Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
Оценка 4.7

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями; учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе; развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность; воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. Оборудование: методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; репродукции картин Рембрандта «Портрет старушки», П. Д. Корина «Портрет С. Т. Коненкова», М. В. Нестерова «Портрет скульптора В. И. Мухиной» и другие.ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК.docx
ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА Ц е л и : познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом   портрете,   его   особенностями;   учить   отражать   в   портрете индивидуальные   особенности,   характер   и   настроение   портретируемого, располагать   рисунок   на   листе;   развивать   навыки   изображения   головы человека,   наблюдательность;   воспитывать   интерес   к   изучению   личности каждого человека, уважение к людям; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. О б о р у д о в а н и е :   методические   таблицы   «Пропорции   человеческой фигуры», «Пропорции   лица»;   образцы   рисунков   головы   человека   в  разных ракурсах;   репродукции   картин   Рембрандта   «Портрет   старушки»,     П.   Д. Корина «Портрет  С. Т. Коненкова», М. В. Нестерова «Портрет скульптора В. И. Мухиной» и другие. Ход уроков I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь . Девизом многих русских художников могли бы стать слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасет мир. Многие из них сознательно ставили   себе   целью   преобразовать   с   помощью   искусства   внутренний   мир человека, сделать его гуманнее, значительнее, масштабней. Помните, как у Н. В.   Гоголя   в   «Портрете»   модный   живописец   Чертков   уже   приготовился отпустить   небрежное   замечание   перед   полотном   молодого   художника, вернувшегося в Петербург из Италии,… но застывает в восхищении. Замирают он и вся обычно шумная толпа в выставочном зале. Предлагаю и нам с вами некоторое   время   повосхищаться   портретной   живописью   великих   мастеров живописи. (Учитель   дает   время   (3–5   минут)   ознакомиться   с   репродукциями портретной  живописи, выставленными  на демонстрационном  стенде  и подобранными по своему усмотрению.) 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь . Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача:   вы   должны   научиться   отображать   в   портрете   его   индивидуальные особенности,   передавать   характер   и   настроение   портретируемого,   решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета. III. Изучение нового материала. 1. В в е д е н и е  в тему урока. У ч и т е л ь .   В   зависимости   от   своих   целей,   склада   характера   и мировоззрения,   общей   художественной   ситуации,   или,   иначе   говоря,   духа времени, мастер определяет и жанр своей работы, то есть ее направленность, ракурс подачи и раскрытия мысли и чувств. Вы знаете, что с давних пор в живописи   сложились   особые   жанры,   относительно   независимые,   локальные «области». Они ограничены определенным кругом тем и мотивов и отражают своеобразные стороны живописного ощущения мира. Какие жанры живописи вам известны? Что они изображают, выражают? Чем интересны портреты? Фотографический снимок тоже запечатлевает человека «моментально» и притом точно передает его внешний облик, – быть может, даже точнее, чем это сделает на портрете художник. И все­таки даже отличную фотографию трудно поставить в один ряд с живописным портретом, потому что аппарат снимает средствами техники, а художник – всей силой своего творчества. Он передает   не   только   внешнее   сходство,   он   раскрывает   внутренний   мир человека и непременно вносит в работу свое отношение к модели. Как называют человека, позирующего для портрета? Это личное отношение художника к модели всегда отражается в портрете, наполняет его дыханием жизни, делает особенно выразительным. Художник – не машина, а живой человек: одну модель он пишет с любовью, восхищаясь ею,   другую   –   с   гордостью   за   изображаемого   человека,   третью   –   с пренебрежением, даже с гневом. 