Урок по ИЗО "ИСКУССТВО НАРОДОВ ГОР И СТЕПЕЙ " 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья – юрты; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов. Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», М. Аветисяна «Встреча», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды. Литературный ряд: загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого. Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий (армянская, казахская).Урок по ИЗО "ИСКУССТВО НАРОДОВ ГОР И СТЕПЕЙ " 4 класс
Иконка файла материала ИСКУССТВО НАРОДОВ ГОР И СТЕПЕЙ.docx
ИСКУССТВО НАРОДОВ ГОР И СТЕПЕЙ  Ц е л и   и   з а д а ч и :   показать   разнообразие   природы   нашей   планеты   и способность   человека   жить   в   самых   разных   природных   условиях;   дать представление   о   поселениях   в   горах;   раскрыть   образ   степного   мира   в конструкции   степного   жилья –  юрты;  развивать   творчество   и  графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – гуашь, бумага, кисти.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   репродукции   картин   М.   Сарьяна   «Колхоз   села Каринж», «Старый Ереван», М. Аветисяна «Встреча», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :  загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого. М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   запись   инструментальных   народных   мелодий (армянская, казахская). Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  II. Беседа по теме урока.  Учитель предлагает учащимся отгадать загадки: На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь.) Каменные великаны Белоснежные шапки надели. (Горы.) У ч и т е л ь . Сегодня на уроке поговорим о разнообразии природы нашей планеты,   полюбуемся   красотой   гор   и   степей,   познакомимся   с   искусством народов этих мест.  Природа   щедро   одарила   нашу   планету:   стремительные,   пенистые   реки, разлетающиеся   на   миллиарды   брызг   водопады,   седоглавые   вершины   гор   и бескрайние цветущие степи.  Учитель   демонстрирует   репродукции   произведений   художников, изобразивших   гармоничную   связь   жилья   с   природой   и   образом   жизни человека. Звучит инструментальная музыка народов гор.Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о красоте гор, степей.  В горах живу я не один! Цветы по склонам. Облака.  И золотой туман вершин Меня касается слегка. Заря пылает. В полдень – зной.  Благоухает нам трава.  Тень расстилая, надо мной Шумит прохладная листва.  О птицы гор, о розы гор,  Со мною неразлучны вы.  И сердце радуют простор И глубь небесной синевы.  Внизу луга и тишина,  И восходящею луной  Моя душа опьянена,  Рассеян грустный сон ночной.  Ваан Терьян Наш горский труженик­народ Любой порыв в тебе поймет,  Коль служишь правде ты. Наверно, тем и хороша В горах мужавшая душа – В ней нету суеты. В ней прям и щедр открытый взгляд.  И как орлы в горах парят,  Народ душой высок… Р. Асаев НАИРЯНКА Мне наирянка улыбнулась тонкостанная,  Печальных глаз был прям и огнен верный взор,  И чист был пламень, как заря, из ночи данная,  Горел и жил открытый облик девы гор. И там, где северно и сумрачно от холода,  Наирский день блеснул в душе, как солнце ал,  И в сердце роза, сердце огненно и молодо,  Оно горит и мне велит, чтоб не молчал… Ваан Терьян В о п р о с ы   д л я   о б с у ж д е н и я : –   Какие   общие   чувства   объединяют   художественную,   литературную   и музыкальную культуру народов гор? – Каков образ природы гор в искусстве?– Как связана природа гор и жилище? У ч и т е л ь   (дополняет).   Жилище   –   это   одно   из   ярчайших   проявлений культуры народа. На его конструкцию и образную выразительность большое влияние оказывают географические условия, а также народные традиции.  Жилища   горцев   –  сакли  ютятся   одно   подле   другого.   Они   чем­то напоминают башни, а весь аул в целом – крепость. Крыша сакли плоская, человек   может   на   ней   спать   в   жаркие   ночи,   сушить   на   солнце   фрукты. Маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного   аула   напоминает   скалы,  в  которых   он   приютился,   а  издали   сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов.                                   а                                                              б Образы жилищ: а – сакли; б – юртаУчитель   демонстрирует   репродукции   картин   П.   Кузнецова   «Степь», «Мираж в степи». Звучит инструментальная народная музыка народов степей.  Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и й  о красоте степей.  Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы­матушки царство прошло,  Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, – и тепло, и светло.  