Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс
Оценка 5

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс
дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве; познакомить с выразительными средствами и правилами изображения; учить приемам работы карандашом; развивать навыки решения композиционных задач; воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, отечественная история). Оборудование: репродукции картин В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», В. М. Васнецова «Иван-царевич и Серый волк»; образец педагогического рисунка на тему «Этот фантастический мир».ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ.docx
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ Ц е л и :  дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника,   условности   и   правдоподобия   в   изобразительном   искусстве; познакомить с выразительными средствами и правилами изображения; учить приемам   работы   карандашом;   развивать   навыки   решения   композиционных задач;   воспитывать   художественный   вкус;   углублять   межпредметные   связи (изобразительное искусство, отечественная история). О б о р у д о в а н и е :   репродукции   картин   В.   И.   Сурикова   «Покорение Сибири Ермаком», В. М. Васнецова «Иван­царевич и Серый волк»; образец педагогического рисунка на тему «Этот фантастический мир». Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь . Чтобы по­настоящему понять и полюбить живопись, нам надо еще очень и очень много узнать и о картинах, и о художниках. 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. 3. С м а ч и в а н и е  красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Глядя   на   некоторые   картины   художников,   мы   не   можем сказать, реальность это или фантазия. Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова «Иван­царевич и серый волк». Какими выразительными средствами можно создать фантастический рисунок? (Ответы учащихся.) Попробуем разобраться в этом на сегодняшнем уроке. III. Изучение нового материала. А н а л и з  картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». У ч и т е л ь . Перед нами картина Василия Ивановича Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Обратите внимание на краски этого большого полотна. Картина написана в желтовато­коричневой гамме. Мы еще на всмотрелись в лица, фигуры, пейзаж, но сами тона уже напоминают о седой старине, о переплетах старинных книг из   телячьей   кожи,   о   пожелтевших   листах   пергамента,   на   которых   тонкой кисточкой выводил  свои «письмена» неторопливый  летописец, чуть трогая заглавные буквицы яркой киноварью. О   каком   же   событии   минувших   лет   рассказывает   нам   трудолюбивый художник? Не напрасно называют автора этой картины трудолюбивым. Для создания исторического полотна мало одного таланта. Нужны глубокие знания. Надо тщательно изучить далекое прошлое, чтобы не сделать ошибки ни в костюмах, ни   в   характере   героев.   Прочесть   множество   книг,   поговорить   с   людьми, знающими историю, а может быть, и побывать на местах, где развертывались события. Словом, «вжиться» в эпоху и представить ее себе так ясно, словно сам являешься современником и участником событий. Только тогда можно правдиво воскресить на холсте не только внешний облик героев, но и чувства, которые волновали, вели на подвиг. Припомните, с кем воевал атаман Ермак Тимофеевич. У ч е н и к и .  Он   воевал   с   татарами,  освободил   от   них   сибирские   земли. Орды  кочевников  вторглись в пределы  Сибири, настроили крепостей. Они совершали набеги на крестьянские поля, топтали их, уводили людей в полон. Лютой   ненавистью   ненавидел   народ   жестоких   поработителей.   Но   царским войскам было не до Сибири, они сражались далеко на западе. Не воины царя Ивана IV, а удалая казацкая вольница стала героем освобождения сибирских земель от несметных татарских полчищ. Об этой неравной борьбе и рассказал художник. У ч и т е л ь . Но где же неприятель? Всмотритесь. Татар вы видите на том берегу реки. Из истории вы знаете, что это река Иртыш. Широкой полосой уходит она вдаль и делит картину наискосок, по диагонали, на два лагеря. Справа, под знаменем, рослые воины в шлемах, в высоких шапках – это наши. А за рекой – под крутым берегом – враги. Их много. Весь берег так и кишит врагами.   Приземистые,   раскосые,   они   сбежали   к   самой   воде   и   целятся   в русских. А наших как мало! Только горсточка смельчаков. Вас невольно охватывает тревога: неужели враги одолеют? Но нет, дело еще не так плохо. Посмотрите – у русских ружья, из стволов вылетает пламя, а у татар только стрелы. Как вы думаете, чья возьмет? Но художник уже ответил на этот вопрос. За рекой – в самой гуще боя – враги   повернули   спины.   А   на   горе   –   всмотритесь   скорее   вдаль   –   они обратились в бегство. Обо всем этом вы давно уже знаете из учебника истории, но, не правда ли, художник заставил вас немало поволноваться. Такую картину нельзя смотреть равнодушно.   