1. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
3. Формировать навыки работы с художественными материалами в технике аппликации.
4. Развивать творческую активность.
Оборудование и материалы:
1. Плакаты-таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз.
2. Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
3. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
4. Видеофильм «Подобные богам» из серии Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
5. Художественные материалы.Урок по ИЗО "ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА" 5 класс
ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА
Цели:
1. Сформировать представление об основных видах древнегреческих
ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.
2. Воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру, искусству,
истории культуры.
3. Формировать навыки работы с художественными материалами в технике
аппликации.
4. Развивать творческую активность.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Плакатытаблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз.
2. Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и
краснофигурных греческих ваз.
3. Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в
Эрмитаже».
4. Видеофильм «Подобные богам» из серии Государственный музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
5. Художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о декоративноприкладном искусстве Древней Греции на
примере истории греческих ваз.
2.
Особенности художественной росписи чернофигурных и
краснофигурных греческих ваз.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задачи.
5. Подведение итогов.
Ход урока
Просмотр видеофильма «Подобные богам» (7–10 мин.).
Б е с е д а .
У ч и т е л ь . Ребята! Посмотрев фильм, мы как будто совершили экскурсию
по одному из главных музеев России – Государственному музею
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Какие предметы декоративноприкладного искусства Древней Греции
сохранило время? (Ответы учащихся.) Конечно же – это знаменитые
античные вазы!
…Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почемуто не сразу.
«Подумаешь, вазы!» – подумали мы.
Другим были заняты наши умы.Сначала на них мы взглянули, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись…
И, может быть, час
никак не могли оторваться от ваз.
… То вазыгиганты,
то карликивазы,
и каждая ваза – с рисункомрассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил) …
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в когото.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Слова «сосуды», «посуда» на латинском – «вазы». В Древней Греции они
изготовлялись из обожженной глины.
Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» – глина)
сосудов.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого
разного назначения:Амфоры (остродонные сосуды)
для хранения оливкового масла и вина
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой
(неразбавленного вина греки не пили)Килики – изящные вазы для питья
Гидрии – сосуды для наливания водыЛекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла,
которые спортсмены прикрепляли к поясу.
Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.
Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний
В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием
специального состава, так называемого «черного лака».
Ваза с чернофигурной росписью
Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил
естественный цвет обожженной глины.
Ваза с краснофигурной росписьюЕсли же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины
(красноватокоричневый), такую роспись называли краснофигурной.
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной
жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за
пределами Греции.
К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них
разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось
склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском
черного лака.
Урок чтения. Справа сидит раб, провожавший ученика в школу
(рисунок на вазе)
Ахилл с телом Гектора
(рисунок на древнегреческой вазе)Урок музыки (рисунок на вазе)
Постановка художественной задачи.
У ч и т е л ь . Мы с вами сегодня тоже попробуем выполнить такую вазу.
Сначала мы выберем форму для будущей вазы.
Затем решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет
для ее украшения.
Подумайте, в какой технике (краснофигурной или чернофигурной) она будет
смотреться интереснее?
Для работы используйте технику аппликации. Цветовую палитру ограничьте до 2–3
цветов.
Выполнение задания.
Подведение итогов.
Экспрессвыставка «Античная керамика» с защитой работ. Ребята называют вазу, ее
назначение, объясняют выбранный сюжет росписи.