2. С о о б щ е н и е  теоретических сведений о портрете. У ч и т е л ь . Картина с самого своего рождения включала в себя множество разнородных элементов. Изображение людей, архитектуры, природы, вещей – все   это   сливалось   в   единое   целое.   Но   со   временем   художники   начинают видеть красоту и выразительность отдельных фрагментов и частей, начинают понимать, что и сами по себе они могут быть интересны. Художник   сначала   робко,   а   потом   все   решительнее   изображает   на библейских алтарных картинах рядом со святыми и реальных, живых людей, которых он стремится запечатлеть предельно точно. Отвлеченный красивый цветной фон постепенно заменяет любовно написанным, милым его сердцу родным пейзажем. А то вдруг, как, например, Хуго ван дер Гус (1435/40– 1482), нидерландский мастер ХV столетия, в «Поклонении пастухов» прямо перед зрителем на первом плане возьмет и поместит сноп с колосьями, цветы в вазе и в стакане, написанные с невиданной прежде тонкостью и нежностью. Портрет был одним из самых ранних жанров живописи. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории. Удивительна выразительность «иконного» фаюмского портрета. Широко открытые глаза, как бы ворота души. Любовно, внимательно описывал облик человека итальянский портретист ХV века. Портреты позднего Рембрандта (1606–1669)   открывали   драму   внутренней   жизни   человека.   Мудрое спокойствие   сквозило   в   портретах   Веласкеса,   портреты   Эль   Греко   (1541– 1614)   были   нервны   и   напряженны   при   их   подчеркнутом   благородстве. Скованность и застылость вместе с привлекающей наивностью и цельностью русских портретов петровской эпохи сменялись таинственностью портретов Ф. Рокотова (1735–1808). Портрет учил понимать себя и других, понимать особость и ценность каждого человека. Портрет требовал от художника не только   уверенности   руки,   но   и   глубины   анализа   человеческих   чувств   и характера. Художник   прежде   всего   выясняет   свое   отношение   к   личности портретируемого. В зависимости от этого он пишет портрет либо как историю жизни   человека   и   его   чувств,   либо   портрет,   исполненный   им,   сугубо конкретен,  предельно точен, либо  это  просто­напросто  внешне эффектный парадный портрет, красивая лесть. Портрет   может   быть   и   обобщенным,   выражать   скорее   какой­нибудь социальный тип, нежели конкретную индивидуальность. В портрете, как в никаком другом жанре живописи, важно умение угадать характер,   «проявить»   движение   чувств.   Оттого   так   и   притягивают   нас автопортреты   художников.   Здесь   мастер   пишет,   не   считаясь   со   всякими внешними обстоятельствами. Автопортрет – как бы его исповедь. В Голландии в ХVII столетии художники любили писать на одном холсте сразу   нескольких   людей,   скажем,   всех   членов   какой­нибудь   ремесленной цеховой гильдии, так называемые групповые портреты. Художник,   рассказывая   о   других   людях,   всегда   очень   индивидуально воспринимает их жизнь, их судьбу. В этом плане парадокс в том, что все произведения   художника – по  сути, его  автопортрет. Мы всегда  ощущаем «субъективность» портрета. В ней есть особая притягательная сила… 3.  И л л ю с т р а т и в н ы й   р а с с к а з   о   портретах   Рембрандта,   В.   М. Нестерова, И. Е. Репина и П. Д. Корина. У ч и т е л ь . Когда художник сумел справиться с построением головы, он ставит   перед   собой   более   сложную   задачу   –   выявление   характера   и особенностей   формы,   выражающих   и   внешний   облик,   и   внутреннее содержание человека. После того как вы путем серьезной и вдумчивой работы над рисунком и этюдами приобрели достаточный опыт в изображении головы человека, можно попробовать свои силы и в работе над портретом. При этом нужно  иметь в виду следующее:  внешнего сходства, внешней характеристики недостаточно; необходимо передать особенности внутреннего мира портретируемого, то есть не только скопировать внешние черты, но и заглянуть в глубь его души, как говорится, «прочитать» содержание человека, показать богатое и многостороннее представление о его характере. Изумительным портретистом такого