Урок по ИЗО "ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-БЕРЕГИНИ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ" 5 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. 2. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3. Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов. 4. Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Оборудование и материалы: 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Репродукции с исторических картин русских художников. 3. Набор открыток по теме «Русский костюм». 4. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися. 5. Таблицы с изображением последовательности изготовления и сборки куклы. 6. Бумага-картон. 7. Клей, ножницы, кисточка. 8. Кусочки хлопчатобумажных тканей. 9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.Урок по ИЗО "ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-БЕРЕГИНИ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ" 5 класс
Иконка файла материала Изготовление куклы.docx
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ­БЕРЕГИНИ  В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ (урок­практикум) Цели: 1.   Развитие   образного   и   пространственного   воображения,   эстетического вкуса. 2. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 3. Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол­идолов. 4. Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Репродукции с исторических картин русских художников. 3. Набор открыток по теме «Русский костюм». 4. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися. 5.   Таблицы   с   изображением   последовательности   изготовления   и   сборки куклы. 6. Бумага­картон. 7. Клей, ножницы, кисточка. 8. Кусочки хлопчатобумажных тканей. 9. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др. ПЛАН УРОКА 1. Беседа. 2. Из бумаги или картона сформировать устойчивый цилиндр­основание. 3. Оклеить тканью. 4. Из ниток сделать волосы, приклеить. 5. По эскизу подобрать необходимые ткани, тесьму, нитки. 6. Раскроить и сшить одежду, украсить тесьмой. 7. Изготовить головной убор по эскизу. 8. Одеть одежду и головной убор, закрепив нитками. 9. Дополнить наряд куклы украшениями из бисера или бус. Ход урока Б е с е д а . У ч и т е л ь . На пороге стоит кукла. Крепенькая, белая, ладная. Настоящая хозяйка дома. Она одинока, но вместе с тем в кукле ощущается что­то живое, бесстрашное, вселяющее веру в то, что нет ничего проходящего бесследно. Эта   кукла   вовсе   не   выглядит   детской   игрушкой.   Тут   игра   посерьезнее, растянутая на тысячелетия… Если прялку можно назвать старинной, то куклу–   древней.   В   прялке   –   уверенность   в   незыблемости   благодатного   союза человека и природы. Кукла тоже знаменует этот союз, но в ней есть нечто, о чем умалчивает прялка, – глубинная разъединенность человека и природы, одиночество и близость к таинственным силам стихий. Внутри одетой бытовой куклы, игрушки­самоделки, скрывается ее основа – идол, дух предка – вечная загадка. Они воплощали образ девы, славянской языческой   богини   плодородия.   К   ним   обращались   с   дарами   и   наговором. Куклы в большинстве своем лишены лица, туловища и, соответственно, рук и ног. Изготовление и сборка куклы Шитье туловища Шитье ручекПоследовательность сборки куклы Внутренняя основа народных кукол Ярославской области – кусок белой ткани,   набитый   тряпками   и   зашитый   в   виде   баллона,   который   затем перетягивается шпагатом или суровой ниткой так, что выделяются голова, грудь, талия и нижняя часть туловища. Одежда обычная, каждодневная, и праздничная.   Ног   эти   куклы   лишены   (стоят   на   плоском   основании),   зато нередко имеют пришитые опущенные руки. Несмотря на внешнее статуйное и иконографическое   несходство,   все   куклы­основы   в   конечном   счете происходят   от   «магического»   пращура.   Человек,   получив   право   выбора, избирает   свой   лик,  свое   телесное   подобие   в   качестве   вместилища   высших одушевленных сил природы. Возникает утрированное подобие человека. Путь от пассивного одушевления этого подобия к тождественному уподоблению его самому человеку происходит через понимание жертвы. Цель жертвы – умилостивить, для этого – нужно оторвать от себя, отдать миру   стихий.   Но   конечная   цель   жертвы   –   что­то   получить   взамен,   что­то прибавить. Для этого кукол­обрядов топили в воде, сжигали, закапывали в землю,   разрывали   на   части.   Душа   и   жертва   составляли   содержание   этих действий, предшествовавших веселью обновления. Женщины,   участницы   «колодийного   обряда»,   сначала   поклонялись Колодию (кукле­полену в женском наряде), молились ему, затем его сжигали в   печке   и   веселились.   Куклы­богини,   духи   природы,   хозяйки,   обереги   – жертвенные души, духовные пленники человека. В этом смысле безжалостное отношение   ребенка   к   любимой   кукле,  сломанной,  разорванной   на   части,  – естественно. Кукла для этого предназначена.Игра с куклой – игра в жизнь и смерть, приятие неизбежного в конечном и бесконечном, постоянном и прерывистом, общение с духом предка и потомка. В кукле обряда прошлое умирает в настоящем, чтобы возродиться в будущем, уподобляемые   свойства   возвратны.   В   кукле   обряда   совмещены   три качественные   составные расчлененного человеческого времени – прошлое, настоящее и будущее, как совмещены они в душе человека.Со   временем   жертва,   как   залог   духовного   в   человеке,   не   исчезла,   она переместилась   в   область   понимания   жизни   с   ее   трагическими противоречиями. Память об этой жертвенности хранит в себе народная кукла – значимый элемент народной культуры.                               После вводной беседы дети работают по плану, приведенному выше.Русские народные костюмы