Пробудись и умойся росою,  В ненаглядной красе покажись,  Принакрой свою грудь муравою,  Как невеста, в цветы нарядись.  Полюбуйся: весна наступает,  Журавли караваном летят,  В ярком золоте день утопает,  И ручьи по оврагам шумят.  Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут,  По груди у тебя полосами,  Друг за дружкою, тени бегут.  Скоро гости к тебе соберутся,Сколько гнезд понавьют, – посмотри! Что за звуки, за песни польются День­деньской от зари до зари! Там уж лето … ложись под косою,  Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам! И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни,  Отдохни, моя степь, под туманом,  Беззаботно и крепко усни.  И. Никитин Колокольчики мои,  Цветики степные! Что глядите на меня,  Темно­голубые? И о чем звените вы  В день веселый мая,  Средь некошеной травы  Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом, Он вас топчет под собой,  Бьет своим копытом.  Колокольчики мои,  Цветики степные! Не кляните вы меня,  Темно­голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо,  Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой,  Только пыль взметаю; Конь несет меня лихой –  А куда? Не знаю! А. Толстой У ч и т е л ь . Казахская юрта – это жилище переносного типа, которое и по сей   день   используют   на   летних   отгонных   пастбищах.   Материал   для   них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью   и   инкрустацией   из   металла,   кожи,   кости)   выполнены   из   дерева. Замкнутость   и   обособленность   уютного   дома   располагают   к   отдыху,призывают   забыть   о   трудностях   жизни   в   степи.   И   если   сакля   в   горах уподобляется   выступам   этих   гор,   сливаясь   с   ними,   то   юрты   похожи   на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными жаркими ветрами.  Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины   много­много   лет   назад.   Калмыки­кочевники   перегоняют   свои бесчисленные   стада   и   табуны   с   одного   места   на   другое,   белеют   среди разнотравья   умело   собранные   юрты,   вьется   сизоватый   дымок,   разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры.  Стройные   девушки­калмычки   одеты   в   роскошные   бархатистые   платья­ бешметы,   расшитые   по   краям   яркими   узорами   из   золота   и   серебра. Шапки с разнообразными узорами из цветов и листьев блестят на солнце.  Кошма,   расстеленная   на   траве,   отличается   четким   стройным   рисунком. Калмыцкий национальный орнамент складывался из различных мотивов.  Самый красочный и богатый по цвету и форме мотив –  растительный, состоящий   из   степных   цветков,   стебельков,   листьев,   побегов,   пестиков, тычинок,   завязей.  Астральный,   или   небесный,   мотив  состоит   из   звезд, солнца,   луны,   радуги,   зигзагов   молний.  Животный   мотив  –   из   рисунков лошадок,   рыб,   бараньих   рогов,   жуков.   Эти   мотивы,   соединяясь,   создают прекрасный узор. Каждый элемент узора несет в себе символическое значение и служит талисманом.Декор калмыцкого национального костюма Ученик читает стихотворение: СТЕПНОЙ ВЕТЕР Прилетел я к вам издалека С доброй вестью, с новостью степною: Вот вам разноцветные шелка,  Сотканные солнцем и весною.  Вот вам нежный аромат цветов – Ими вся округа запестрела… Вот вам сила для дневных трудов – Ведь у вас сегодня много дела… Н. Байрамов   Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е   на   расслабление   (снимает   напряжение   с   мышц, расслабляет их).У ч и т е л ь .  Давно  не  было дождя, и  овощи  завяли:  сначала  опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. (Дети показывают, как завяли овощи. На счет «раз» – опускают головы, «два» роняют руки вдоль туловища, «три» – приседают на корточки.) Вдруг   закапал   дождик,   и   овощи   начали   оживать.   (Дети   повторяют упражнение в обратном порядке.) Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки. (Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз.) III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е : изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств. Перед учащимися ставится з а д а ч а : цветом выразить особенности природы степей.  Т р е б о в а н и я   к   р а б о т е : 1) горизонтальное расположение листа; 2) изображение образа степной природы; 3) соблюдение  пропорций  в  изображении  человека,  животных  и жилья; 4) выразительность, законченность, аккуратность.  IV. Итог урока. Экспресс­выставка лучших работ. Анализ и оценка работ. Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  подобрать   иллюстрации   с   изображением архитектурных памятников Средней Азии.

Посмотрите также