расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать технику работы кистью; воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.
Оборудование: репродукции картин с изображением натюрмортов К. А. Коровина «Рыбы, вино, фрукты», К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»; образец педагогического рисунка.
Словарь: натюрморт.Урок по ИЗО "НАТЮРМОРТ В ГРАФИКЕ. ЦВЕТ В НАТЮРМОРТЕ" 6 класс
НАТЮРМОРТ В ГРАФИКЕ. ЦВЕТ В НАТЮРМОРТЕ
Ц е л и : расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве
его выразительных возможностей; учить выражать в натюрморте свои
настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
развивать технику работы кистью; воспитывать художественный вкус,
эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин с изображением натюрмортов К.
А. Коровина «Рыбы, вино, фрукты», К. С. ПетроваВодкина «Утренний
натюрморт»; образец педагогического рисунка.
С л о в а р ь : натюрморт.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
У ч и т е л ь . Послушайте описание картины и определите ее жанр.
Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.
Две девочки на выставке остановились перед картиной с букетом цветов
сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего особенно увлекательного. Но
как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной
вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит
веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой
скатерти, – блюдо с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое
сочное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а рядом
персик – так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. Надо быть
большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.
Что это за картина?
У ч е н и к и . Натюрморт. Значит, урок будет посвящен расширению знаний
о натюрморте.
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему урока.
У ч и т е л ь . Вспомните, какие основные компоненты составляют
живописное полотно.
У ч е н и к и . Композиция, рисунок, колорит.
У ч и т е л ь . Действительно, первый слог живописной азбуки –
расположение фигур на картине – художники называют композицией.
Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль
художника, идею картины.Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный
рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и
настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы
знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков тонов,
пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют
художники, колорит живописи.
Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с «мертвой»,
неподвижной – с натюрморта (от французского natura morte – мертвая
природа, натура). Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)
Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с
разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит
положение.
Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить
форму предметов, передавать цветом настроение.
III. Изучение нового материала.
1 . С о о б щ е н и е теоретических сведений.
У ч и т е л ь .
Вспомните,
какие
предметы
изображаются
в
натюрмортах. (Ответы учащихся.)
Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил
широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть
Бельгии) в ХVII веке.
В голландских натюрмортах, плотно, густо написанных масляными
красками, чаще всего изображались всевозможные яства: хлеб, фрукты,
эффектно нарезанная сочная ветчина, дичь, вино в хрустальных бокалах,
бывшие главным наслаждением в жизни.
Но есть и совсем другие натюрморты, например акварель М. Врубеля
«Роза». Одинокий прекрасный цветок стоит в прозрачном стакане. Никакого
окружения не изображено – художник любуется единственно ею, все
остальное ему неважно. Эта одинокая роза, как будто изваянная из
тончайшего фарфора, олицетворяет мечту художника о красоте.
Вот так в натюрмортах могут быть переданы совсем разные образы
«мертвой» природы, выражающие мировосприятие автора.
2. Н а б л ю д е н и е за натюрмортом в графике.
У ч и т е л ь . Натюрморт может быть выполнен и в технике графики. Но
если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а
рисунок играет хоть и необходимую, но все же вспомогательную роль, то в
графике роль рисунка решающая. Линии и пятна рисунка должны передаватьобъемную форму в пространстве. Но рисуя черным по белому, необходимо
также стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску
предметов, их фактуру.
Рассмотрите на плакате последовательность работы над рисунком
натюрморта.3. О з н а к о м л е н и е с цветовым решением в натюрморте.
У ч и т е л ь . Натюрморт включает изображения богатства природного мира
и мира вещей, окружающих человека. И каждый из этих предметов не
бесцветен. Цвет в натюрморте не только выражает объективную сущность
вещей, но и показывает личное отношение к нему живописца, открывает
индивидуальность художника, понимание им чувства прекрасного.
К натюрморту обращаются мастера самых различных художественных
взглядов и направлений.
Рассмотрим работы двух талантливых и очень разных русских художников
К. А. Коровина и К. С. ПетроваВодкина.
