1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
2. Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
3. Литературный ряд: текст гимна России.
4. Музыкальный ряд: гимн России.
5. Художественные материалы.О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ
Цели:
1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба,
символическим значением цвета и формы в них.
2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого
человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство
гражданина своей страны.
4.
Развивать творческий интерес,
познавательную активность,
ассоциативнообразное мышление.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
2. Схемытаблицы с изображением основных элементов классического
герба.
3. Литературный ряд: текст гимна России.
4. Музыкальный ряд: гимн России.
5. Художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об
основных элементах гербов и их символическом значении.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов, анализ и защита работ.
Ход урока
Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают).
Б е с е д а .
У ч и т е л ь . Ребята, что за музыка сейчас звучала?
– Это гимн России.
– А что такое гимн?
– Это отличительный знак, символ нашего государства.
– А какие еще государственные символы вы знаете?
– Герб, флаг.Вот герб и флаг нашего государства
– Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились
первые гербы и для чего они нужны. Герб – немецкое слово. В переводе на
русский оно означает «наследство». Герб – это условное изображение,
являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в
старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции
владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы?
У ч е н и к . Я думаю, что в романский период Средневековья, когда
строились рыцарские замки и устраивались турниры
У ч и т е л ь . Правильно. Предшественниками гербов были родовые и
семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек,
зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия,
крестьяне – инвентарь и скот.
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних
государств. В III тысячелетии до н. э. в Шумере это был орел с львиной
головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи –
двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города.
Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь.Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы
символически передавали их характерные особенности, местные отличия,
исторические события, в них произошедшие.
Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной
Европе в XI–XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров.
Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они
стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги
владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и
появилось слово герб.
Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были
распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять
гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика.
Образовалась своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба
считается щит – как поле для изображения эмблемы.
Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует
плакат).
При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро и меха.
Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут
означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный?
У ч е н и к и . Красный – цвет крови, храбрость. Черный – траур. Зеленый –
спокойствие. Золотой – богатство. Серебряный – благополучие, чистота.
У ч и т е л ь . В большинстве случаев вы правильно определили значение
цветов. Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Серебряный –
невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, красота, ясность.
Красный – храбрость, мужество. Зеленый – надежда, изобилие, свобода.
Черный – скромность, ученость, печаль.Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное.
Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали –
пересеченный, по диагонали – скошенный.
На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа,
оружие и т. п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев –
сила, мужество, великодушие. Леопард – храбрость, отвага. Орел – власть,
господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь – храбрость
льва, зоркость орла, сила и быстрота. Собака – верность, преданность,
повиновение. Кошка – независимость. Овца – кротость. Единорог – чистота,
непорочность. Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость. Ворон –
долголетие. Феникс – бессмертие. Змея – вечность. Дуб – крепость, сила.
Солнце – свет, богатство, изобилие. Звезда – ночь, вечность. Посох – духовная
власть.
Гербы феодалов Гербы ремесленных цеховГерб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную
идею герба. У российского герба девиза нет.
Герб Москвы.
На гербе изображен символический русский воин,
защищавший свою страну от врагов
Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба.
У ч е н и к и . «Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость».
Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего города?
Постановка художественной задачи.
У ч и т е л ь . Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах
их составления.
А сейчас я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба или
герба своей семьи.
При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать
новые знания о гербах.
Выполнение задания.
Подведение итогов.
Выставки и защита работ «Мой личный герб» и «Герб моей семьи».Работа учащихся
Работы учащихся могут быть использованы для оформления и проведения
конкурса «Герб моей семьи» при организации школьной «Недели семьи».
Работы учащихся