Урок по ИЗО "НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА" 5 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. 2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству. Оборудование и материалы: 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображение русского народного костюма (И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Е. Маковский «Девушка в кокошнике»; А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века», «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины XVII века в церкви» и др.; В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»; И. Билибин. Иллюстрации к сказкам; В. Васнецов «Снегурочка»). 3. Набор открыток по теме «Русский народный костюм». 4. Музыкальный ряд: русские народные песни. 5. Комплект художественных материалов. 6. Ткани, тесьма, клей, ножницы для аппликации.Урок по ИЗО "НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА" 5 класс
Иконка файла материала народная праздничная одежда.docx
НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Цели: 1.   Познакомить   учащихся   с   русским   народным   костюмом,   понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. 2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. 3.   Продолжить   развитие   эстетического   и   художественного   вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображение   русского   народного   костюма   (И.   П.   Аргунов   «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Е. Маковский «Девушка в кокошнике»; А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века», «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины XVII века в церкви» и др.; В. И. Суриков «Посещение   царевной   женского   монастыря»;   И.   Билибин.   Иллюстрации   к сказкам; В. Васнецов «Снегурочка»). 3. Набор открыток по теме «Русский народный костюм». 4. Музыкальный ряд: русские народные песни. 5. Комплект художественных материалов. 6. Ткани, тесьма, клей, ножницы для аппликации. ПЛАН УРОКОВ 1.  Беседа   о   народном   костюме.   Связь   композиции   костюма   с  народной архитектурой   и   орнаментом   в   народном   искусстве.   Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. 2. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. 3. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. 4. Начало работы над окончательным вариантом. 5. Завершение работы над эскизом. 6. Выставка и обсуждение работ. Ход урока Б е с е д а . У ч и т е л ь . Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где­то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизнирусской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой? Дети высказывают свои мысли. Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. А   какую   одежду   тогда   носили?   Она   отличалась   от   нашей?   Из   чего состояла? Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым   распространенным   видом   праздничного   головного   убора   был кокошник – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми   и   серебряными   нитями.   Посмотрите,   какие   они   были   красивые, разных форм!  И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом. В   южных   районах   России   был   распространен   другой   вид   одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).   Эта   одежда   была   в   отличие   от   сарафана   только   крестьянской.Понева   шилась   из   шерстяного   клетчатого   домотканого   материала.   Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. Русский северный женский костюм:  1 – красная рубаха, повойник; 2 – распашной сарафан с поясом, кокошник,  сапожки; 3 – распашная душегрея; 4 – шугай (душегрея с длинным рукавом) Русский южный женский крестьянский костюм:  1 – исподняя рубаха; 2 – красная рубаха, повойник, пояс; 3 – понева, лапти  с онучами и оборотами; 4 – передник­запон, головной убор «сорока»,  нашейные и нагрудные украшения; 5 – навершник                            Праздничный костюм                                молодой крестьянки.                                 Тульская губерния          Женские праздничные костюмы:     1 – Воронежская губерния;     2 – Орловская губернияМеста украшения рубах у женщин и мужчин На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца, вышивался ромб. Места украшения юбки­поневы Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были черные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет поневного ансамбля – красный. У ч и т е л ь .   А   теперь   рассмотрим   фотографии   одежды   из   музея этнографии в Санкт­Петербурге, а также картины русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.Основные виды сарафанов Постановка художественной задачи У ч и т е л ь . На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз   костюма.   Каждый   выбирает   технику:   либо   рисунок   красками,   либо аппликацию   из   кусочков   ткани.   Можете   пользоваться   рисунком   фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.    Проводится   индивидуальная   работа,   уточняется   композиционный   замысел   каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений. Подведение итогов. Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.