Певцом радости называли ученика Саврасова и Поленова Константина
Коровина. «Его манили и ему улыбались все краски мира», – говорил о нем
художник Константин Юон. Коровин не поддался общей эпидемии уныния,
характерной для большинства интеллигенции конца ХIХ века. Он мечтал о
создании своей симфонии красок. Он добивался, чтобы его полотна были
гармоничны, музыкальны.
«Фальшивый аккорд красок, – утверждал живописец, – так же режет глаз
художника, как фальшивый аккорд – ухо музыканта».
«В живописи Коровина, – подчеркивал художник Сергей Герасимов, – есть
особенная музыкальность, свой живописный, красочный ритм …»
Замечательный колорист, Коровин великолепно «оркестровал» свои
картины. Краски, подобные голосам различных инструментов в оркестре,
дополняя и обогащая друг друга, сливаются на его полотнах в гармоническое
звучание целого.
Коровина захватывает чувственная красочность предметного мира, и он,
наслаждаясь ею, спешит ее запечатлеть. Коровин внимательно всматривался в
краски постоянно изменяющейся природы. Его полотна сверкали, пели,
утверждали радость жизни на земле.
В натюрморте «Рыбы, вино и фрукты» широкие, быстрые, как бы
торопящиеся и в то же время положенные в определенном порядке мазкикрасок «вылепливают» нанизанных на связку блестящих, серебристых,
отливающих перламутром рыб, разбросанные спелые розовожелтокрасные
яблоки, бутылку с густокрасным, мерцающим ярким пламенем напитком. По
сути, и густые тени, и рефлексы – все это цветовые пятна, смело и артистично
положенная краска. Форма предметов подчас теряет четкость, но она сама по
себе не интересует художника. Он анализирует их цвет, усложненный,
измененный и обогащенный под влиянием солнечного света и соседних
предметов. Серебристый цвет рыбьей чешуи складывается из красок холодной
гаммы: голубых, сиреневых, розовых; стекло бутылки принимает на себя
голубые, синие, розовые рефлексы и само бросает кругом золотые и красные
рефлексы, тень от бутылки окрашивается проникающим сквозь напиток
солнечным лучом в золотисторозовые тона. И все эти пятна цвета, то
контрастнохолодные (рыбы) и теплые (бутылка, яблоки), то мягкие,
гармоничные (розовые тени и желтокрасные яблоки), взаимно влияя друг на
друга, образуют цветовое единство картины, ее сочный и звучный колорит.
Кажется, что художник буквально упивается красочным богатством
окружающего мира. Его восторженночувственное, чисто эмоциональное
восприятие мира передается зрителю – от полотна К. А. Коровина исходит
ощущение радости жизни.
В отличие от К. А. Коровина К. С. ПетровВодкин внимательно изучает и
анализирует форму предмета. В «Утреннем натюрморте» он выбирает
высокую точку зрения, которая позволяет ему видеть предметы наиболее
полно и сверху, и сбоку. Предметы не загораживают друг друга. Каждый из
них в какойто степени самостоятелен и потому както особенно значителен.
Их формы поражают удивительной пластической четкостью, конкретностью и
чистотой. С такой же точностью выявлен материал, из которого они сделаны,
его фактура: плотная, гладкая и теплая поверхность деревянного стола,
блестящая металлическая чайникасамовара, отражающая в себе, как в
зеркале, яйцо, холодноватая матовость фарфорового блюдечка, прозрачность
стакана, в гранях которого преломляется ложечка, нежная невесомость
полевых цветов. Но такое скрупулезное изучение предметов в разных
аспектах отнюдь не приводит к их изолированности. Два основных тона –
теплый золотистооранжевый и холодный зеленоватоголубой, перекликаясь в
разных предметах (одно яйцо принимает на себя голубые рефлексы, другое –
оранжевые, блестящие грани чайника отражают как синий, так и оранжевые
цвета), образуют цветовую гамму, подчиняющую себе все изображенные
предметы, их объединяющую. Цветовая гамма, построенная на сочетании
дополнительных цветов – оранжевожелтого и синего (цвета, при
сопоставлении усиливающие друг друга), одинаково чистых, определенных извучных, наполняют картину утренней свежестью. В натюрморте К. С.