Глядишь   на   распахнувшуюся   перед   глазами   панораму   боя   и перед нами уже не холст и краски, а живая история. Кажется, что стоим мы высоко над Иртышом и у наших ног кипит сражение. Прошлое воскресло, ожило перед нами – пришло в движение, загремело, закричало, ринулось в наступление и помчалось с дикими воплями, чтобы навсегда врезаться в нашу память.   Нас   невольно   охватывает   чувство   радости,   гордости   за   отважных предков, за великий русский народ. Победа не за горами. Враги уходят под защиту   деревянного   городища.   Хан   Кучум   разбит   наголову.   Начинается отступление … И   жаркую   схватку,   и   бегство   врага   –  все   показал   Суриков   на   картине «Покорение Сибири Ермаком». Посмотрите, как   выразительно  написал   Суриков мужественных  казаков. Вглядитесь в них. Лица грозные, смелые, глаза так и горят. Тут, кажется, от одного   взгляда   и   то   побежишь.   Как   выразителен   бородатый   казак, заряжающий с дула свое ружье! А другой – усатый, на первой лодке, – ведь он гребет. Это говорит нам, что лодка движется, не стоит на месте. И не одна лодка – все челны идут вперед на татар. Вот о чем говорит нам маленькая деталь – весло в руках усатого воина. И в картине не одна такая подробность – и каждая выразительна, каждая говорит о многом. И сколько бы раз ни смотрели  мы на картину, каждый раз будем открывать  в ней все новые  и новые   детали,   еще   глубже   раскрывающие   содержание   этого   огромного исторического полотна. Художник не фотограф, он не может только полностью списывать свою картину   с   натуры.   Так   Суриков   не   присутствовал   при   завоевании   Сибири Ермаком и не видел казни взбунтовавшихся стрельцов. Значит, художники создают свои картины с помощью фантазии, своего творческого воображения, как бы заново воскрешая и показывая нам давно исчезнувших людей и не виденные   ими   события.   Но   это   воображение,   эта   фантазия   питается реальностями живой жизни, она вобрала в себя раздумья, наблюдения, весь жизненный опыт художника. В. И. Суриков, прежде чем создать свое «Покорение Сибири Ермаком», изучил   различные   литературные   материалы,   все   скупые   описания современниками этого события. Он написал множество этюдов со старинных костюмов   и   оружия,   различных   предметов   Сибири,   создал   целую   галерею портретов сибирских казаков и представителей местных народностей. Кроме того, художник сам происходил из сибирского казачества, с рождения он был окружен легендами и преданиями, обычаями, всем складом его быта. Природа того края была для него родной. Но одно скрупулезное знание костюмов, оружия, лиц и пейзажа не могло бы обеспечить создания картины, способной взволновать   зрителя.   Ее   надо   было   вообразить,   увидеть   свои   внутренним взором,   услышать   свист   стрел,   крики,   выстрелы,   топот   коней   и   плеск студеной   воды.   А   для   этого   надо   обладать   большим   художническим воображением, богатой фантазией. Суриков «увидел» эту картину, сам он об этом говорит так: «Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я потом уже Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем как у меня. Совсем похоже». Так   художническая   фантазия,   напитанная   изучением   материалов, жизненным   опытом,   живой   действительностью,   создает   то,   что   принято называть художественным образом. Художественное творчество состоит не в отражении действительности, а в ее   особом   художественном   преображении,   создании   новой   духовной реальности. Искусство   –   игра   с   образами,   а   не   реальными   объектами,   сотворение вымышленного мира, в котором живет вымышленный, а не действительный человек. У п р а ж н е н и е   дыхательной гимнастики. 1. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, ладони повернуть вперед, пальцы разведены.   Руки   скрестить   перед   грудью   так,   чтобы   локти   оказались   под подбородком,   а   кисти   сильно   хлестнули   по   лопаткам   с   одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох). 2. Исходное положение – стоя, ноги врозь, руки вниз. Поднять плечи вверх –  вдох,  опустить   плечи,  округляя   спину, –  выдох.  Поднять   плечи  –  вдох, опустить, слегка прогибаясь в пояснице и сводя лопатки, – выдох. Упражнение повторить 4–8 раз. IV. Практическая работа. З а д а н и я : 1) выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир» карандашами; 2) написать небольшой рассказ к своему рисунку. Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы;   3)   оказание   помощи   учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. V. Итог урока. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся. 2. З а с л у ш и в а н и е  рассказов, написанных учащимися к своим рисункам. Домашнее   задание:  написать   реферат   по   теме   урока   (четверти); выполнить рисунок на свободную тему (по замыслу).

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ:  РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018