рода является Рембрандт. Художник может   передать   в   портрете   одну   какую­либо   черту   характера портретируемого, но с такой силой и полнотой, что и одна эта черта раскроет образ человека, его профессию и даже расскажет о времени, когда жил этот человек. Посмотрите, к примеру, на картину Рембрандта «Портрет старушки». Что вы можете рассказать о героине портрета? (Ответы учащихся.) Художника П. Д. Корина в портрете С. Т. Коненкова взволновала идея творческого размышления, активной творческой работы мысли вдохновенного русского скульптора. Эту свою идею Корину удалось решить очень сильно и ярко. Старейший   художник   Михаил   Васильевич   Нестеров   вовсе   не   собирался писать   портрет   скульптора   Мухиной.   Он   даже   не   был   знаком   с   Верой Игнатьевной,   а   только   знал   ее   работы.   Особенно   восхищала   его   статуя рабочего и колхозницы, созданная Мухиной в 1937 году. Художник не знал еще скульптора, еще не видел ее ни разу, но творчество Мухиной   было   ему   понятно   и   дорого.   И   вот   –   в   гостях,   случайно,   –   он встречается   лицом   к   лицу   с   Верой   Игнатьевной.   Он   чувствует   сильное пожатие руки, видит энергичные движения, суровую складку на лбу. Ему уже хочется написать эту подвижную, умную и талантливую женщину. Но как ее написать?   Он   еще   так   мало   знает   Мухину:   он   видел   ее   работы,   он   бегло знаком   с   внешним   обликом   скульптора.   Этого   еще   недостаточно,   чтобы написать портрет. Нестеров   приглашает   Мухину   в   свою   мастерскую.   Они   беседуют. Художник внимательно присматривается к своей гостье, а Вера Игнатьевна с увлечением, без умолку говорит – о театре, о живописи, о задачах искусства, о событиях последних дней. Ее кругозор так обширен. О чем бы ни говорил художник, – все принимает близко к сердцу. «Нет, – думает художник, – все это еще не то. Где, как и когда найти тот неповторимый момент, в котором сказалось   бы   все,   чем   живет,   чем   горит   этот   замечательный   человек! Непременно надо посмотреть ее за работой!» Они встречаются в мастерской Мухиной. Беседа не вяжется. – Вы делайте что­нибудь, а я посмотрю, – просит художник. – Вы чем работаете? – Где пальцем, где стекой… – Так начинайте. В эти дни Вера Игнатьевна заканчивала фигуру бога ветров Борея для памятника   героям­челюскинцам.   Она   принялась   поправлять   статую.   Тут прибавит,   там   сравняет…   Незаметно   для   себя   она   увлеклась   работой, движения ее стали быстрыми, уверенными, а глаза так впивались в глину. И вдруг глина стала оживать под ее сильными пальцами. «Так вот ты какая! – с восхищением следил за ней художник. – Ишь ты – так   и   нападает   на   глину.  Там   ударит,   там   ущипнет,   тут   поколотит.   Лицо горит. Тут уж не попадайся под руку!» Одухотворенное   творчеством,   лицо   Мухиной   стало   неузнаваемым.   В момент   работы,  в  момент   вдохновения   перед   художником   раскрылся   весь многогранный и деятельный характер скульптора. Такой   и   написал   Мухину   Михаил   Васильевич   –   увлеченную, стремительную и в то же время сдержанную в движениях. Она не позирует, не смотрит на зрителя: нахмурив брови, Мухина глядит на фигуру, летящую ей навстречу.   Она   вся   поглощена   работой.   В   этом   замечательном   портрете художнику   удалось   выразить   все:   и   жизнь,   и   творческую   биографию скульптора, и свое восхищение ее блестящим талантом, – выразить в одном неповторимом мгновении. Истинное   искусство   раскрывает   не   только   внешний   облик,   но   и   самую сущность   человека,   оценивает   его.   Художники   Репин,   Серов,   Кустодиев написали множество заказных портретов. Они прекрасны по живописи, но это не   парадная   галерея:   с   холстов   смотрят   на   вас   хитрые   царедворцы, самоуверенные   банкиры,   надменные   светские   дамы.   Они   написаны   с поразительным сходством и в то же время с большой обличающей силой. Эти работы художников являются ценнейшим и ярким художественным документом   эпохи.   Но   не   они,   а   совсем   другие   полотна   вызывают   наше сочувствие и глубокий живой интерес. Одновременно с заказными работами Илья Ефимович Репин создавал портреты своих выдающихся современников – писателей,   художников,   музыкантов.   