круглых бойниц внутри башни впервые были установлены пушки, стрелявшие круглыми каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие. А.   М.   Васнецов   на   переднем   плане   картины   изобразил   две   башни   (круглую   и четырехугольную) и участок стены между ними. В башнях и стенах находятся бойницы, расположенные   в   несколько   рядов.   Верхняя   площадка   башни   ограждена   большими зубцами, которые скрывали воинов во время боя. От круглой башни к реке идет крепкий частокол из толстых заостренных бревен: это ряд наружных дополнительных укрепленийКремля. Вдали на заднем плане слева видны верхушки еще трех башен. Участок стены справа от круглой башни – граница будущей Красной площади. Художником   запечатлено   еще   не   завершенное   строительство.   На   башнях   – строительные леса. На верхней площадке круглой башни один из работников при помощи ворота поднимает наверх большие бревна. Они пойдут на покрытие башни. А. М. Васнецов представил Кремль с юга, со стороны Москвы­реки. На первом плане – много лодок под парусами. Это суда с товарами, приплывшими из разных концов Руси. На берегу   реки,   у   подножия   кремлевской   стены,   шла   оживленная   торговля.   Слева   видны крытые торговые ряды, там много людей, туда плывут суда с товарами. У стен Кремля вообще   очень   многолюдно.   Кроме   купцов   из   других   городов,   в   Москву   стекаются окрестные крестьяне, ремесленники, воины. Вскоре предстоят великие события – битва за освобождение от ненавистного ига татаро­монгольских ханов. Внутри   Кремля,   за   стеной,   расположены   деревянные   дома,   срубленные   из   толстых бревен. Это – терема, жилища князя, митрополита и ближних бояр. Внешне дом князя почти не отличается от других жилых домов. Каменных жилых помещений в Москве XIV в. еще не было. Из камня строились только оборонительные сооружения и церкви. Две из них показаны на картине. Ближе к центру – главная церковь в Москве – Успенский собор. На заднем   плане   справа   –   еще   одна   церковь.   Оба   собора   построены   в   характерном   для древнерусской   церковной   архитектуры   стиле:   шлемообразные   купола,   строгие   белые стены, отсутствие внешних украшений. Все это подчеркивало простоту, силу и величие, отражало рост народного самосознания накануне смертельной схватки с врагом. На картине Васнецова Кремль производит впечатление сурового и воинственного.  По указу Ивана III была освобождена от строений площадь за кремлевской стеной и рвом (теперь Красная площадь). На   ней   возник   московский   торг   –   главный   рынок   города.   Московские   купцы   и ремесленники   использовали   каждый   уголок   площади.   Даже   на  мосту   через   ров  стояли лавки, где продавались рукописные книги. Торговали и на плавучем мосту через Москву­ реку. К нему подходили корабли и прямо в лавки сгружали товары.  Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   А.   М.   Васнецова «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.». Учащиеся по картине рассказывают о том, как выглядит кремль, как идет торг, каков характер построек.  У ч и т е л ь . А сейчас мы отправимся в посад.  Посадом  в   глубокой   древности   называли   поселения   или   слободы, построенные вокруг Кремля. Посад обычно окружали стеной, валом или рвом. В случае нападения врагов жители посада сжигали свои дома, чтобы было видно продвижения неприятеля, а сами «отсиживались», как тогда говорили, в Кремле. При Иване IV посад состоял из трех частей: Китай­города, Белого и Земляного города. Здесь и были сосредоточены торговля и ремесло. Здесь же жили   торговцы   и   ремесленники:   гончары,   каменщики,   ямщики,   хамовники (ткачи), мясники, повара. Память об этих поселениях­слободах сохранилась в названиях улиц Кузнецкий Мост, Мясницкая, Тверская­Ямская, Поварская и др.Характер жилых построек в посаде древнерусского города соответствует сельскому деревянному дому с усадьбой.  Учащиеся повторяют движения за учителем.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а Как только солнышко взойдет,  Всю землю озаряя,  Нам сразу голос подает  Страна моя родная.  Звонят куранты в ранний час,  На башне луч играет,  Москва на зорьке всякий раз Привет нам посылает.  М. Познанская III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и я : 1)   индивидуальное   конструирование   каменных   палат   древнерусского города;  2) коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» (объемное   решение   в   пространстве)   из   индивидуально   изготовленных   на предыдущих   уроках   церквей,   колоколен,   крепостных   башен   и   каменных палат. Э т а п ы   р а б о т ы :а) вырезание из четырехгранной призмы силуэта крыльца. Для этого на одной   из   граней   намечается   рисунок   силуэта   крыльца,   затем   призма сжимается и по силуэту режутся сразу две грани. Работа ведется от общего к частному. После смены мест сжатия призмы вырезается силуэт на оставшихся ее двух гранях;  б)   вырезание   из   четырехгранной   призмы   меньшего   размера   верхней башенки (для этого призма сжимается и по намеченному силуэту режется снаружи,   затем   внутренняя   вырезанная   часть   каждой   грани   складывается вовнутрь или отрезается); в) конструирование шатровой крыши в виде четырехгранной пирамиды с разрезами у основания вдоль ребер (для этого ребра у основания немного подрезаются, затем нижние грани пирамиды складываются наружу); г) совмещение выполненных деталей в единую постройку.  Основная часть класса выполняет индивидуальные конструкции каменных палат.   Группа   «главных   художников»   работает   над   композицией   «Образ древнерусского города», используя ранее изготовленные конструкции.  Лучшие   работы   учащихся   по   конструированию   каменных   палат включаются в коллективное объемное изображение древнего города. IV. Итог урока.  Анализ работы.  Уборка рабочих мест.  Домашнее задание:  подобрать иллюстрации с изображением княжеской дружины.

Посмотрите также