Урок по ИЗО "ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, ХАРАКТЕР ОДЕЖДЫ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

дать представление о технике оригами; познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение; развивать умения работы с акварелью, пастелью; воспитывать уважение к культуре другого народа. Оборудование: для учителя – методические таблицы, фотографии, репродукции; для учащихся – бумага, цветная бумага, графические материалы, клей ПВА, ножницы. Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде. Литературный ряд: японская народная песенка.Урок по ИЗО "ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, ХАРАКТЕР ОДЕЖДЫ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ" 4 класс
Иконка файла материала Образ человека.docx
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, ХАРАКТЕР ОДЕЖДЫ  В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ц е л и   и   з а д а ч и :  дать представление о технике оригами; познакомить с   изображением   японской   женщины,   с   японским   национальным   костюмом; учить   выделять   средства   художественной   выразительности   в   живописи; развивать   композиционное   мышление,   творчество,   воображение;   развивать умения   работы   с   акварелью,   пастелью;   воспитывать   уважение   к   культуре другого народа.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, фотографии,  для   учащихся  –   бумага,   цветная   бумага,   графические репродукции; материалы, клей ПВА, ножницы.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :  японская народная песенка. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. Учитель предлагает прочитать ребус.  О т в е т : оригами. II. Работа по теме урока.  1.  Р а с с к а з   о б   о р и г а м и . Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не   известно.   Предполагают   лишь,   что   изготовление   красочных   фигурок   в   далекой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием,   связанным   с   религиозным   культом   «многоликой»   и   «тысячерукой»   богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.Утратив   со   временем   свое   религиозное   предназначение,   оригами   стало   украшением японского   быта,   народных   праздников,   карнавальных   шествий.   Это   искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое   распространение   во   многих   странах.   Свидетельство   тому   –   различные представительные выставки, центры оригами.  Знаменитые  бумажные журавлики, выполненные способом  оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара   и присылают  японским  сверстникам,  выражая  тем  самым  свою  солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы  взлетают сотни   тысяч   бумажных   журавликов.   А   как   вечный   символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.  Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие.  2.  Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а   «Массе   буммет»   («Цивилизация   сосновой иглы»).  В классе находятся различные по форме сухие ветви деревьев.  У ч и т е л ь .   Мастер   изображения   и   мастер   украшения   просят   вас «оживить» сухие ветви, наполнить их радостью жизни. Для этого каждому нужно по схеме­таблице изготовить способом оригами бабочку, украсить ее и «посадить» на наши ветви.  Варианты  украшения  поделки  учащиеся  продумывают  самостоятельно.  Если учащиеся хорошо знакомы с техникой оригами, то возможен вариант самостоятельного конструирования (без схемы изготовления) работы. Работа выполняется в течение 5 минут.Учитель демонстрирует репродукции произведений К. Утамаро  «Три прославленных красавицы» и «Женщины за туалетом» или другие различные фотографии, рисунки с изображением женского образа в японской культуре.  Показывая   их,   учитель   предлагает   классу   подумать   о   том,   схож   или отличен облик японок от тех женских образов, которые рассматривались на прошлых уроках, в чем своеобразие их внешности. У ч е н и к и . Тонкий, идеальный овал лица, миндалевидные узкие и длинные глаза, соболиные густые брови, словно в удивлении приподнятые вверх.Учитель обращает внимание учащихся на средства выражения, которыми пользуется художник: красавицы нарисованы линиями, похожими на струйки водопада,   плавными,   текучими,   изящными,   тонкими.   Сложные   прически японок напоминают волны в море.  На   примере   произведений   японских   художников   Т.   Киёнаго   «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива», Харинобу «Красавица» учитель знакомит учащихся с национальной одеждой кимоно (прямой халат с уложенным в бант на спине широким поясом и широкими рукавами), которое дополняют особое белье, специальная обувь, различного вида накидки, а также украшения для прически.   Учащиеся   сравнивают   силуэт,   форму   и   декор   национального японского костюма с окружающей средой и находят их связи. У ч и т е л ь . Кимоно кроится по геометрическим линиям, не связанным с чьей­то конкретной фигурой, и шьется по единому образцу, который вошел в обиход   за   много   веков  до   появления   стандартного   готового   платья.  Полы здесь не застегиваются, а запахиваются, длина всегда имеет большой запас, так что, надевая кимоно, японка всякий раз как бы заново подгоняет его по себе. Покрой японского кимоно в основном сложился в VII веке и за минувшие тринадцать   столетий   лишился   своих   свободных   линий.   Однако   даже   в современном   виде   кимоно   облегает   женскую   фигуру   не   для   того,   чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть естественные очертания. Широкий пояс с бантом   на   спине   носится   выше   талии,   делая   японку   плоской   спереди   и горбатой сзади. Японка стягивает себе не только талию, но и торс, обрекая грудь на участь цветка, сжатого страницами гербария.  Не   только   внешний   облик,   но   и   поведение   японской   женщины   резко меняется в зависимости от того, в чем она одета. В кимоно она всегда строго следует   старинному   этикету.   Насколько   грациозен   каждый   ее   жест   в национальном костюме, когда, опустившись на колени, она раздвигает седзи, настолько неуклюжей выглядит она на татами в короткой юбке.  По большим праздникам кимоно надевают и мужчины. Как правило, это строгие, темно­синие или черные кимоно, они мало украшены в отличие от «цветущих» женских.У п р а ж н е н и е  «Улыбки» (движения произвольные).    Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнышко встало – Утро настало,  Утро настало –  Птицы запели,  Птицы запели –  Дети проснулись,  Дети проснулись – Улыбки повсюду.  III. Самостоятельная работа учащихся.  В ходе практической работы дети завершают панно «Праздник цветения вишни­сакуры»,   изображая   людей   и   украшая   улицы   города   гирляндами цветов,   японскими   фонариками,   лентами.   Часть   учащихся   выполняет   на свитках   индивидуальные   работы   –   изображение   японок   (погрудные   или   в полный рост) на фоне цветущих веток.  Творчество   класса   распределяется   следующим   образом:   6–7   учащихся рисуют   фигуры   на   панно   и   украшают   город,   10   человек   выполняют индивидуальные работы – на больших листах (свитках) изображают японок в кимоно,   а   остальные   рисуют   фигуры,   которые   затем   вырезаются   и прикрепляются   к   панно   булавками.   После   коллективного   обсуждения композиционного решения панно фигурки приклеиваются.IV. Итог урока.  Изучение культуры Японии завершается демонстрацией  коллективных и индивидуальных работ, их анализом и оценкой. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: прочитать сказки народов гор и степей.

Посмотрите также