Урок по ИЗО "О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ" 5 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. 2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей. 3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. 4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. Оборудование и материалы: 1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг). 2. Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба. 3. Литературный ряд: текст гимна России. 4. Музыкальный ряд: гимн России. 5. Художественные материалы.О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ
Иконка файла материала о чем рассказывают гербы.docx
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ Цели: 1.   Познакомить   учащихся   с   основными   частями   классического   герба, символическим значением цвета и формы в них. 2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей. 3.   Воспитывать   любовь   к   Родине,   ее   истории,   культуре,   чувство гражданина своей страны. 4.   Развивать   творческий   интерес,   познавательную   активность, ассоциативно­образное мышление. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг). 2.   Схемы­таблицы   с   изображением   основных   элементов   классического герба. 3. Литературный ряд: текст гимна России. 4. Музыкальный ряд: гимн России. 5. Художественные материалы. ПЛАН УРОКА 1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении. 2. Постановка художественной задачи. 3. Практическое выполнение задания. 4. Подведение итогов, анализ и защита работ. Ход урока Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают). Б е с е д а . У ч и т е л ь . Ребята, что за музыка сейчас звучала? – Это гимн России. – А что такое гимн? – Это отличительный знак, символ нашего государства. – А какие еще государственные символы вы знаете? – Герб, флаг.Вот герб и флаг нашего государства – Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Герб – немецкое слово. В переводе на русский   оно   означает   «наследство».   Герб   –   это   условное   изображение, являющееся   символом   и   отличительным   знаком   государства,   города,   а   в старину   –   рода   или   отдельного   лица,   отражающее   исторические   традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы? У ч е н и к .   Я   думаю,   что   в   романский   период   Средневековья,   когда строились рыцарские замки и устраивались турниры У ч и т е л ь .   Правильно.   Предшественниками   гербов   были   родовые   и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок,   элементарных   рисунков   ремесленники   помечали   свои   изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств.  В III  тысячелетии  до  н.  э.  в  Шумере это  был  орел  с львиной головой,   в   Египте   –   змей,   в   Армении   –   лев,   в   Византийской   империи   – двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь.Являясь   отличительной   эмблемой   государства   или   города,   гербы символически   передавали   их   характерные   особенности,   местные   отличия, исторические события, в них произошедшие. Особую   разновидность   представляют   гербы,   появившиеся   в   Западной Европе в XI–XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали   более   осмысленными,   их   целью   было   увековечить   ратные   подвиги владельца,   ими   стали   дорожить   и   передавать   по   наследству.   Тогда   и появилось слово герб. Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями   на   рыцарских   турнирах,   стали   описывать   и   составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. Известно   пять   форм   западноевропейских   щитов  (демонстрирует плакат). При составлении гербов использовали финифть, золото,  серебро  и  меха. Цвет   в   гербе   имеет   символическое   значение.   Подумайте,   что   могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный? У ч е н и к и .  Красный – цвет крови, храбрость. Черный – траур. Зеленый – спокойствие. Золотой – богатство. Серебряный – благополучие, чистота. У ч и т е л ь .   В   большинстве   случаев   вы   правильно   определили   значение цветов.   Золотой   –   богатство,   сила,   верность,   постоянство.   Серебряный   – невинность,   чистота,   девственность.   Голубой   –   величие,   красота,   ясность. Красный   –   храбрость,   мужество.   Зеленый   –   надежда,   изобилие,   свобода. Черный – скромность, ученость, печаль.Поле  щита   может   быть  однотонное,  простое   или  разделенное,  сложное. Щит   бывает   разделенным   по   вертикали   –   рассеченный,   по   горизонтали   – пересеченный, по диагонали – скошенный. На   поле   щита   есть   изображения:   животные,   мифологические   существа, оружие и т. п. Каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев – сила, мужество, великодушие. Леопард – храбрость, отвага. Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость. Конь – храбрость льва,   зоркость   орла,   сила   и   быстрота.   Собака   –   верность,   преданность, повиновение. Кошка – независимость. Овца – кротость. Единорог – чистота, не­порочность.   Кабан,   вепрь   –   мужество,   неустрашимость.   Ворон   – долголетие. Феникс – бессмертие. Змея – вечность. Дуб – крепость, сила. Солнце – свет, богатство, изобилие. Звезда – ночь, вечность. Посох – духовная власть.                                  Гербы феодалов                     Гербы ремесленных цеховГерб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. У российского герба девиза нет. Герб Москвы. На гербе изображен символический русский воин,  защищавший свою страну от врагов Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба. У ч е н и к и .  «Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость». Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего города? Постановка художественной задачи. У ч и т е л ь .  Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. А сейчас я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи. При   выполнении   самостоятельной   работы   постарайтесь   использовать новые знания о гербах. Выполнение задания. Подведение итогов. Выставки и защита работ «Мой личный герб» и «Герб моей семьи».Работа учащихся Работы учащихся могут быть использованы для оформления и проведения конкурса «Герб моей семьи» при организации школьной «Недели семьи». Работы учащихся