Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс
Оценка 5

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс
познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Оборудование: методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица». Словарь: пластическая анатомия.КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ
КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА.docx
КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ Ц е л и : познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека,   пропорциями   лица   человека;   дать   понятие  средней   линии   и симметрии   лица;  учить   изображать   голову   человека   с   различно соотнесенными   деталями   лица;   развивать   наблюдательность;   воспитывать эстетический   вкус;   формировать   умение   находить   красоту,   гармонию, прекрасное   во   внутреннем   и   внешнем   облике   человека;   активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. О б о р у д о в а н и е :   методические   таблицы   «Пропорции   человеческой фигуры», «Пропорции лица». С л о в а р ь : пластическая анатомия. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь .   Послушайте   стихотворение.   Подберите   к   нему   заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет… Всем зато дана дорога – Кто какой оставит след? С. Викулов 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Для   художников   человек   всегда   был   и   остается   главным объектом   изображения.   Чтобы   изобразить   человека,   передать   его   верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности   их   образования.  В   работе   над   изображением   человеческой фигуры   верный   помощницей   художника   является  анатомия.  Эту   истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях. Раздел   анатомии,   необходимый   художникам,   называется  пластической анатомией  и   изучает   то,   что   образует   внешние   формы   тела   –   скелет, мышечный и кожный покров. Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился   внести   и   в   искусство   контроль   разума,   рациональное   начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как­то управлять стихией   эмоций,   направлять   их   действие   в   необходимое   русло.   На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой   опереться   в   изобразительном   искусстве   на   строго   научные оптические начала. Художник начинает последовательно, как исследователь, изучать перспективу и анатомию. Многие мастера ренессансной Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на   первом   плане   и   в   глубине   картины,   строго   соблюдали   верность анатомическим пропорциям, фигуры выступали как бы своего рода объемным рельефом (вспомним хотя бы работы Пьеро делла Франческо), подобно тому как выступала на фоне здания колонна. В разные времена художники по­разному изображали фигуры людей. Наши прадеды,   например,     думали,   что   время   существует   в   изобразительном искусстве   постольку,   поскольку   оно   пытается   изобразить   движение.   И художники   1910­х   с   восторгом   истинных   романтиков   рисовали последовательные   фазы   движения   велосипедиста.   Фигура   рисовалась   в причудливости последовательных фаз движения. Сразу в фас, профиль, три четверти   одновременно.   В   результате   она   на   листе   или   плоскости   холста воспринималась   как   трехмерная   скульптурная   постройка.   Художники декларировали, увлеченно проецируя в искусство тезисы физики, введение нового измерения времени. Но не поддается сомнению, что доминирующим началом в изображении человека является знание пластической анатомии. В этом   показателен   опыт   великого   создателя   «Портрета   Моны   Лизы (Джоконды)» (около 1503 года). От Леонардо да Винчи нередко ведут нити к экспериментам   современной   живописи.   Он   сделал   огромное   количество всякого рода подготовительных и «учебных» рисунков, которые вошли даже в учебники анатомии и истории медицины. Изучение перспективы, геометрии, своего   рода   незаметная   математизация   искусства   были   одной   из   основ искомой   им   гармонии   в   искусстве.   Через   соразмерность   всех   частей произведения   художник   намеревался   показать   гармонию   внутреннего   мира человека.   Для   него   важно   было   абсолютно   все   –   от   общей   конструкции композиции человеческой фигуры до каждого жеста или положения какой­ либо ее части. Посмотрите один из рисунков Леонардо да Винчи, которых он мог делать великое множество, ища самое, на его взгляд, выразительное, индивидуальное, что выделяло бы изображаемого среди остальных.  Сегодня на уроке мы будем изучать конструкцию головы человека и ее пропорции по таблицам, фотографиям. Основным   методом   нашего   изучения   нового   материала   будет   метод зарисовок. III. Изучение нового материала. 1. П р о п о р ц и и   л и ц а   ч е л о в е к а . У ч и т е л ь .   Голова,   в   особенности   лицо   человека,   является   объектом пристального внимания в портретном искусстве. Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. В деталях  их выводы отличаются  друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: голова по высоте составляет 1/7 – 1/8 части всей высоты человека. При   рисовании   для   установления на   глаз   правильных   пропорций человеческой фигуры принято какую­ нибудь ее часть принимать за единицу измерения   –   модуль,   который укладывается в высоте всей фигуры и ее   отдельных   частей   определенное число   раз.   