Среди   них   выделяется   прекрасный портрет   собирателя   картин   русской   живописи   –   Павла   Михайловича Третьякова.   Этот   портрет,   после   смерти   Павла   Михайловича,   заказала художнику Третьяковская галерея. Репин близко знал и любил Третьякова. Даже писал его однажды. Это был настоящий друг художников. Каждый год, на исходе зимы, когда художники   заканчивали   свои   работы   к   весенним   выставкам,   на   улицах Москвы появлялись широкие, запряженные парой гнедых сани Третьякова. Он ехал   смотреть   картины,   и   художники   уже   с   нетерпением   ждали   его посещения. Легкий стук в дверь – и Павел Михайлович появился на пороге в длинной, до полу, шубе, в глубоких калошах, с покрытой инеем бородой. Сняв высокую меховую шапку, он трижды, по русскому обычаю, целовался с хозяином и тихим   голосом   просил   разрешения   посмотреть   картины.   Входил   в мастерскую. Говорил мало. Смотрел работы любовно, пристально. Отступал на шаг, снова смотрел – и все молчал. Потом благодарил. Иногда спрашивал, будто стесняясь: «Не уступите ли картину для галереи?» Это было большой радостью для художников. Знали: тонко чувствует и понимает   живопись   молчаливый   Третьяков,   и,   если   берет   картину   в   свою галерею, – значит, не напрасными были труды художника. Но как изобразить его? Только в галерее, только среди картин! Другого решения быть не могло. Так и написал его Репин. Спокойный, немного грустный, Третьяков стоит, скрестив на груди руки – это его любимая поза, – стоит, размышляя о судьбах русской живописи. А на заднем плане видны картины, собранные им в течение долгих лет и впоследствии подаренные народу. Глубокое   уважение   и   признательность   к   этому   скромному   и замечательному человеку вложил в свою работу Илья Ефимович Репин. IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь . Сегодня мы выполним рисунок­портрет с натуры. Приступая к рисунку, нужно позаботиться о расположении его на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, а также от сопровождающего окружения (фона, падающей тени и т. д.). Разместив на листе общую форму головы и уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу),   наметив   вспомогательные   линии,   определяющие   поворот   и   наклон, переходят   к   выявлению   основных   поверхностей,   ограничивающих   объем головы.   Нужно   легкой   светотенью   отделить   всю   лицевую   поверхность   от боковых, идущих к затылку. При помощи той же светотени намечаются более мелкие   формы,   лежащие   на   передней   поверхности   лица.   Парные   формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности. Иногда добросовестно выполненный рисунок производит впечатление вырезанного и наклеенного на бумагу.   Это   говорит   о   том,   что   рисующий,   нарисовав   голову,   пренебрег изображением окружающего пространства. Помните об этих основных рекомендациях при работе над портретом. 1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8–10 раз. 2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны. 3. Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук. V. Практическая работа. З а д а н и е   1­го  у р о к а .   Выполните   портретный   рисунок­набросок   с натуры (работа карандашом). З а д а н и е   2­го  у р о к а . Выполните портретный рисунок в цвете (работа красками). Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы;   3)   оказание   помощи   учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VI. Итог уроков. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь .   Каждый   из   вас,   пытливо   и   любовно   вглядываясь   в   натуру, определив свое видение и понимание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно, не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только   учитесь   постигать   язык,   приемы   и   средства   изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого. Домашняя   работа:  описать   внешность   и   особенности   характера полюбившегося   литературного   героя;   попробовать   изобразить   его   по представлению в рисунке­наброске карандашом.

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018