ПетроваВодкина предметы не только демонстрируют совершенство и
чистоту своих форм, свою самостоятельную ценность и красоту, но
приобретают глубокий внутренний смысл, приоткрывают для нас мир
художника, внешне строгого, сдержанного, а в душе тонко поэтического.
Вот так много рассказал нам цвет.
У п р а ж н е н и я для концентрации внимания:
1. Сесть удобно, слегка зажмуриться, расслабить мышцы тела,
сконцентрировать внимание на переносице. Образно представить, что вы
дышите через «точку» между бровями. Так дышать 2–4 раза.
2. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Медленно садитесь на стул и
сразу же вставайте (повторить 14–16 раз).
3. Исходное положение – стоя, руки опираются на спинку стула. Поднять
правую ногу назад как можно выше, прогнуть спину, голову держать высоко.
Задержаться в таком положении. То же самое сделать левой ногой.
Упражнение повторить 4–10 раз.
IV. Актуализация знаний.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как
вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот
натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет
настроения.
Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается
рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и
показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после
этого рисующий работает с красками.
Прочитайте, что записано на доске. Определите границы предложений.
Запишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные
буквы прописными. Если возможно двоякое решение, выберите лучший, с
вашей точки зрения, вариант. Объясните свой выбор. Что же главное в
картинах? Что дает нам в жизни искусство?
Н а д о с к е:
Разложи на столе карандаш спицу пенал кубик и щепку не так
попробуем еще раз так получается красиво чувствуете, как красиво
оказывается от самых простых вещей можно получать разные
впечатления радоваться, если все толково разложено, или злиться, что
получается неприятный кавардак… Может быть и неприятный кавардаки грустный и уютный и неприветливый над самыми простыми свойствами
вещей предметов и красок задумывался художник Казимир Малевич на
своих картинах он старался так расставить предметы и покрасить их
разными красками, чтобы создать главное радость для глаза и оказались
эти фигуры цвета и порядок их расположения на картине – полными
тайн. (По Л. Яковлеву.)
V. Практическая работа.
З а д а н и е .
Выполните рисунокнатюрморт в какомлибо из
эмоциональных состояний (грусть, таинственность, праздничность и т. д.);
(работа красками).
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы :
1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности
выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся,
испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной
работы.
VI. Итог урока.
1 . В ы с т а в к а р а б о т .
2 . З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о .
У ч и т е л ь . Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними,
решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи
выбора палитры красок. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем
эмоциональном состоянии в этот день.
Посмотрите на натюрморт Шардена «Атрибуты искусства».
Большой успех довелось пережить в свое время художнику Шардену на выставке в
Салонах 1765–1767 годов, где он выступил с натюрмортами «Атрибуты наук и искусств».
К типу таких натюрмортов относятся и те, что находятся в Музее изобразительных
искусств в Москве и Эрмитаже в СанктПетербурге.Что бы вы могли сказать об авторе этой картины? Каким вы себе представляете его?
По каким средствам в изображении вы пришли именно к этому образу? Каким настроением
навеян рисунок? (Ответы учащихся.)
Немного непривычные для нас неживые предметы использовал живописец, но мы не
сомневаемся, что это тоже натюрморт.
Помимо обычных для Шардена живописных достоинств, в натюрмортах особенно ясно
выступает умение выдвинуть на первый план значительное, затушевать второстепенное.
Несмотря на то, что в этих картинах не изображен человек, зритель чувствует его
невидимое присутствие. Изображает ли Шарден художественную утварь, музыкальные
инструменты или глиняную кружку и несколько луковиц, всегда чувствуется, что он
привык ценить эти вещи не для любования глаза, но для удобства и украшения
человеческой жизни.
О таком художнике охотнее всего хочется повторить краткие и выразительные слова
Дидро: «Это великий колорист… это вершина техники… это сама природа…»
Домашнее задание: подобрать вырезки из журналов, газет, календарей, открытки с
изображением натюрмортов; рассказать об их авторах; сделать анализ композиционного,
цветового решения и формообразования. Индивидуальное задание: подготовить доклад на
тему «Выразительные возможности натюрморта».