Микеланджело принимал   за   такой   модуль   высоту головы,   которая   во   всей   фигуре укладывалась 8 ¼ раза.   Так, А   вот   профессор   Петербургской академии художеств А. Сапожников   предложил   более (ХIХ   век) подробное   пропорциональное членение   человеческой   фигуры   с помощью   более   мелкого   модуля.   За единицу   отсчета   от   принял   высоту стопы   или   шеи,   которые,   по   его выводам,   укладываются   в   высоте идеальной фигуры точно 30 раз. При этом   голова   по   высоте   занимает   4 такие   единицы   и,   следовательно, укладывается в высоте всей фигуры 7,5 раза. Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры. Все эти общие, ориентировочные данные «идеально» человеческой фигуры нужны художнику для того, чтобы, сравнивая с ними пропорции конкретной человеческой   фигуры,   всегда   легко   и   точно   находить   ее   индивидуальные особенности. Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека. Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека.   Отыскать   и   подчеркнуть   это   индивидуальное   у   конкретного человека   поможет   знакомство   с   «осредненной»   схемой   пропорций человеческого   лица.   Оказывается,   что   горизонтальная   линия   –   ось   глаз   – проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше   глаз,   занимает   столько   же   места,  как   и   то,  что   находится   ниже   их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то   есть   лоб   и   темя.   Но   это   только   кажется.   Нижняя   часть   лица   кажется больше   верхней   потому,   что   она   более   «разработана»,   более   насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их. Установив,   что   линия   глаз   проходит   точно   по   середине   головы, рассмотрим  размещение  остальных  деталей   лица. Если  всю  высоту  головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка – по 2/7. Линия рта   располагается   примерно   на   1/3   этого   расстояния.   Эта   величина   –   1/7 высота   головы   –   оказывается   модулем   и   для   ширины   головы.   Она укладывается   по   ширине   5   раз.   Расстояние   между   глазами,   как   и   между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – все равно единице. Все   приведенные   измерения   являются,   схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным   ориентиром   при   изучении   конкретных   особенностей   каждой индивидуальной головы.   конечно, 2. И н д и в и д у а л ь н ы е   о с о б е н н о с т и  деталей лица. У ч и т е л ь . Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на   «три   сорта»:   прямые,   вогнутые   (курносые)   и   выпуклые   (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть   округленными   или   узкими,   крылья   носа   –   плоскими,   выпуклыми, короткими,   удлиненными.   Спереди   носы   тоже   бывают   разнообразными:   и широкие, и узкие… От того какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхностей. Так   поверхности,   обращенные   к   источнику   света,   освещаются   сильнее, поэтому,   например,   горбатый   нос   при   верхнем   освещении   будет   отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части. Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают   очень   разнообразны   по   форме,   поэтому   необходимо   уловить   и стремиться   передавать   их   характерную   особенность:   их   размер,   полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п. Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей. Характер   глаз,   их   посадка   бывают   разнообразными:   встречаются   глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так,  что   внутренние   и   внешние   углы   их   располагаются   по   горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п. IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь . Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта. Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая ее основные части. В середине работы выясняются ее мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обобщению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное. 1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8–10 раз. 2.   Исходное   положение   –   сидя   на   стуле,   ноги   согнуты,   стопы   параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны. 3. Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук. V. Практическая работа. З а д а н и е . Выполните рисунок головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.). Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание   помощи   учащимся,   испытывающим   затруднения;   4)   контроль   объема   и качества выполненной работы. VI. Итог урока. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь . По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие­либо индивидуальные черты   лица   людей,   вы   сможете   научиться   правильно   изображать   человека,   добиваться сходства в портретах. Домашняя работа:  собрать информацию по теме; подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (по желанию, задание повышенного уровня).

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс

Урок по ИЗО "КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018